Posted 9 февраля 2011,, 05:16

Published 9 февраля 2011,, 05:16

Modified 11 ноября 2022,, 18:39

Updated 11 ноября 2022,, 18:39

Альберт Фахрутдинов: Тюмень практически захлебывается в собственных отходах

9 февраля 2011, 05:16
Координатор коллегии экологов общественного совета Тюмени Альберт Фахрутдинов ответил на вопросы посетителей NashGorod.ru.

Ирина: Какой вред здоровью может нанести одна разбитая энергосберегающая лампа? Насколько это загрязнение критично? И что нужно сделать, если ее все-таки не удалось сохранить лампу в целостности?

Александр: Какой вред может принести одна разбитая энергосберегающая лампа?

Степень вреда зависит от количества вытекшей ртути, от замкнутости и площади помещения, и от времени контакта с человеком — от полного отсутствия вредного воздействия до летального исхода. От одной разбитой лампы вреда, конечно, не будет. Но существенную опасность энергосберегающие лампы представляют для детей, инвалидов, немощных стариков. Например, если ребенок сутки находится в непроветриваемом помещении, и там скопилось несколько разбитых ламп, он может умереть от ядовитых испарений.

Чтобы узнать о конкретных дозах, нужно обратиться в Роспотребнадзор или Центр гигены и эпидемиологии в Тюменской области.

Александра: Добрый день! Загрязненность воздуха в Тюмени очень большая? И может принести одна разбитая энергосберегающая лампа?

Состояние воздушной среды в Тюмени неофициально признано одним из самых худших в Российской федерации и на планете Земля. На протяжении 10 лет Тюмень прочно удерживает место в десятке городов Российской Федерации с самыми худшими показателями воздушной среды. Когда распределяют места, анализируют 7 или 8 показателей. Так вот, Тюмень уже лидирует по 5 из них. В 2010 году в атмосферу города выброшено примерно 90 тыс. тонн вредных веществ. Порядка 90% всех вредных выбросов в атмосферу города приходится на автотранспорт. Остальное (около 12 тыс. тонн) выбросы промышленных предприятий: Аккумуляторный завод, Фанерокомбинат, Завод пластмасс — всего у нас 20 особо вредных предприятий.

78 тыс. тонн вредных выбросов в 2010 году дал автотранспорт. Его плотность в Тюмени на порядок выше, чем в среднем по России. Для нашего города единственным выходом из ситуации может стать использование экологически чистого транспорта — троллейбусов, трамваев и метро. В Париже восстановили трамвайное движение, которое было там 70 лет назад прекращено. А у нас, к сожалению, в прошлом году ликвидировали троллейбусы. Вообще путь к ликвидации пробок только один: пересаживаться на общественный транспорт, потому что он не требует парковок и стоянок. От плохого состояния воздуха страдают все: и дети, и взрослые. Это отражается на продолжительности жизни и провоцирует заболевания, особенно онкологические. Поэтому Тюмень занимает одно из первых мест по раку в Российской Федерации.

Галина: Добрый день! Скажите, пожалуйста, может ли выпускник 2010 с красным дипломом эколога устроиться к Вам на работу? Мой сын после окончания ТГУ не может найти работу по специальности, т. к. везде нужен опыт, а где его взять?

К нам на работу он устроиться не может, потому что мы общественная организация. Все 25 членов коллегии экологов где-то работают. В основном, преподавателями, заведующими кафедр, учеными. Но я могу порекомендовать поучаствовать в областной программе «Стажировка».

Надежда: Скажите, есть ли какая-то инстанция, в которую можно звонить, если вырубают деревья незаконно? Инстанция, которая быстро реагирует? В поселке Московском вырубили несколько ценных деревьев, на администрацию наложили штраф. Но все это произошло уже после, а люди звонили в управление экологии тогда, когда в парке топорами махали.

