Posted 7 февраля 2011,, 11:28

Published 7 февраля 2011,, 11:28

Modified 11 ноября 2022,, 18:39

Updated 11 ноября 2022,, 18:39

Елизавета Лагунова о флористике, букетах к праздникам и самых модных цветах

7 февраля 2011, 11:28
Елизавета Лагунова, директор магазина цветов «Фиори», занимается флористикой уже 10 лет. Ей, как никому другому, известно, какие цветы дарят своим любимым тюменцы. Об этом и многом другом Елизавета Лагунова рассказала в интервью Nashgorod.ru.

Ну какая женщина не любит цветы? Нежные тюльпаны, роскошные розы, экзотичные орхидеи… Преподнесенный в романтической обстановке букет способен растопить лед в сердце любой красавицы, а корзина с цветами растрогает в день юбилея как любимую тетушку, так и строгую начальницу. Цветы приятно как дарить, так и получать, они уместны едва ли не в любой ситуации. И даже если кто-то пренебрежительно назовет букет «веником», для большинства из нас цветы — источник радости и приятных эмоций.

Елизавета Лагунова, директор магазина цветов «Фиори», занимается флористикой уже 10 лет. Ей, как никому другому, известно, какие цветы дарят своим любимым тюменцы. Об этом и многом другом Елизавета Лагунова рассказала в интервью Nashgorod.ru.

Елизавета, расскажите, с чего начиналась сеть магазинов «Фиори»?

Все начиналось в 2001 году с небольшого киоска в Заречном микрорайоне. Потом этих киосков становилось больше, они распространились по городу. Постепенно стали организовывать магазины побольше, сейчас у нас два больших салона. Одновременно с этим пошла тенденция к уменьшению числа точек — маленькие киоски мы стали закрывать.

Почему?

Покупатель стал более требователен. Не только к качеству и количеству цветов, но и к условиям их продажи. Для потребителя стало важным наличие сопутствующих товаров, горшечных цветов, кашпо и сувениров, а все это в маленьких киосках не разместишь. Соответственно покупатели теперь туда заходят все меньше и меньше, а мы стремимся к открытию больших красивых салонов, где можно купить все, что угодно — от срезанных цветов до садовых фигурок.

Вы стали закрывать маленькие киоски, но, тем не менее, в Тюмени почти на каждой остановке есть цветочный ларек, и их становится все больше и больше. Почему, как Вы считаете? Это такой доходный бизнес?

Вовсе нет. Просто тот, кто в цветочном бизнесе давно и крепко, уже давно отказался от маленьких киосков, их сейчас открывают новички. Они подержат этот киоск год-два, помучаются и благополучно закроют. Вместо них придут другие, но их ждет та же участь. Вот кто из ваших знакомых ходит в киоски? В них человек забегает, если жутко опаздывает, куда-то заскочил, что-то схватил и побежал дальше. В основном современные люди очень тщательно подходят к выбору букета на торжество. Мы можем им предложить огромное число вариантов оформления, каталоги букетов, принять заявку заранее, оформить композицию к нужному времени, сделать доставку. А маленькие киоски столько услуг потребителю не предложат.

Ваш средний клиент — он какой?

Люди разные приходят. Много молодых людей, которые чуть ли не каждый день берут по одному цветку для своей девушки. Есть солидные люди из крупных организаций, которые постоянно заказывают по несколько букетов стоимостью от 2 тысяч. К нам часто приходят обеспеченные домохозяйки, которые содержат зимние сады, у нас по каталогам выбирают горшечные растения.

Расскажите, как формируется цена на цветы? Почему в одном салоне гербера стоит 50 рублей, в другом — 80?

Мы и конкуренты покупаем цветы на оптовых базах, их несколько, но цена везде примерно одинаковая. И если мы все вместе получили, например, кустовую хризантему по одной цене, то и в магазинах с учетом наценки она будет стоить примерно одинаково. Если кто-то выставляет цветок по оптовой цене — это коммерческий шаг: сделать дешевле одну-две позиции, прокричать об этом на весь город и так привлечь людей. Это как в супермаркетах: говорят, что фарш стоит 100 рублей, ты приходишь за фаршем и покупаешь еще целую тележку других продуктов.

Расскажите об ассортименте — какие цветы можно купить в «Фиори»? Может быть, в ваших салонах есть какие-то экзотические растения, которых не найти в других магазинах.

Любые цветы могут заказать все цветочные салоны. Но у многих ассортимент меньше из-за того, что они заказывают в основном ходовые позиции — розы, хризантемы, гвоздики, герберы. Той же хризантемы — миллион сортов, но в основном продаются только три-четыре самых популярных. Мы же заказываем сортов тридцать. Экзотику тоже не все закупают. Потому что она дорогая, а спросом пользуется меньшим. Стрелицию, орхидею, антуриум и многое другое мы всегда заказываем, чтобы были. Они не всегда продаются, приходится их выбрасывать. Но, тем не менее, мы стремимся к тому, чтобы в салоне было много цветов, большой выбор для клиентов.

