Posted 12 декабря 2009,, 04:41

Published 12 декабря 2009,, 04:41

Modified 11 ноября 2022,, 18:23

Updated 11 ноября 2022,, 18:23

Саяка Шоджи: В прошлой жизни я жила в Сибири

12 декабря 2009, 04:41
Саяка Шоджи и Ю Косуге — это две уникальнейшие исполнительницы мирового уровня. Их концерт состоится в Тюменской филармонии 10 декабря.

Саяка Шоджи и Ю Косуге — это две уникальнейшие исполнительницы мирового уровня. Их концерт состоялся в Тюменской филармонии 10 декабря.

О том, почему жителям нашего города стоило посетить концерт прославленного дуэта, рассказала директор концертного агентства, организующего их выступление, Татьяна Анатольевна. «Саяка Шоджи — это феномен, по законам физики она вообще не может играть такие произведения, которые она исполняет. — Татьяна показывает миниатюрные руки Саяка. — Она этими крошечными ручками играет то, что Паганини играл руками, гораздо большими по размеру. Вообще мало кто в России и мире любит играть Паганини, потому что это чрезвычайно трудно, ведь он писал их для себя. Саяка играла со всеми величайшими дирижерами современности. Её игра — это красота звучания, характер, темперамент. Ю Косуге — выдающаяся исполнительница. Её руки настолько нежно касаются клавиш, что кажется будто ангел крылом касается щеки».

Прославленный дуэт ответил на вопросы тюменских журналистов.

Что Вы почувствовали, когда впервые взяли в руки великую скрипку работы Страдивари?

Шоджи: — Я почувствовала, что мы очень хорошо сочетаемся, что мы подходим друг другу. Потому что на скрипках Страдивари не всегда легко играть, у каждой из них свой характер, но я сразу же почувствовала, что мы можем стать друзьями.

Вас называют гордостью Японии. Это не тяготит?

Шоджи: — Я это не осознаю, я просто люблю музыку и делаю то, что могу.

Как Вы почувствовали, что можете заниматься музыкой? Кто Вас поставил на эту дорогу, кто был вашим первым учителем?

Шоджи: — Я стала чувствовать музыку гораздо раньше, чем заниматься скрипкой. Сначала я училась играть на фортепьяно, но у меня не было чувства, что я могу полностью овладеть им. А со скрипкой было совсем по-другому: я поняла, что смогу.

Скажите, у этой скрипки есть какая-то специальная охрана?

Шоджи: — Нет, но скрипка все время со мной.

Существует история о том, что после войны в Японии учитель собрал маленьких мальчиков и девочек и начал учить их играть. Он считал, что человек, научившийся играть, изменяется и меняет мир. Вы согласны с этим?

Шоджи: — Мне сложно говорить о своем опыте, потому что музыка окружает меня с 5 лет. Я верю в силу музыки.

Каждый артист ставит перед собой определенную планку. А каких высот хотели бы достичь вы?

Шоджи: — Ты каждый раз ставишь себе цель. В музыке ты всегда что-то ищешь, и, фактически, никогда этого находишь.

Ю: — Это справедливо и по отношению ко мне. Следующий концерт — это и есть цель. Хочется усовершенствовать музыкальность звучания, и каждый раз, когда ты играешь какое-то произведение, тебе приходят новые мысли. Когда работаешь с таким чудесным музыкантом как Саяка, можно делиться всеми мыслями, соображениями, и это всегда приводит к совершенствованию мастерства.

Каждая из вас — успешная и известная исполнительница. Почему появился дуэт?

Шоджи: — Нас когда-то представили, и мы друг другу понравились. Мне всегда нравилось как играет Ю и я очень её уважаю. Думаю, очень важно иметь хорошие взаимоотношения с музыкантом-партнером. Большинство считает, что есть скрипичная музыка и ей аккомпанирует фортепиано и наоборот, но на самом деле это гармоничное музыкальное сочетание, где инструменты выступают на равных.

Сможете ли вы достичь большего в дуэте?

