Posted 6 ноября 2017,, 11:18

Published 6 ноября 2017,, 11:18

Modified 11 ноября 2022,, 20:26

Updated 11 ноября 2022,, 20:26

1917 год. Тихая революционная Тюмень… Тихая?

6 ноября 2017, 11:18
Невероятно, но минуло ровно 100 лет с той поры, которую одни характеризуют как героическую, а другие как трагическую. Как прожила Тюмень революционную годину?

В детстве меня страшно восхитил фильм «Рожденная революцией». Одно досадовало пионерку — что все самое интересное уже произошло в нашей стране, а я безнадежно опоздала родиться. Да еще собственная единственная бабушка подливала масла в огонь, рассказывая как ездила по Тюмени в красном платке на тройке лошадей (я при этом представляла, конечно, тачанку с пулеметом!) и распевала антиклерикальные песни.

Невероятно, но минуло ровно 100 лет с той поры, которую одни характеризуют как героическую, а другие трагическую.

Воздух Петрограда к началу 1917 года был буквально наэлетризован ожиданием перемен. Впрочем, искры долетали и до далекой Тюмени. Характерны названия фильмов, которые сибиряки могли посмотреть в те дни. Так, 16 февраля Сибирская торговая газета (автор нашел оцифрованные номера за 1917 год в областной научной библиотеке имени Менделеева) писала в афише «14, 15, 16 февраля пойдет картина Скобелевского Комитета „Знамены победно шумят“ (2-я Отечест. война) в 6 частях. Эта грандиозная картина ярко изображает титаническую борьбу Русской армии с беспощадным врагом… Замечательны сцены атак в конном и пешем строю». С 15 февраля демонстрируется «выдающаяся военная картина в 4 частях. Эта картина -«Гусары смерти» — снята с настоящих событий всей войны. И сверх программы — «Кощунство немцев в Почаевской лавре».

19 февраля в Петрограде начались беспорядки. 20 февраля демонстрантов остановили ружейными залпами. Всего в те февральские дни в Петрограде погибло 1382 человека. Была распущена IV Государственная Дума.

27 февраля, в понедельник, взбунтовалась учебная команда лейб-гвардии Волынского полка. К бунтовщикам присоединились другие воинские части столичного гарнизона. Солдаты и демонстранты заняли арсенал и Петропавловскую крепость, освободив политзаключенных. Был создан Совет рабочих и солдатских депутатов. Тогда же был образован Временный исполнительный комитет Госдумы, не подчинившейся царскому указу о роспуске. Этот комитет предложил Совету, депутатам и военачальникам добиваться отречения Николая II от престола в пользу 12-летнего сына Алексея при регенстве великого князя Михаила Романова…

Царь отрекся от престола в пользу брата Михаила 2 марта, но Михаил короны не принял…

Известие об отречении Николая II от престола было получено в Тюмени 2 марта по телеграфу. В тот же день в здании городской думы состоялось заседание гласных (депутатов) с участием командиров размещенных в городе воинских частей.

В 4 часа в том же зале началось собрание представителей общественных организаций. Через три часа в клубе приказчиков (на этом месте областная филармония) продолжилось совместное заседание городской думы, общественных организаций и представителей от рабочих. Прибыли офицеры, которых встретили «несмолкающими овациями и громовыми криками „Ура!“ Замечено присутствие жандармского подполковника Полякова, заявившего, что „присоединяется к новой власти“. Его слова вызвали „взрыв аплодисментов“, пишет историк и краевед Александр Петрушин.

Всего „на небывалом для Тюмени собрании“ присутствовало более 700 человек — „заполнены зал и сцена, ходы и проходы“. Председательствовал городской голова К.А. Плишкин.

Собрание постановило: „признать Временное правительство, приветствовать его и всячески способствовать его усилению“. Принято решение: „создать в Тюмени „Временный исполнительный комитет“, который должен взять в свои руки контроль и охрану порядка в городе, обеспечение безопасности обывателей, предотвращение случаев пьянства и разных эксцессов“.