А какие цветы все-таки чаще всего покупают тюменцы? Можно ли составить топ-5 самых популярных позиций?

Пять самых популярных цветов — роза, хризантема, гербера, лилия и альстромерия.

Расскажите, а при составлении букета тюменские покупатели чаще доверяются флористу или приходят с какими-то конкретными пожеланиями? Например, просят сделать букет, где будут три красные розы, две белые лилии и четыре желтых тюльпана.

Диктовать свои конкретные требования, как правило, склонны новые клиенты, которые еще ничего у нас не покупали. А люди, которые привыкли ходить в наш магазин, доверяют нам, знают, что флористы сделают хорошо. Они просто звонят, говорят: «Девочки, сделайте симпатичный букетик, я через час заеду, заберу». Мы всегда интересуемся, для кого букет, по какому поводу, просим описать внешность, характер человека, после чего подбираем цветы и форму букета.

Тогда, как профессионал, расскажите, какие букеты подойдут для разных ситуаций. Что бы Вы посоветовали принести на свидание? Подарить на юбилей, свадьбу?

Начнем по порядку. Для свидания я бы посоветовала купить один, но красиво оформленный цветок. Это, прежде всего, знак внимания, и если молодые люди собрались где-то гулять, им будет неудобно ходить с корзиной цветов или пышным букетом. Для подарка на юбилей может быть множество вариантов: сделать большую красивую композицию в корзине или даже сундуке, огромный букет, если есть куда его потом поставить — об это тоже нужно заранее задуматься. Что касается свадьбы, то композиция для жениха и невесты должна быть светлой, нежной, романтичной.

Расскажите о тематических букетах, которые делают флористы «Фиори». Например, скоро День влюбленных. По опыту прошлого года, какие композиции заказывают? Что вы готовы предложить тюменцам?

В такие праздники в букеты идут, в принципе, те же цветы, что продаются всегда. Но оформляются они по-другому: в ход идут оберточные материалы с романтичными рисунками и надписями, дополнительные декоративные элементы — всевозможные бусинки, сердечки, а также открытки-валентинки. Традиционно популярностью пользуются композиции в форме сердца и симпатичные маленькие букеты в небольших вазах, которые можно подарить любимым, а потом поставить на стол дома или в кафе.

А к другим праздникам вы готовите оригинальные букеты, и пользуются ли они спросом?

Мы стараемся всегда предлагать клиентам что-то новое и интересное, придумываем различные варианты оформления цветов ко многим праздникам. Этим мы и отличаемся от других салонов. К 1 сентября мы оформляли букеты цветными карандашами, на Новый год готовили рождественские венки, букеты с хвоей, новогодними шариками, мишурой и перьями. Люди с удовольствием покупают такие необычные композиции.

Расскажите про самый масштабный заказ, который поступал в «Фиори».

Больше всего запомнился первый большой заказ. Он поступил от одной крупной компании к Новому году. Нужно было сделать около 180 композиций в корзинах, где кроме цветов еще использовались елочные игрушки, пихта, свечи и шампанское. Мы эти корзины делали неделю. Собирались с флористами в мастерской у меня дома каждый день, делали эти композиции, убирали в специальный склад, по утрам за ними приезжала машина от организации, а мы садились делать новые. За вечер удавалось собрать 25–30 композиций. Еще помню корзину цветов, которую женщина заказывала на юбилей своей маме. Роз было около сотни, и они были очень крупные. Мы сделали эту корзину, и когда пришло время везти ее в ресторан, оказалось, что она не проходит в двери. Ладно, у нас в салоне дверь двухстворчатая, проблема быстро решилась, а в ресторан заходили кое-как. С тех пор объемные композиции для ресторанов стараемся оформлять на месте.

А вообще труд флориста тяжелый?

Очень тяжелый, но приятный, особенно когда видишь результат. Но чтобы прийти к нему, нужно много усилий приложить.

Какие качества необходимы флористу?

Добрый должен был человек, чтобы цветы любил, умел с ними обращаться именно как с хрупкими и нежными цветами, а не как с сырьем, материалом. Художественный вкус обязателен, фантазия. Голова должна быть на месте, потому что есть много тонкостей, законов флористики, которые нужно соблюдать.

Как надолго сохранить свежесть цветов в домашних условиях? Дайте несколько профессиональных советов.

Самое главное (об этом мы говорим каждому покупателю), когда вы принесли цветы домой, их обязательно нужно подрезать острым ножом. Многие этим пренебрегают, не думают, что это очень важно. Но дело в том, что пока вы букет несли, пусть даже пять минут от магазина, кончики стеблей подсохли, сосуды, которые питают цветы, закупорились и больше не могут впитывать воду. Соответственно, бутоны быстро завянут. А если вы сделали свежий срез, поставили букет в чистую воду да еще и насыпали специальную подкормку, которую мы дарим каждому покупателю, даже капризные розы будут радовать вас две-три недели. Народные средства — аспирин или сахар — тоже работают, только в этом случае нужно каждый день наливать свежую воду, мыть изнутри вазу и делать свежий срез на цветах. Если же насыпать специальную подкормку в воду, она и за две недели не зацветет, не помутнеет, а на стеблях цветов не появится слизь.

