Posted 7 ноября 2011,, 01:54

Published 7 ноября 2011,, 01:54

Modified 11 ноября 2022,, 18:48

Updated 11 ноября 2022,, 18:48

Ложка дегтя в бочке меда репутации ТюмГУ

7 ноября 2011, 01:54
Прошедший в минувшую пятницу суд подтвердил законность увольнения Андрея Кутузова. Молодой ученый оказался ложкой дегтя в бочке меда репутации ТюмГУ.

Прошедший в минувшую пятницу суд подтвердил законность увольнения Андрея Кутузова. Молодой ученый оказался ложкой дегтя в бочке меда репутации ТюмГУ.

Кутузов был уволен из университета в начале учебного года. Поводом стало вступление в законную силу решения суда, приговаривающего его к двум годам лишения свободы условно за совершение преступления экстремистского характера. Руководство ТюмГУ расценило это как совершение работником аморального проступка, не совместимого с продолжением работы, и оформило приказ об увольнении на основании п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. По формальным признакам увольнение, в целом, законно: ректор университета принимает кадровые решения единолично. Право определять, какой проступок является аморальным, закон также оставляет работодателю. По мнению ТюмГУ, «в условиях современного мира

правомерное поведение является нормой морали», следовательно, аморально любое преступление. А тем более — направленное против основ конституционного строя.

Молодой ученый, предъявивший университету иск о незаконном увольнении, уверен, что такой формальный подход к кадровой политике в вузе неприемлем. В своей реплике в суде он напомнил участникам заседания о том, что концепция университетов, сложившаяся еще в средневековой Европе, предполагает верховенство мнения преподавателей и студентов. Следовательно, кадровые решения не могут приниматься просто на основании личного решения университетского руководства. А в данном случае решение ректора ТюмГУ действительно пошло вразрез со мнением работников и студентов университета. Письмо с просьбой о восстановлении Кутузова на работе подписали практически все преподаватели и студенты кафедры перевода и переводоведения, на которой он работал. Открытое письмо с тем же требованием собрало подписи нескольких сотен представителей академического сообщества, в том числе докторов наук, профессоров из разных городов и стран.

Представители ТюмГУ, впрочем, заслуг Кутузова пред университетом не отрицают. По их словам, при принятии решения были учтены все обстоятельства: и «бурная и успешная карьера», начавшаяся в 2005 году, и высокая оценка коллег и студентов, и отсутствие каких-либо дисциплинарных взысканий. Тем не менее осуждение по уголовному делу оказалось, по образному выражению представителя ТюмГУ Юрия Михайлова, ложкой дегтя в бочке меда его карьеры. И эта ложка дегтя перевесила все успехи и достижения. А что касается академических свобод, то университет, хоть и обладает ими, является государственным учреждением. «Учредителем университета является правительство РФ… А основные направления госполитики на всех уровнях власти четко

ориентированы на осуждение экстремизма и борьбу с ним», — подчеркнул представитель ТюмГУ.

Судья фактически согласилась с таким подходом к решению дела, отказав в допросе двух коллег Андрея Кутузова. По мнению Ольги Амбарниковой, их показания не имели бы доказательственного значения.

Причиной увольнения Кутузова, по словам Юрия Михайлова, стало и пострадавшее реноме университета. «Конкретное необдуманное действие в рамках совмещаемой с преподаванием активной оппозиционной деятельности… сделало наш университет одним из главных героев множества антиэкстремистских совещаний в силовых структурах», — посетовал он.

С этим уволенный преподаватель также поспорил. Отметив, что понятие «реноме» связано с общественной оценкой, он напомнил о реакции на это событие академического сообщества. Судя по ней, на имидж университета отрицательно повлияло не осуждение (законность которого, к тому же, можно поставить под сомнение) сотрудника за экстремизм, а его увольнение.

Тем не менее, несмотря на приведенные истцом аргументы, открывшиеся в ходе заседания формальные ошибки в процедуре увольнения, а также замечание представителя Государственной инспекции труда Натальи Полянской о том, что работодатель должен был обосновать свою личною убеженность в аморальности проступка работника, иск удовлетворен не был.

Сейчас Андрей Кутузов продолжает заниматься наукой. По его словам, коллеги из разных университетов поддерживают его и по-прежнему приглашают участвовать в научных конференциях и школах. Решение суда он намерен обжаловать. Впрочем, на успех большой надежды нет. Очевидно, тюменскому преподавателю вскоре придется готовить очередную жалобу в ЕСПЧ.

Ильяна Рухх

"