В Тюмени такая инстанция — комитет по экологии. Кроме этого, если человек сталкивается с вопиющими случаями — «топорами рубят» — можно обращаться в ближайшее отделение милиции. В Уголовном кодексе РФ есть статья 260 — «Незаконная порубка деревьев и доведение зеленых насаждений до степени прекращения роста». Например, если ты обрезал ствол на высоту 4 м, а дерево было 10-метровым, оно погибает. Именно это мы видим по деревьям, которые обрезали у нас в городе. Но благодаря усилиям коллегии экологов это безобразие прекратили весной 2009 года. Если вам известны случаи подобной варварской обрубки деревьев, которые происходили после этого времени, я с удовольствием возьму их себе на заметку.

С варварской обрубкой деревьев «под столб» мы боролись 10 лет. За это время обрезали примерно 25 тыс. деревьев в год, всего лишились ветвей и верхней части ствола примерно 150 тыс. тополей, 25 тыс. кленов, 25 тыс. ясеней и другие породы деревьев. Чтобы прекратить это, мы обращались к губернатору, администрации города, выступали на круглых столах, отраслевых совещаниях, в прессе. К сожалению, к мнению ученой общественности не прислушались. Тогда мы приняли решение обратиться в прокуратуру области по 260 статье. Прокуратура отреагировала, была назначена проверка, и в мае 2009 года вышло представление в адрес главы администрации, где было указано, что вырубка деревьев незаконна, не соответствует нормам и правилам РФ. После этого обрезка прекратилась.

По нашей инициативе наконец-то в декабре был издан документ, определяющий порядок ухода за зелеными насаждениями на территории Тюмени. Там все расписано в соответствии с федеральными нормами: сроки полива и так далее.

Кирюша: Как вы думаете, когда наше общество будет готово к тому, чтобы сортировать мусор? Может не ждать этой готовности, может предложить законодательно это организовать? А с уклонистов штрафы брать!

Думаю, что наше общество будет к этому готово нескоро. Попытки организовать сортировку мусора населением предпринимаются давно — еще в мои школьные годы во дворах пытались собирать пищевые и непищевые отходы отдельно. Из этого ничего не вышло: во-первых, это очень трудозатратно (иначе — антисанитария), во-вторых — культура, менталитет нашего населения оставляет желать лучшего. Некоторые наплевательски относятся к собственному здоровью, чего уж говорить об экологии. В-третьих, у нас нет условий для этого. Где, в условиях небольших площадей наших квартир, поставить три, четыре или десять мусорных корзин для каждого вида мусора? В наших условиях это утопия.

Но есть другой путь — надо строить мусороперерабатывающие комплексы. Сейчас под такой комплекс отведена площадка на 9 км Велижанского тракта. Его строительством занимается «Диамант групп Тюмень» во главе с Ириной Цветковой. На днях они должны закончить его проектирование и приступить к строительству. Но в комплексе будет производство, а мусоросборочные площадки будут находиться по всему городу, их будет около 10. Это мини-цеха, куда будет попадать мусор из контейнеров, которые стоят во дворах. На мусороперерабатывающих площадках отходы будут сортировать, в основном, вручную. Как это будет выглядеть: транспортерная лента, по ней идет мусор, который постепенно разбирается на части. Таким образом должны рассортировать процентов 80 всех отходов. Оставшиеся 20% уже будут увозить на завод. Благодаря этому транспортные затраты сократятся. А отчлененное стекло, резиновые шины, мукулатура, дерево, пластик, алюминий, цветной и черный металл будут брекетироваться и продаваться. За счет этого компенсируются расходы на рабочую силу. Вот это реально и это прорыв, который мы увидим в ближайшие 3–5 лет. Завод рассчитан на переработку 250–300 тыс. тонн твердых бытовых отходов (ТБО) в год, что практически покроет нужды Тюмени. Его открытие запланировано на конец 2012 года.

Причем строительство завода происходит не за бюджетные деньги, а за счет инвесторов. Если все пройдет здорово, то начнется клонирование таких заводов по области. Уже сейчас к Цветковой приезжают из Нижней Тавды и предлагают сдавать мусор.