Елизавета, расскажите об уловках недобросовестных флористов. На что стоит обратить внимание при покупке цветов?

Здесь уместно выражение «Доверяй, но проверяй». При выборе цветов, особенно роз, обратите внимание на состояние бутона: если он чем-то обернут, это не всегда для красоты, возможно, роза близка к опаданию. О свежести цветка вам скажут листья на его стебле, а при расчете смотрите в прейскурант, бывает и завышение цены. Но только не в солидных салонах: флористы-профи этим не занимаются!

А были какие-то курьезные ситуации, связанные с флористикой?

Была интересная свадьба: жених и невеста из соображений экономии не стали заказывать композиции в ресторан и попросили сделать букеты на праздничные столы из тех цветов, которые подарят гости во время регистрации. Вот это была работенка! После регистрации в ресторан привезли несколько охапок букетов, мы начинаем быстро их разбирать, сортировать цветы и тут же на ходу придумывать, что сделать из них. В итоге довольно быстр сделали композиции, как на стол жениха и невесты, так и на все гостевые столы. Молодожены остались довольны!

Кстати, скоро начнется новый свадебный сезон. Я так понимаю, для вас это горячая пора?

Да, работы в свадебный сезон много. Сколько букетов невесты мы делаем за лето, я не считала, но в некоторые летние недели успеваем обработать до 25 свадебных заказов. При этом флористы занимаются не только букетом невесты, но и оформлением автомобилей, ресторана, изготовлением мелочей, вроде бутоньерки для жениха и браслетов для подружек. Авралы случаются, летом часто приходится задерживаться на работе до глубокой ночи.

8 марта, наверное, самый сложный и доходный день для работников цветочной индустрии. Вы уже начали готовиться к этому празднику?

На сегодняшний день заказ на 8 марта уже сделали. А что будет в сам праздник, сколько людей придет за букетом, сколько цветов удастся продать и на какие из них будет особый спрос — это загадка. Заказали разные цветы в очень большом количестве. В том числе, мимозу, но придет ли она — не от меня зависит, поставщики иногда подводят. Вообще 8 марта — это очень рисковое мероприятие для нас. В прошлом году был большой спрос на тюльпаны, люди только за ними и шли, а все остальные цветы стояли. У нас тысячи роз, хризантем и всего другого, а берут одни тюльпаны. А все остальное куда? В контейнер? Представляете мое состояние? Только в сам праздник, когда тюльпаны почти закончились, стали покупать и другие цветы. Так что 8 марта — это большой стресс как для меня, директора салона, так и для девочек-флористов, которые в этот день почти забывают о том, что и у них тоже праздник. Я прошу тюменцев, чтобы они заранее позаботились о букетах для любимых женщин, сделали заказ в магазине или по телефону хотя бы за несколько дней до праздника.

Как вы считаете, есть ли такое понятие, как мода на цветы? И если есть, то какие цветы были особенно актуальны в 2010 году и какие будут считаться модными в 2011 году?

В последние годы есть мода на экзотические цветы — орхидеи, антуриум, амариллис. Также, несмотря на зиму, людям больше хочется нежных весенних цветочков. Мы регулярно заказываем фрезии, ирисы, ранункулюс, уже сейчас пользуются спросом тюльпаны. Сейчас можно назвать модными цветами розы желтых оттенков. А пару лет назад на пике популярности были герберы, которые и сейчас покупают, но меньше. Если говорить о немодных цветах, то в последнее время — это гвоздики. Их покупают очень мало, хотя еще год-два назад гвоздики были популярны для свадебных букетов. Среди невест в прошлом году были модны букеты из белых гиацинтов и пионов, что будет в этом сезоне — пока не ясно. Еще сейчас на различные торжества принято дарить не обычные букеты, а композиции — в корзинах, в вазах и т. д. На самом деле, моду на цветы формируют сами флористы, которые каждый год заказывают какие-то новые виды растений, придумывают что-то новенькое и интересное в оформлении. Покупатели уже избалованы флористами и часто сами просят что-то необычное. Это касается и тюменцев, которые также хотят дарить в подарок близким людям что-то прекрасное, оригинальное, вызывающее положительные эмоции.

А какие планы у «Фиори» на 2011 год? Чем сможете удивить жителей нашего города?

В этом году нашей компании исполняется 10 лет. Весной мы будем отмечать юбилей. Мы созрели до открытия двух новых проектов и запуска сайта. Так, мы откроем своеобразный цветочный бутик в самом центре Тюмени. Он будет оформлен в необычном стиле. Товары, представленные в новом магазине, будут самыми лучшими, ожидается много новинок премиум-класса. Второй проект начнется реализовываться в центре, а потом распространится по всему городу. Это будет сеть торговых точек нового формата, где мы будем продавать доступные цветы по доступным ценам. Такие вот планы на юбилейный год.

"