Posted 14 января 2016,, 12:52

Published 14 января 2016,, 12:52

Modified 11 ноября 2022,, 20:24

Updated 11 ноября 2022,, 20:24

Гранат своими руками: как проходит мастер-класс по керамике

14 января 2016, 12:52
Известно, что творчество стимулирует мозг и вообще полезно для здоровья. Сейчас в Тюмени проводится много мастер-классов, на которых можно отвлечься от офисных будней и домашних забот, создав что-нибудь своими руками. Под руководством профессиональных мастеров и мастериц горожане (в основном, впрочем, горожанки) рисуют картины, шьют игрушки, валяют брошки из шерсти, работают на гончарном круге. Сотрудник интернет-портала Nashgorod.ru побывал на занятиях в мастерской керамики.

Некоторое время керамические гранаты заполонили мою френд-ленту в Instagram. Они сверкали глазурью и были хороши настолько, что не верилось, что их сделали любители в рамках двух мастер-класса. Как оказалось, все гранаты родом из одной студии керамики и лепить их учит девушка по имени Мария. Посетить занятие захотелось и мне — как раз открылся набор на очередной мастер-класс. Тут надо сказать, что я человек с одной стороны увлекающийся и творческий, с другой — мягко говоря, немного криворукий: рисование и лепка не были моим коньком даже в школе. Поэтому было вдвойне интересно, получится у меня гранат, который не стыдно выложить в Instagram, или я уйду с занятия с непонятным куском разукрашенной глины.

Занятия проводились в тюменской квартире, одна из комнат которой оборудована под мастерскую. Атмосфера там творческая, но места мало даже для шестерых участников мастер-класса. Насколько я знаю, скоро совсем студия переедет в творческий коворкинг «Комбинат». Думаю, тогда возможностей для разных интересных встреч и занятий будет больше.

Перед началом мастер-класса Мария знакомится с учениками, угощает чаем. Осматриваю свое рабочее место — завернутая в целлофан глина, вращающийся круг, скалка, нож, деревянная лопатка и пластиковая карта.

Пока мы разминаем и раскатываем глину, Мария рассказывает о ее видах и свойствах. После этого начинается непосредственная работа над гранатом. Я (и как выяснилось, не только я) ожидала, что плоскую глиняную лепешечку нужно будет просто завернуть краями вверх и как-то придать форму — мол, где уж тут прописанные два часа работы, за полчаса управлюсь. Оказалось, что все сложнее и интереснее.

Сначала ножом нужно вырезать круг — это будет дно граната. У меня круг получился ровным далеко не с первого раза, не помешали бы формочки — как для печенья. После этого нужно из кусочков глины крутить тонкие колбаски-жгутики. Их нужно много, из них вырастут стенки граната. Жгутики нужно накладывать по периметру дна, а потом друг на друга, постепенно расширяя диаметр будущего изделия. Между собой жгутики соединяем пальцами, следя, чтобы не было зазоров, а стенки получались слишком не тонкие и не слишком толстые. Это, на самом деле, нелегко, по крайней мере, так показалось мне.

Пока другие частницы мастер-класса непринужденно общались, я сосредоточенно боролась с глиной — податливой, но своевольной. Так, оказалось, что сухая кожа пальцев и маникюр — враги успешного керамиста. Глину приходилось периодически смачивать, так как она быстро сохла, и постоянно корректировать «царапки» от ногтей.

При необходимости Мария приходила нам на помощь. Так, когда к середине мой гранат начал размерами напоминать арбуз, она подсказала, как без потерь для будущего изделия сделать его менее объемным. В ходе работы выяснилось, зачем на столах деревянные лопатки и пластиковые карты. Первыми нужно обстукивать изделие, чтобы в глине не было видимых и невидимых трещинок, а с помощью вторых можно разгладить мелкие дефекты.

Мой гранат вышел не очень ровным, но где вы в природе видели идеально симметричные фрукты? Нацарапав на дне свое имя, я попрощалась со своим творением на некоторый срок: прежде, чем разукрашивать, глиняное изделие нужно обжечь в специальной печи, поэтому второе занятие мастер-класса назначается через пару недель.

Занятие по глазурованию граната тоже сочетает теорию с практикой. Мария рассказывает все, что нужно нам, любителям, знать про глазури, техники их нанесения и особенностях застывания. Так, даже опытный мастер, работая с новым для себя типом покрытия, не всегда знает, как оно ляжет на изделия и каким в итоге получится цвет. Кстати, если в наборе гуаши или акварели ты сразу видишь, где желтая краска, а где — синяя, то в разнообразии глазурей без образцов не разберешься. Светло-голубая жидкость после печи может стать ярко-синей, а нейтрально-серая — и вовсе зеленой. Также сложно заранее сказать, ляжет та или иная глазурь ровным слоем или с проплешинами, смешается один цвет с другим, создавая новый, или каждый останется сам по себе.

В отличие от краски, глазурь очень быстро впитывается в глину и мгновенно высыхает, становясь легким порошком. На этапе раскрашивания важно не пропустить ни одного участка изделия. По некоторым местам приходится проходить кисточкой по несколько раз. Разравниваем слои пальцами.

Я решила поэкспериментировать и набрызгать на свой гранат, который в будущем должен бы превратиться из зефирно-розового в темно-бордовый, синей краски.

При запекании цвета могли смешаться и дать фиолетовые разводы, однако такого чуда не случилось. Мой гранат не идеален, но мне в целом нравится — как минимум, он необычный.

Плюсы:

— творческая и дружелюбная атмосфера на занятии

— предоставляется все необходимое: материалы и инструменты

— сочетание теории и практики во время мастер-класса

— возможность своими руками создать вещь, которую не стыдно поставить дома на полку

Минусы:

— стоимость сначала может показаться высокой — 1500 рублей за два занятия

— мало места в мастерской, однако после переезда проблема решится

Данный материал не является рекламой. Мастер-класс автор текста посещал за свой счет

"