Posted 6 апреля 2011,, 05:00

Published 6 апреля 2011,, 05:00

Modified 11 ноября 2022,, 18:41

Updated 11 ноября 2022,, 18:41

Алексей Янин: Дорожает солярка — дорожает все!

6 апреля 2011, 05:00
Необоснованно высокие цены на дизельное топливо привели к подорожанию продуктов питания и росту тарифов, считает кандидат экономических наук, экс-председатель департамента экономики администрации Тюменской области Алексей Янин. Сайт Nashgorod.ru предлагает вниманию читателей интервью с видным экономистом региона.

Необоснованно высокие цены на дизельное топливо привели к подорожанию продуктов питания и росту тарифов, считает кандидат экономических наук, экс-председатель департамента экономики правительства Тюменской области Алексей Янин. Nashgorod.ru предлагает вниманию читателей интервью с видным экономистом региона.

Алексей Николаевич, в последнее время тюменских автолюбителей все больше волнует стоимость бензина и дизтоплива, не станут ли ГСМ в очередной раз дорожать?

— Главная проблема в Тюменской области не с ценами на бензин, а со стоимостью дизельного топлива, которое за последние месяцы сильно подорожало. В феврале 2011 года, к примеру, оно стоило на 27 % дороже, чем годом ранее, в то время как бензин подорожал за год только на 7-8%.Высокие цены на дизтопливо раскручивают инфляционную цепочку, ведь на нем работают грузовики, которые возят различные товары, сельхозтехника, городской транспорт. Увеличение стоимости дизельного топлива влечет за собой удорожание продуктов, увеличение платы за проезд в автобусе и многое другое.

С чем связан такой рост стоимости дизельного топлива? У нас что, дефицит солярки?

— Нет, это в некотором смысле жульничество со стороны нефтяных компаний. Они сейчас оправдываются, говоря о том, что возрос спрос на дизельное топливо. Но ведь можно изменить структуру производства — вместо бензина выпускать больше солярки. И по последним данным статистики, меньше дизтоплива не стало. Налицо спекулятивная политика нефтяников.

Сейчас в российской прессе часто говорят о том, что цены на топливо вырастут из-за закрытия на ремонт сразу трех нефтеперерабатывающих заводов в апреле этого года.

— У нас в России 28 крупных НПЗ и более 100 мини-заводов. В течение года несколько предприятий всегда останавливают свою работу из-за планового ремонта. Это обычное явление и не надо создавать из него панику, как делают сейчас в некоторых СМИ.

Но ведь цены на бензин и дизельное топливо не стоят на месте, а продолжают ползти вверх. Кто в этом случае может обуздать нефтяников, чтобы они повернулись лицом к потребителю?

— В первую очередь, этим должна заниматься Федеральная антимонопольная служба. У нее есть все рычаги влияния. Но нужны не разовые, а комплексные меры. Кстати, в ФАС уже придумали механизм установления справедливых цен на нефть и нефтепродукты. Этот документ сейчас рассматривают в правительстве.

А в других странах есть подобные механизмы влияния на производителей топлива?

— В других странах на рынке нефтепродуктов большая конкуренция. К сожалению, в России и в Тюменской области в частности такая система отсутствует. У нас в регионе весь рынок поделен двумя компаниями — «Газпром нефть-Тюмень» и «Лукойл». Только они производят бензин и дизтопливо. Остальные заправки покупают горючее у них. Это негативно влияет и на рынок сбыта. Вот в США и Европе, наоборот, конкуренция острейшая! Очень часто заправки разных фирм стоят друг напротив друга через дорогу. Поэтому и таких скачков цен, как у нас, там не бывает.

Каков Ваш прогноз по поводу изменения цен на бензин и дизельное топливо в Тюменской области? Кто-то говорит, что уже к лету 95-й бензин может подорожать до 30 рублей. Стоит ли верить таким заявлениям?

— Бензин будет дорожать, но 30 рублей — это, конечно, перебор. Я думаю, что до конца года самая популярная сейчас марка АИ-95 подорожает до 26-27рублей, не больше. А вот стоимость дизельного топлива может и должна снизиться. Хотя бы на рубль.

Но все равно российские автолюбители каждый год тратят немалые суммы на топливо. Может быть, через несколько лет мы пересядем на машины с гибридными двигателями? Вон сейчас на государственном уровне активно пиарят «Ё-мобиль» бизнесмена Прохорова, постоянно говорят об энергосбережении. Нефть начинает сдавать свои позиции?

— Об электромобилях речь идет уже как минимум лет двадцать. Но в ближайшие годы они в России погоды не сделают. Да и чтобы зарядить электромобиль, нужно сжечь все то же топливо. Я считаю, что в ближайшие10-15лет транспорт на нефтепродуктах точно останется вне конкуренции.

Михаил Захваткин

"