Шоджи: — Хотелось бы сотрудничать и добиться успеха. Мы продолжаем выступать и сольно, и очень трудно найти время для совместных тренировок и гастролей. Играть вдвоем достаточно сложно и интересно.

Вы любите одних и тех же композиторов или ваши вкусы различаются?

Шоджи: — Я люблю то, что я играю. И люблю не композиторов, а отдельные произведения. Мы разные люди, и вкусы у нас, конечно, разные. В основном мы склоняемся к классике, романтической музыке.

Вдвоем работать на равных достаточно сложно. Как вы взаимодействуете, когда надо прийти к совместному решению?

Шоджи: — Мы придерживаемся демократичных взглядов на сотрудничество, все обсуждаем, но не только словами, а ещё и музыкой.

Саяка попросили показать скрипку. Она бережно достала из футляра древнюю ценность, которая побывала в руках у Наполеона Бонапарта.

В Тюмени достаточно холодно. Не повредит ли это скрипке?

Шоджи: — Я должна быть осторожна.

А вы сами не замерзли?

Шоджи: — На самом деле — нет. Когда мы впервые приехали в Россию, в Новосибирск, было -43 градусов.

Разговариваете ли вы со скрипкой?

Шоджи: — Не словами, но душой.

Что означает для Вас сотрудничество с нашими дирижерами?

Шоджи: — Особым дирижером для меня является Ю. Тимерканов, и я получаю большой толчок вдохновения от общения с ним.

Русские дирижеры отличаются от дирижеров других стран?

Шоджи: — Особой разницы нет, важна личность.

Вопрос к Ю: Вы играете на разных роялях, а какие вы предпочитаете?

Ю: — Иногда мне хочется, чтобы мой инструмент был все время со мной, но он слишком тяжелый. Мне не терпится посмотреть, какое фортепиано здесь. Иногда с инструментом устанавливаются хорошие отношения, но для этого на нем нужно поиграть хотя бы 3–4 часа, а также поговорить с настройщиком, чтобы получить тот звук, который мне нужен, чтобы привыкнуть.

У вас остается время на личную жизнь?

Шоджи: — Конечно, находим время для личных интересов, потому что это важно. Ведь впечатления, которые мы получаем, перерождаются в музыку.

Что для Вас Россия?

Шоджи: — Я чувствую близость к России. В 14 я хотела поехать учиться в Россию, но мне отказали в визе, поэтому я поехала учиться в Германию — там был русский учитель.

Вы бы хотели, чтобы ваши будущие дети тоже были музыкантами?

Шоджи: — Они должны сами решить, что они хотят делать. Это должно идти от ребенка, только если он захочет.

Какие качества помогли вам стать столь успешными?

Шоджи: — Я не думала об успехе, но всегда думала о музыке. Мы обычные люди, любим покушать.

Играете ли вы на концертах японскую музыку?

Шоджи: — Сегодня мы не будем играть, а вообще играем.

У вас есть время до концерта. Планируете погулять по Тюмени, познакомиться с достопримечательностями?

Шоджи: — Если наш директор будет не против.

Татьяна Анатольевна: — Саяка очень любит читать, и любимый её писатель — Достоевский.

А что Вам нравится в Достоевском?

Шоджи: — После прочтения Достоевского я стала мыслить несколько по-иному. Все, в чем я сомневалась, какие вопросы себе задавала, я нашла в его книгах.

Вы не устаете от постоянных переездов, калейдоскопа лиц, городов?

Шоджи: — Я люблю путешествовать, знакомиться с новыми людьми, открывать для себя новые места. Конечно, иногда бывает трудно менять континенты, от перелетов закладывает уши. Мне очень нравится приезжать в Сибирь.

А где вы ещё не были?

Шоджи: — О, во многих местах. Мне нужно поторопиться, чтобы все увидеть. Я мечтаю проехать по Транссибирской магистрали.

Что же вас привлекает в Сибири?

Шоджи: — Я не могу объяснить, это место мне близко, я чувствую с ним связь. Возможно, в прошлой жизни я жила в Сибири. В первую очередь меня привлекают сибирские люди, а также и природа.

"