Арсений: Нормально ли то, что через весь город проходят составы с «грязным» содержимым и отстаиваются? Нормально ли то, что в городе работает аккумуляторный завод? И не дай бог случиться аварии на нем… И что можно сделать с этим? Что Вы можете с этим сделать и делаете ли?

Конечно, это ненормально, и это не только мое мнение. Например, во многих документах записано, что аккумуляторный завод не имеет права на существование в черте города и предусмотрен вынос его за пределы Тюмени. Это обозначено в генеральном плане нашего города. К сожалению, предприятия выносятся за город очень медленно: из 20 заводов, в отношении которых это было запланировано, вынесли только станкостроительный завод — сейчас он находится на Велижанском тракте. Для фанерокомбината открыто производство на Лесобазе. Для завода пластмасс отведена площадка в поселке Утешево, готова проектная документация, проведена государственная экспертиза. По всем градостроительным и экологическим нормам они не имеют права на существование в черте города.

Согласно точке зрения многих экологов, если сопоставлять потенциальную опасность и угрозу существования таких заводов в черте города, вред, который они наносят (инвалидизация) и как следствие этого — выплаты из бюджета на оказание бесплатной медицинской помощи, организациям здравоохранения, инвалидную пенсию, медицинские препараты, то окажется что оправданным, в том числе и финансово, окажется перенос завода. У нас в Уставе города написано, что население — главный источник власти в городе, поэтому мы имеем право провести референдум, взвесить плюсы и минусы того или иного решения. Плюсы — поступают налоги, минусы — в десять раз больше денег, чем поступает в бюджет, нужно тратить на восстановление здоровья людям.

Завод пластмасс производит формальдегидные смолы, а это токсические вещества, которые убивают все живое. Вокруг этого предприятия должна быть санитарная зона размером 1 км, а у нас рядом жилые дома, школы, железнодорожный вокзал. Поэтому, на мой взгляд, руководство города должно принять волевое решение и поставить перед фактом владельцев завода: либо вы перепрофилируетесь в невредное производство, либо мы вас закрываем. Когда речь идет о здоровье и жизни людей, нужно действовать решительно.

По поводу железнодорожных составов. Генпланом Тюмени предусмотрен вывод транссибирской магистрали юго-западнее нашего города, примерно за Винзили. Конечно, это случится не завтра, но действовать в этом направлении необходимо. Коридор, который останется от железной дороги, можно использовать для уменьшения пробок и заторов, создания автобана, транспортной магистрали. Рядом с ней, например, можно пустить трамвай и пригородную электричку для садоводов. Естественно, полностью запретить грузовое движение. Коллегия экологов эту идею очень поддерживает, мы ее держим на контроле и везде предлагаем.

В отношении того, что эта дорога принадлежит «Российским железным дорогам» — значит, надо договариваться, надо убеждать. Хозяева в городе — люди. Если люди проголосуют, примут такое решение-то власти будут обязаны исполнять.

Химические вещества, которые перевозят по железной дороге, это головная боль и для МЧС. У нас уже были случаи, когда опрокидывались цистерны, вытекали вредные вещества.

Валерий: Какова ситуация с обращением ТБО? Как Вы относитесь к технологии сжигания мусора? Спасибо

Ситуация с обращением ТБО катастрофическая. Самая острая из всех экологических проблем города — ситуация с мусором. Она отягощается тем, что каждый год отходов становится больше, а ранее созданные находятся в местах временного складирования — полигонах. Сейчас мы закапываем отходы в землю — примерно так же, как собаки свои экскременты. Когда они разлагаются, образуются вредные вещества, которые впитываются в почву, разносятся грызунами и рыбами, попадают в надземные и подземные воды. Все это бомба замедленного действия. Эйнштейн сказал, что человечество погибнет не от атомной бомбы, а задохнется в собственном мусоре. Тюмень уже практически захлебывается в собственных отходах, дальше некуда.