Вечером в городском театре на улице Иркутской (ныне — ул. Челюскинцев) прошел народный митинг. Зал и ярусы были так переполнены, что пришлось срочно организовать еще один митинг в клубе приказчиков (сейчас на этом месте в Тюмени находится филармония). Для демонстрации „единения армии с народом“ в воскресенье 5 марта на Базарной площади был устроен военный парад. Его принимали председатель „ВИК“ Колокольников и начальник гарнизона полковник Дмитриев.

Состоялись новые митинги: в театре — 1500 участников, в клубе приказчиков — 1000, в городской думе — 500, в железнодорожной школе — 400. Городское самоуправление приветствовали военнопленные, предложившие свои услуги по содержанию коммунального хозяйства, улиц и общественных зданий. Они собрали 150 рублей и передали „в пользу семей борцов за свободу в Петрограде“.

Многочисленная манифестация с красными флагами на Базарной площади 10 марта заставила торговцев прикрыть лавочки и магазины во избежание казусов. Оркестр сыграл траурный марш по погибшим, толпа пошла по городу с пением „Вечная память!“. Вечером прошли митинги, а потом в гранд-электротеатре „Гигант“ показали сенсацию — картину „Через неприятельский огонь“. Потрясающие моменты жуткой действительности!» (Сибирская торговая газета)

Какие только митинги и собрания ни происходили в ту пору в спокойной некогда Тюмени! То прислуга митингует, то учащиеся, то рабочие.

24 сентября «Сибирская торговая газета написала в хронике: «Дума признала желательным принять участие в Областном Сибирском съезде 8 октября в Томске: при этом постановила, чтобы думскому делегату был дан особый наказ; составление наказа поручено особо-избранной комиссии; в которую вошли: Флоринский, Кузнецов, Малкин, Полуботко и Самцев (не гласный).

В этом же номере в рубрике «маленький фельетон» опубликована эпиграмма за подписью Дымъ:

Явилась Дума новая, Взялась за дело — гладь!

Дивись, Тюмень торговая: Уж город не узнать!

Где крендели да бублики, Ефимовъ да «Паласъ», —

Там «улица Республики» Откуда ни взялась!

Так автор выразил свое отношение о переименовании улицы Царской в ул. Республики.

Из номера в номер публикуется реклама оренбургских платков, полученных магазином Бр. Агафуровых и чудодейственного лекарства «Спермин-Пеля»: «Лекарство с успехом излечивает не только от старческой дряхлости, а также атеросклероза, переутомления, последствий алкоголизма, неврастении, сердечных заболеваний, истощения, и худосочия».

Киноэкран демонстрирует сибирякам «грандиозные сцены» войны. А люди — оплакивают своих близких: «В ночь на 23 сентября с.г. смертью храбрых пал ротмейстер ГРАФ Владислав Сигизмундович Потоцкий о чем убитая горем невеста Н.Л. Мадатова и ее родители извещают друзей и знакомых. Панихида будет отслужена в четверг 12 октября в 11 утра»

Объявляется перепись военнопленных, пишет «Сибирская торговая газета 11 октября»: «Повсеместно во всей России между 10 и 20 октября сего года имеет быть произведена перепись всем находящимся у нас военнопленным по карточной системе. Принятие на точный учет весьма важно для самих военнопленных как для более скорого получения корреспонденции, так и для своевременного производства их эвакуации на родину по окончании войны. Лица, у коих переписи окажутся незарегистрированные военнопленные, будут привлечены к законной ответственности, а все находящиеся у них пленные немедленно будут изъяты из их работы».

В детстве я, конечно же, не ставила под сомнение добрые дела дедушки Ленина. Я же не читала заметку, которую опубликовала все та же Сибирская торговая газета 25 октября 1917 года.

Ленин и офицерство

«Один из близких к Ленину лиц рассказывает о характерном случае, который произошел между Лениным и его ближайшим сподвижником Троеновским в первый период революции. В разгар большевитской организации против офицерства Ленин показал Т. приготовленный им проект в котором солдаты призывались к истреблению всего офицерского состава.

