Posted 9 октября 2017,, 04:03

Published 9 октября 2017,, 04:03

Modified 11 ноября 2022,, 20:26

Updated 11 ноября 2022,, 20:26

Особенности тюменской охоты

9 октября 2017, 04:03
За прошедшее десятилетие число охотников в Тюменской области выросло втрое. По данным регионального Госохотуправления, еще в 2002 году людей с охотничьим билетом было около 22 тысяч. Сегодня — 61 418. Но это вовсе не значит, что все они бывают в лесу с ружьем — активно занимаются «самым мужским» хобби около 20 процентов. И, тем не менее, даже в этом случае число желающих поохотиться значительно превышает установленные в области лимиты на добычу зверя.

Стать охотником «на бумаге» — легко

Кстати, возникает вопрос — а для чего же охотничий билет человеку, выезжающему в лес, в лучшем случае, раз в пятилетку? По мнению бывалых охотников, упрощение процедуры «обилечивания» стало юридической лазейкой для тех, кому хочется легально получить доступ к огнестрельному оружию. Стать «охотником», хотя бы на бумаге, действительно, очень легко. Билет сегодня может получить любой, главное — отсутствие непогашенной судимости и «хорошие» медицинские справки. У охотников старшего поколения это поветрие вызывает, скорее, раздражение.

ФОТО: megaohota.ru

«В советское время подход был совсем другим. Особых препятствий желающим стать охотником никто не чинил, но путь к билету был долгим. Прежде, чем получить документ, надо было минимум полгода ходить на охоту с прикрепленным наставником. Тот „срисовывал“ психотип подопечного, присматривался к новичку, определяя, можно ли доверять этому человеку. Стороной обязательно опрашивали друзей и соседей, собирали характеристики — а вдруг ты дурной, когда выпьешь. Сегодня же все слишком легко, и в охотники идут все, кому вздумается», — сердито рассказал охотник с 30-летним стажем Сергей.

Согласны с этим и в Госохотуправлении Тюменской области. Председатель общественного совета ведомства считает, что к некоторым забытым сегодня традициям надо возвращаться. Например, к сдаче охотничьего минимума, как допуска к заветному билету в зеленых корочках. Тюменское ведомство даже направляло это предложение в Государственную думу. Если парламентарии услышат, то не исключено, что в следующем году желающие получить документ будут сдавать «кандидатский минимум».

Чьи в лесу шишки?

В Тюменской области, без автономных округов, площадь охотничьих угодий в настоящее время превышает 15 млн гектаров. Чтобы ориентироваться, где дозволено всем добывать зверя или птицу, а где частные угодья, разработана интерактивная карта. На ней обозначены границы между отдельными хозяйствами и административные отделы, в которые следует обращаться за лицензиями или за разъяснениями.

ФОТО: admtyumen.ru

Из этой отнюдь немаленькой площади — 15 млн га — 5 млн 465 тысяч га закреплено за 73 охотпользователями, и около 9 млн га — общедоступные охотничьи угодья. Получается, что чуть больше трети охотничьих угодий находятся в частных руках. Много это или мало? Должно ли государство оставить все это «при себе» или следует раздать и контролировать каким-то образом?

Покрутим головой вправо-влево и увидим, что соседние регионы уже опередили Тюменскую область в вопросе передачи угодий частникам. Так, в Свердловской и Курганской областях ВСЕ угодья уже в аренде. С одной стороны, в Тюменской области планируется передать до 80 процентов охотугодий «в добрые руки». Государство не может на взносы в виде госпошлин — а на 2017 год это 650 рублей с человека, — выплачиваемых сегодня охотниками, заниматься содержанием земель и компенсацией урона, наносимого природе и животному миру. А частники, арендующие угодья, делать это обязаны, правда, непонятно в каком объеме.

Чересчур с передачей спешить нельзя, уверен председатель общественного совета при Госохотуправлении Тюменской области Игорь Чуланов. Он считает, что еще нет четких критериев оценки уровня ведения охотничьего хозяйства: «Разработать их необходимо до конца года. Ведь мы уже имеем достаточное количество охотпользователей, но ни в России, ни в Тюменской области нет критериев оценки их деятельности».

Солидарен с ним начальник тюменского ведомства Василий Щепелин, что спешки с исполнением федерального закона № 209 «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», не будет: «Этот закон направлен, в первую очередь, на разведение и сохранность объектов животного мира, во-вторых — на развитие коммерческой охоты. Это мировая тенденция. Только в полувольных условиях содержания и разведения охотничьих животных можно компенсировать их численность. Представьте себе, что, например, в Германии охотники добывают за год до 600 тысяч диких кабанов, а наши — 250 тысяч. А на долю тюменских приходится около 8 тысяч особей».

Цена вопроса?

Что касается животрепещущей темы «сколько это будет стоить?», то, да, здесь все зависит уже от владельца участка. Разместить охотника могут и в маленькой избушке и в доме, больше похожем на загородный замок. Соответственно, цены на питание, сопровождение и разные дополнительные услуги будут иметь очень широкий диапазон.

ФОТО: охота-крым.рф

А что, собственно, дешевеет в этом лучшем из миров? Если в прошлом советском веке ружьишко можно было приобрести без всяких заморочек в рядовом сельпо, то теперь картина принципиально другая. И снова все зависит от толщины кошелька и амбиций человека. Ведь новички зачастую гонятся за оружием помощнее и посолиднее, забывая о практичности.