Вот почему сейчас клещей много? Это прямое следствие реакции природы на отходы. Замусоренность привела к увеличению поголовья клещей. Коллегия экологов предлагает простой путь: не с людей брать деньги, а платить за сдачу мусора. Надо относиться к отходам не как к грязи, а как к компонентам, которые добываются из недр земли с последующей их переработкой.

Но помимо ТБО есть еще производственные и медицинские отходы. Эта тема вообще страшная. Что происходит с медицинскими опасными отходами (различные жидкости человека, которые остаются после процедур, операций — с инфекцией), куда они деваются — никто на сегодняшний день не знает. Не более 10% процентов тюменских медучреждений оборудованы установками по утилизации опасных медицинских отходов. Конечно, есть правила по их утилизации, но на самом деле они закапываются по-собачьи на территории самой больницы либо в ближайшем лесочке, или смешиваются с обычными отходами.

Кроме этого свои отходы, при этом страшно токсичные, имеет каждое производство. При попадании в воздух, воду и организм живого существа они легко могут привести к летальному исходу. Куда они их девают, есть у нас полигон с производственными отходами? Нет. 90% отходов складируется на территории предприятий, которые в свою очередь располагаются в черте города. А буквально через ограду находятся жилые дома.

Мы болеем и живем меньше, чем европейцы и японцы в том числе по этой причине. Мы не знаем о загрязнении и не боремся с ним, а государство выделяет на охрану окружающей среды 0,03% бюджета — это данные из областного бюджета на 2011 год. Для сравнения — в Японии на эти цели тратится 10% от валового продукта.

Виктор Олегович: Здравствуйте! Известно ли Вам как члену комиссии, что строительство подземного перехода на ул. Республики ведется незаконно, т. е. без надлежаще оформленной проектной документации?

Родион: Как оцениваете работу экспертной комиссии по переходу на Горького? Будет от нее хоть какой-то толк?

Житель МЖК: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, кто должен отвечать за посадку деревьев, это платно, по заявке или на их усмотрение??? В районе МЖК, а, точнее, по адресу: ул. Широтная, 112,112 к1,к2.к3,114 очень мало зелени, ее, так скажем, вообще нет. Я имею в виду деревья. Почему никто этого не видит? Почему все ждут каких-то денег? Раньше все это было бесплатно или меньше брали. Кто за это отвечает? Мы просто хотим побольше деревьев вокруг домов, а особенно на детской площадке.

Согласно распределению функциональных обязанностей за это отвечает комитет по экологии администрации г. Тюмени, председатель — Могутова Людмила Михайловна. С этими вопросами нужно обращаться к ней. Второй орган, который контролирует это — департамент градостроительной политики администрации города, директор — Ковтун Олег Вячеславович. Там есть отдел обеспечения реализации генерального плана Тюмени, начальник которого — Даровских Ирина Юрьевна. Жителям домов нужно обратиться к ней и узнать, выполнен ли генеральный план Тюмени по поводу озеленения их района. Если не выполнен-то узнать, когда, что и где собираются посадить. У нее же надо посмотреть проект территориального планирования — это практически детализация генерального плана — и взять под свой контроль.

Выполнение генплана, конечно же, делается за счет средств бюджета. Любой объект при строительстве и вводе в эксплуатацию должен предусматривать план благоустройства, неотъемлемой частью которого является озеленение. Нужно следить, чтобы этот план соблюдался, потому что часто мы встречаем случаи, когда зимой сдали дом и застройщик дал гарантийное письмо, пообещав, что займется благоустройством потом. А выполнение этого обещание растягивается надолго. Помимо названных органов, владеет информацией управа Восточного округа, где тоже обязательно надо побывать.

Если жители посетят три места, которые я перечислил, то получат исчерпывающую информацию. Лучше всего приезжать с переносным ксероксом или цифровым фотоаппаратом, и отснять документы.