Троеновский, как бывший офицер, глубоко возмущенный проектом Ленина, указал ему на недопустимость таких своеобразных, чтобы не сказать больше, революционных приемов. В ответ на взволнованный протест Троеновского Ленин цинично ответил, что из уважения и дружбы к своему товарищу он готов заменить слова „все офицерство“ словами „высший командный состав“. По каким причинам этот Проект творца „новой свободной жизни“ не увидел света, осталось невыясненным, но видимо он явился той программой-минимум, которая усиленно проводилась большевитской печатью в отношении всего офицерского состава»

В этом отношении показательна история, опубликованная в газете 29 октября: «Самоубийство офицера

Одесса. В одной из гостиниц застрелился прибывший с фронта подполковник драгунского полка Тарасов. Самоубийца оставил предсмертную записку: «Устал жить среди анархии и произвола, когда армия превратилась в банду грабителей, когда на каждом шагу третируют офицеров. Прошу в смерти моей никого не винить»

Забавно выглядит на тот момент прогноз погоды от капитана-очевидность: «Погода продолжает стоять сухая, довольно теплая, солнце светит ярко, но по утрам сильный иней. На р. Туръ образовался тонкий прозрачный лед, которым уже пользуются для своих целей мальчишки»

Примечательно, что первые полосы Сибирской торговой газеты посвящены самому главному: рекламе, афише театра и синематографа, списков кандидатов в Учредительное собрание и известий из ставки. Городские события размещаются на последней полосе газеты. «Грозящая забастовка. Нам сообщают, что на мукомольных мельницах Гусева и Жернакова среди рабочих большое недовольство, грозящее вылиться в забастовку, которая грозит большими бедствиями населению. Принимаются все меры к отвращении этой забастовки. К сожалению, почему-то в такой критический момент оба владельца мельницы уехали в Сибирь по скорым делам, не явившись на назначенное совещание»

Воскресенье 29 октября 1917 года: Лечение неврастении. Списки кандидатов в Учредительное собрание. Заметка «Керенский просит ликвидации партии большевиков».

Происшествия: «Без церемоний. С приказчицей магазина Антипкина г-жей Шейкиной около 6 час. вечера 27 октября на Серебряковской ул. (ныне — ул. Советская, прим.ред.) повстречался солдат. Неговоря ни слова солдат выхватил из рук барышни покупку и как ни в чем не бывало продолжил свой путь. Улица была пустынна, да и Шейкина так испугалась, что даже не могла крикнуть. В пакете были тетрадки; не сильно много поживился „товарищ“. Факт возмутительный»…

Пройдет совсем немного времени и относительно спокойная жизнь с митингами и фильмами переменится. В начале 1918 года революционное правительство В.И. Ленина приведет в боевую готовность войска Петроградского гарнизона, сводный отряд Балтийского флота и полк латышских стрелков. На подступах к Таврическому дворцу установят пушки и пулеметы. Население предупредят 3 января, что любая попытка проникновения в этот район будет пресечена военной силой. Директива прозвучит так: «Сначала уговаривайте, потом стреляйте!»

5 января демонстранты с лозунгами в поддержку Учредительного собрания с разных сторон пойдут к Таврическому дворцу. Их останавливали солдаты. Максим Горький написал тогда: «5 января расстреливали рабочих Петрограда, безоружных».

«Депутатов-посланников страны, — пишет Александр Петрушин, — впустили в зал через два часа после официально объявленного времени начала заседания. Ленин сидел в царской ложе. Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В.Д. Бонч-Бруевич отметил: «Владимир Ильич волновался и был мертвенно бледен как никогда …» После выступления председателя Собрания лидера эсеров В.М. Чернова и принятия эсеровских резолюций большевики в знак протеста покинули зал, следом за ними — левые эсеры. Тогда-то матрос Железняк подошел к Чернову и сказал историческое: «Караул устал!»

После разгона большевиками избранного народом Учредительного собрания, которое должно было установить «образ правления страны» насилие, как способ достижения корыстных целей, быстро распространилось по всей бывшей Российской империи, включая Тобольскую губернию. Это насилие назвали в учебниках истории СССР «триумфальным шествием Советской власти».

Героическое было время? Да, конечно. Трагическое? Несомненно. Поворот истории, яркий и неповторимый, свидетелем которого, к своему сожалению, так и не стала одна маленькая пионерка…

Елена Кондратьева, учитель. (P. S. орфография и пунктуация в цитируемых газетах за 1917 год оставлена без изменений, за исключением Ъ)

"