Но ружье — не колбаса, и дешевый бракованный (даже в специализированных магазинах такой товар случается!) или некачественный ствол может впоследствии обойтись слишком дорого.

Едва не остались без охоты

Каждый охотник при желании может получить разрешение на добычу самых востребованных видов охотничьих ресурсов — утки, зайца и боровой дичи. Достаточно лишь заплатить госпошлину. За разрешение на охоту, напомним, надо выложить 650 рублей.

ФОТО: hunt-dogs.ru

Сибирское ноу-хау — проводить жеребьевку по видам животных, которые пользуются у охотников повышенным спросом. Разыгрывают лицензии на кабана, косулю, лося, медведя. График проведения жеребьевки размещается на официальном портале органов государственной власти Тюменской области. Для прозрачности жеребьевка проводится комиссией с участием представителей общественности. Однако есть нюанс — бывает, что на жеребьевку вместе с настоящим охотником могут придти и его друзья, просто имеющие охотничий билет. Таким образом, «группа поддержки» повышает шансы на победу.

Внедрение информационных технологий должно облегчать тюменцам получение охотничьих путевок. Но бывают в системе и серьезные сбои. Именно так произошло в августе этого года, когда тюменские охотники всерьез заговорили о том, что их осознанно толкают к браконьерству. Что же случилось? А то, что многие не смогли получить разрешение на охоту на водоплавающую дичь к 26 августа — официальному дню открытия сезона. Кроме того, введенные в этом году квоты в несколько раз сократили количество таких разрешений. Нововведение, обязавшее охотников идти за разрешением в МФЦ, сработало наоборот — документы оттуда отправляли в Госохотуправление только через 10 дней. Перед самым открытием охоты тюменское Госохотуправление получило более 24 тысяч заявлений на путевки.

В итоге обозленные охотники, не успевающие к открытию сезона, буквально осаждали Многофункциональные центры. Ситуация, грозившая выйти из-под контроля, дошла до губернатора. Владимир Якушев объяснил, что произошло недоразумение — со 2 августа пенсионеры по федеральному законодательству получили перерасчет выплат. Пожилые люди именно в эти дни отправились с документами в МФЦ. Две востребованные услуги совпали по времени и система затрещала. Не снимая с себя ответственности, глава региона назвал произошедшее недоработкой Госохотуправления.

Кому и закон не писан

До этого мы говорили о законопослушных любителях охоты. Эти люди, вопреки распространенному у обывателя мнению, вовсе не кровожадные убийцы животных. Напротив, пожалуй, трудно найти человека, более трепетно относящегося к природе, чем заядлые и законопослушные охотники. Но у любой медали имеется и оборотная сторона. Браконьеры сегодня условно делятся на три категории — те, кто незаконно добывает дичь и особенно рыбу для собственного пропитания, а также чтобы заработать, вторые — просто любители адреналина, а также те, кто использует служебное положение ради экстремального развлечения в кругу «нужных» людей.

ФОТО: huntingpleasures.com

Борьба с браконьерством осложняется тем, что сейчас на вооружении любителей незаконной охоты имеются последние достижения техники — тут и приборы ночного видения и тепловизоры, и снегоходы. Про тюменскую вип-охоту слухи, конечно, существуют. Нет, генерал Иволгин в наши леса не заезжал со своей командой любителей национальной охоты. Но вот про одного из самых именитых столичных шоу-ведущих такой миф среди охотников бродит. Однако напрямую о высоких гостях представители ведомства и егери говорить не спешат. Впрочем, возможно, что в таких случаях, когда в охоте участвуют громкие фамилии, закон стараются и не нарушать.

В сети инспекторов попадается менее крупная рыба. Так, одно из недавних известных дел — история главы Падунской сельской администрации. Алексей Рыкованов и его сообщник, 49-летний Анатолий Беляев из села Новая Заимка, обвинялись в незаконной охоте.

Расследованием установлено, что в запрещенные для охоты сроки Беляев застрелил одну косулю, а его подельник — другую. При этом на охоту они отправились на снегоходе, который принадлежал муниципальному учреждению «Центр физкультурно-оздоровительной работы «Ритм». К дисциплинарной ответственности были привлечены директор центра физкультурно-оздоровительной работы и председатель комитета по спорту и молодежной политике. Браконьеры в суде признали свою вину и полностью возместили ущерб в сумме 200 тысяч рублей. Суд назначил каждому штраф в размере 30 тысяч рублей. Два ружья переданы в полицию.

В этом году в Тюменской области выявлено более тысячи нарушений правил охоты. За 8 месяцев охотинспекторы провели более трех тысяч рейдов. По их итогам составлено 950 административных протоколов и возбуждено 64 уголовных дела по статье 258 УК Российской Федерации «незаконная добыча объектов животного мира». Также у охотников было изъято 67 единиц огнестрельного оружия.

С начала года браконьеры отстрелили на территории Тюменской области 74 косули, 21 кабана, 21 утку, 19 лосей, одного глухаря и одного орлана-белохвоста — птицу, которая занесена в Красную книгу.

Фото из открытых источников

"