Еще одна важная деталь. В состав комитета по экологии входит МУ «Леспаркхоз», который возглавляет Нефедов Сергей Владимирович. Эта организация занимается инвентаризацией зеленых насаждений. На сегодняшний день произведена инвентаризация части деревьев и кустарников нашего города — 40–50%. Жителям МЖК надо позвонить Нефедову и узнать, проведена ли инвентаризация в месте их проживания. Если да, то в «Леспаркхозе» они получат полное описание зеленых насаждений своего района, которое понадобится им, чтобы контролировать, не снес ли и не вырубил ли кто-нибудь деревья.

Василий: Был проект строительства дороги соединяющей напрямую улицы Мориса Тореза и Профсоюзную, при этом предполагалось, что скверик на Мориса Тореза будет уничтожен. От этого проекта отказались?

К сожалению, Василий, не отказались. И если вместе с Вами мы не добьемся отказа от строительства этого экологически опасного объекта, то этот скверик будет уничтожен. Недавно я был на заседании по топонимике, где мы предложили присвоить этому скверу наименование. Но комиссия, которой руководит заместитель главы администрации города Александр Старцев, упорствует и отказывает в присвоении этой территории статуса сквера, хотя по нормам ее площадь в 4 раза больше (2 га), чем нужно, чтобы получить такой статус. Обосновывают тем, что здесь будет проходить строительство надземной эстакады. Металлическая надземная эстакада высотой 10 м и протяженностью более 1 км, которая соединит мост у Стрелы и дойдет до магазина «Нива», в настоящий момент проектируется.

Это страшный, экологически вредный проект, который увеличит более чем в 1,5 раза движение транспорта по этой улице. Он противоречит концепции генерального плана, который предполагает снижение транспортных потоков в центре города, выведение их за город. Строительство эстакады — дикий вариант, который вреден со всех точек зрения. Его стоимость составит 1,5 — 2 млрд. руб. Каждый год из областного бюджета выделяются десятки миллионов рублей на его проектирование, так, в 2010 году было выделено около 50 млн. рублей. Работы вовсю ведутся, их осуществляет институт НТПИ ТИ, практически являющийся дочерним предприятием управления транспорта Тюменской области. Думаю, что проект уже готов процентов на 80, если не более. Там предусмотрен и огромный снос, в том числе и жилого дома — по Профсоюзной, 88. Кроме этого, жители 1,2,3 этажей многоквартирных домов № 70, 68, которые стоят вдоль ул. Профсоюзной, лишатся дневного света. Представьте, что рядом с твоими окнами, на расстоянии метров 6 постоянно ездят машины. Не говоря уже про воздух, шум, вибрацию, которые уже сейчас там запредельные — в 3–5 раз больше предельно допустимых концентраций.

Это дикий проект, и бороться с ним мы начали уже давно. Провели общественную экспертизу, выдали отрицательное заключение, разослали. Но от проекта не отказались и к строительству должны приступить в 2012 году. К сожалению, деятельность коллегии экологов не всегда заканчивается тем, что к нам прислушиваются. Так было с троллейбусным движением, расширением ул. Мельникайте, когда уничтожили разделительную полосу, на которой росли 560 деревьев. Но это не значит, что надо складывать руки — дорогу осилит идущий. Последнее время к нам прислушиваются, и случай с пешеходным переходом — яркий пример.

Возможно, не позволит строить эстакаду кризис и то, что бюджет сжимается.

Ольга: Видели вы результаты опроса: Тюменцы не знают об экологах-общественниках? Могли бы их прокомментировать?

Не видел, но принимаю это как справедливый упрек. Возьму на вооружение, что надо работать более активно по информированию своей деятельности.

