Posted 6 июня 2018,, 05:28

Published 6 июня 2018,, 05:28

Modified 11 ноября 2022,, 20:12

Updated 11 ноября 2022,, 20:12

О концепции свободного образования в ТюмГУ

6 июня 2018, 05:28
Сегодня российская система образования находится на пороге эволюционных преобразований, и каждый университет пытается определить свою модель развития. Кто-то следует классической российской практике, а кто-то, как Тюменский госуниверситет, внедряет систему построения индивидуальных траекторий обучения.

Сегодня российская система образования находится на пороге эволюционных преобразований, и каждый университет пытается определить свою модель развития. Кто-то следует классической российской практике, а кто-то, как Тюменский госуниверситет, внедряет систему построения индивидуальных траекторий обучения.

Сейчас, так или иначе, все обращаются к теме свободного образования и к апробированным моделям работы университетов мирового класса. В мире существует несколько концепций свободного образования.

Во-первых, есть вузы, придерживающиеся в своей образовательной деятельности так называемой концепции «вечной философии», которая предполагает обязательное изучение набора «великих текстов». И задача бакалаврской программы – провести студента через все эти тексты, а дальнейшую специализацию он получит после бакалавриата. Примером такой системы обучения можно считать Букингемский колледж, где бакалаврская программа состоит в том, что студент должен прочитать 120 «великих книг», обсудить их, написать по ним эссе и после этого получить диплом бакалавра.

Другая концепция признает существование универсальных знаний и навыков, которыми все должны обладать. Образовательная программа здесь, как и в первой концепции, предполагает заданный набор учебных курсов. Причем, это уже не обязательно набор шедевров, книг и т.п. Перечень изучаемых дисциплин в вузах, разделяющих такую концепцию, может быть разным. Главное, чтобы был фиксированный конечный результат.

Обеим этим концепциям противостоит концепция прогрессивизма, то есть концепция активного поиска студентом своей образовательной траектории, когда никаких заданных форм и рамок не устанавливается. Это открытый учебный план, набор дисциплин, в котором студент сам определяет себе траекторию, сам решает, что ему изучать. Известный университет, в котором реализован этот формат, – это элитный университет Брауна в США, относящийся к Лиге Плюща. В нем для студентов бакалавриата вообще нет никаких ограничений по выбору учебных курсов. Единственное, что он должен сделать, это пройти 32 курса за 4 года. Можно взять 32 курса по математике, и стать математиком, который кроме математики больше ничего не знает, но зато ее знает вдоль и поперек. И наоборот, можно взять 32 курса, которые вообще не повторяются, и знать понемногу обо всем.

Противоположный концепции прогрессивизма формат – это ядерная программа. Здесь предполагается, что студент бакалавриата проходит через все пространство дисциплин по заранее утвержденному плану, после чего у него есть какая-то свободная часть и специализация. Классические университеты с классическими ядерными программами – это, например, Чикагский университет, Колумбийский университет, Калифорнийский технологический институт.

В Тюменском госуниверситете, который с 2017 года выстраивает свою модель образования, наблюдается разумное сочетание ядерной и открытой программ.

Новая образовательная модель ТюмГУ позволяет студентам сформировать свой индивидуальный учебный план. Во-первых, в вузе появилась уникальная ядерная программа. Это так называемый Core – перечень дисциплин, обязательных для изучения всеми студентами, которые пришли в университет. Ядерная программа направлена на формирование цифровых компетенций, системного и критического мышления, умения работать в современных междисциплинарных командах, способности гибко адаптироваться к происходящим изменениям и принимать решения в условиях неопределённости. А во-вторых, на выбор каждого студента представлены порядка сотни элективных дисциплин из пяти областей знаний. Корректируя свою образовательную траекторию, каждый студент становится уникальным специалистом. В том смысле, что одинакового набора дисциплин у студентов, скорее всего, не будет. Значит, у каждого из них возрастает шанс найти свое рабочее место.

"