Но есть и объективная причина: администрация города, правительство Тюменской области всячески замалчивает экологическую информацию. Так, например, заключение экспертизы по строительству металлургического завода мы разослали в 20 СМИ, но его опубликовало только одно издание. Мы передали это заключение губернатору, прокурору Тюменской области, главе администрации города, депутатам городской думы — пока в ответ тишина. Только в прокуратуре Тюменской области ответили, что они поручили прокуратуре Ленинского округа выступить в суде с признанием государственной экспертизы строительства этого завода недействительной и попросили нас в случае помочь им. Очень отрадно, что прокуратура так отреагировала. Мы говорим, что у экологов есть только два союзника — пресса и прокуратура.

Людмила: На Велижанском собираются строить комплекс по утилизации медицинских отходов. Будет обсуждение проекта. Вы знакомы с проектом? Хотелось бы узнать Ваше мнение о нем.

С проектом мы еще не знакомы, собственно его еще нет. Проектирование заканчивается. Действительно, в составе мусороперерабатывающего завода хотят предусмотреть переработку медицинских отходов. Я думаю, что если что-то и будет выполнено, то это покроет процентов 10 потребностей в их утилизации. Когда будет готов проект, мы обязательно с ним познакомимся.

АФ: Комитет по экологии города утверждает, что Тюмень считается одним из самых загрязненых городов только потому, что у нас посты замера загрязненности воздуха находятся не там — у автодорог. Вы с этим согласны?

Полное несоответствие действительности. Все 5 постов Росгидромета, установлены именно на тех местах, где они должны находиться в городе с численностью населения более 500 тыс. человек, в том числе вблизи магистралей, в промышленных зонах, на селитебных территориях (во дворах). Точно по таким же нормам расположены посты и в других городах России, а загрязненность воздуха мы сравниваем с их показателями.

Коллегия экологов считает, что такое утверждение комитета по экологии нужно для того, чтобы оправдать его полное бездействие по улучшению состояния воздушной среды. А бездействуют они потому, что не выделяется ни копейки денег на эти цели — их хватает только чтобы платить зарплату. Единственное мероприятие, которое проводит комитет для улучшения воздушной среды — выборочный контроль качества выхлопов у автотранспорта, но это капля в море.

Чтобы улучшить наш воздух мы предлагаем руководствоваться принципом «Не навреди»: отказаться от экологически опасных проектов, таких как эстакада, от строительства вредных предприятий, таких как металлургический завод. Если его построят, то воздушная среда в Тюмени ухудшится процентов на 30. Зачем строить его в черте города и что он дает тюменцам?

Василий: Как скажется на экологии Тюмени ввод нового металлургического комбината, который строят рядом с городом?

Я уже о многом сказал, только добавлю. Экология Тюмени резко ухудшится. При проведении общественной экспертизы мы изучали проект. В нем предусмотрено выделение 6,5 тыс. тонн вредных веществ в год, а в действительности бывает еще больше и хуже. В настоящее время все предприятия Тюмени выбрасывают 12 тыс. тонн веществ. Значит, количество выбросов увеличится процентов на 60. Это что касается воздушной среды.

Следующий пункт — вода. По проекту предусмотрен технический забор воды, которая, как и на всех современных предприятиях будет использоваться циклично. По потреблению воды любое металлургическое предприятие является особо ресурсоемким, и у этого завода только подпитка этой замкнутой системы предполагает такое количество воды, что за 10 лет Андреевское озеро превратится в болото, все обмелеет и загниет. Это экологическая катастрофа регионального масштаба.

Строительство этого металлургического завода нельзя начинать. Надеемся на то, что на проблему обратит внимание общественность. Причем заказчик строительства находится в городе Верхняя Пышма Свердловской области, видимо, налоги тоже уйдут к соседнему региону. Рабочих металлургических специальностей в Тюмени нет, поэтому будут использоваться челябинцы и свердловчане. Поэтому — какая польза от него тюменцам? А весь вред с болезнями, прежде всего, онкологическими, достанется нам.

Татьяна Борисова: Сколько зеленых насаждений должно быть в городе по нормам и сколько их в Тюмени?

Хлебникова А.: В Тюмени застраивают территории бывших заводов жильем (станкостроительного, строймаша и др.). А деревья (скверы, парки) там не предусмотрены? И что мы получаем в итоге от такой застройки?

По нормам 40% территории населенного пункта должно быть покрыто зелеными насаждениями. Их можно разделить на 3 категории: зеленые насаждения общего пользования (скверы, бульвары, парки), специального назначения (которые растут вдоль дорог, вокруг предприятий, чтобы препятствовать распространению вредных веществ, шумов и так далее) и ограниченного пользования (на территории предприятий, в больницах, школах, дворах и так далее). Зеленых насаждений общего пользования у нас в 10 раз меньше, чем предусмотрено генеральным планом Тюмени, как старым, так и новым. Количество зеленых насаждений на одного жителя у нас 2,1 квадратных метра, а должно быть 23. Например, в Екатеринбурге 14 парков, а у нас всего 3 — Затюменский, Гагарина, Гилевская роща. По идее у нас их должно быть 7.

По нормам парки и скверы должны располагаться в 20 минутах ходьбы от места жительства человека. По генеральному плану планировалось увеличить зеленые зоны в центре Тюмени за счет берегов Туры — зеленый пояс. У нас его превращают в промышленный пояс. На последнем совещании Ковтун заявил, что норму озеленения города будут достигать за счет перевода близлежащих лесов в парки. Надо с этим бороться, потому что такой принцип противоречит нормам природоохранного, градостроительного законодательства и генерального плана. Парки должны не просто быть, и быть не в 20 минутах езды, а в 20 минутах ходьбы от каждого жителя.

Достичь этого можно, если превращать площадки, высвобождающиеся из-под заводов, в скверы и парки. Например, уже 3–4 года пустует территория бывшего станкостроительного завода. Кто мешает озеленить ее? Мы делали такие предложения неоднократно — и письменно, и устно. Пока власть упорствует, объясняя, что эти земли уже продали/отдали. Но земельный кодекс РФ предусматривает такую процедуру как изъятие в муниципальных нуждах, при этом можно компенсировать их затраты и вернуть деньги. Кроме этого, в нормах есть такой пункт — если земельный участок какое-то время не используется по назначению, его надо изымать.

Создание парков и скверов как раз помогло бы кардинально улучшить воздушную среду. Мы занимаем одно из первых мест в России по количеству пыли в воздухе, потому что нет деревьев, которые могли бы ее улавливать.

Второе мероприятие, которое позволило бы улучшить воздух — использование экологического транспорта. Пускай от трамваев, троллейбусов, электричек отказались в центре города, но там, где строятся новые микрорайоны зачем их отвергать?

Зайцев С.А.: Скажите, вы бывали на приеме у мэра, губернатора? Они вас, совет экологов города, слушают? Слышат?

У губернатора — нет. В 2011 году мы хотим пригласить его на заседание коллегии экологов общественного совета Тюмени. А с мэром общались неоднократно, он присутствовал на заседании коллегии 20 декабря 2009 года, отвечал на вопросы, в том числе и нелицеприятные. До этого летом я встречался с ним и полтора часа беседовал на экологические темы. Евгений Владимирович произвел на меня очень приятное впечатление, оказалось, что он был членом экологической партии «Кедр» — можно сказать, брат по разуму.

Горожанин: Что сегодня в городе реально можно сделать, чтобы улучшить состояние воздуха, воды? В пределах того бюджета, конечно, который город имеет.

Все предложения коллегии экологов — антикризисные и направлены на уменьшение бюджетных расходов. Например, отказаться от обрезки зеленых насаждений — ежегодно тратили на это по 100 млн. руб.

Или мы добились, что в этом году стало редким явлением сгребание снега с газонов. Раньше это было очень распространено, что приводило к обезвоживанию и промерзанию почвы, травмированию зеленых насаждений. Хотя никто не заставлял дорожные службы делать это.

Таких мероприятий можно найти много: я уже приводил пример с мусором.

Фото с сайта Rg.ru

"