Posted 15 апреля 2016,, 12:39

Published 15 апреля 2016,, 12:39

Modified 11 ноября 2022,, 19:45

Updated 11 ноября 2022,, 19:45

Чистяков — Чистяков: Мы превратили обычный подвал в нечто иное

15 апреля 2016, 12:39
Обычный подвал жилого дома в Тюменском микрорайоне на два дня превратился в психоделическое пространство со странными инсталляциями, где играет электронная музыка, наливают чай и импровизируют на пианино — выставку «Ш».

Сами работы на выставке напомнили задание на творческое мышление, когда привычные вещи предлагают использовать как-то необычно, а потом получившийся объект пытаются наделить смыслом. Так, в залах можно было найти составляющие системного блока, которые символизируют организм человека; гору бетонных камней, над которыми висят руки-вымена; куски манекенов в «крови»; космическую комнату и «зеленый» зал с живыми растениями, среди которых медитирует девушка, и многое другое.

Корреспондент NashGorod.ru пообщался с организаторами выставки «Ш» — художниками, работающими под псевдонимами Элис и Чистяков — Чистяков.

Почему выставка называется «Ш»?

Элис: — В некоторых источниках в древности буква Ш обозначала расширение пространства. Шалить — а мы тут шалим — означало выходить за границы восприятия.

Кто сделал эту выставку?

Элис: — Наша команда немногочисленна — самые близкие друзья. Участвовали как люди, которые раньше не пробовали себя в этом; так и художники, которые зарекомендовали себя на прошлых выставках. Мы уже делали выставку «Оно» в скейт-парке SibSub, в Питере — «Волны».

Откуда появилось это пространство у вас?

Элис: — Мы долго через знакомых искали какое-то андеграундное помещение и нашли этот подвал. Можно сказать, что это пространство нашлось само, мы предложили в нем что-то сотворить, а человек, который заведует подвалом, был не против. Его зовут Леонид — очень добрый человек, практически святой.

Много ли времени заняло оформление пространства?

Элис: — Достаточно много, мы начали заниматься выставкой в декабре. Сначала мы ездили понемногу, потом — все чаще, не спали, и вот что получилось.

Чистяков — Чистяков: — Здесь с самого начала было много технических моментов, в нескольких комнатах надо было опустить грунт, вывезти песок, провести электричество, осуществить строительные работы.

Что будет дальше с этим подвалом?

Чистяков — Чистяков: — Дальнейшая его судьба неизвестна. Это будет зависеть не от нас, а от жильцов. Кстати, они немного настороженно относятся к подобным мероприятиям, хотя мы всех приглашаем посетить выставку.

Все в целом это носит экспериментальный характер. Нам интересно взаимодействовать с пространством и людьми, получать обратную связь от гостей. Кто-то очень доволен, кто-то рад, кто-то шокирован. Это наш способ общения с миром и получения опыта.

Кто-нибудь пришел?

Чистяков — Чистяков: — Несколько жильцов были. Одни были после обильных возлияний накануне и хотели поправить физическое положение, поэтому они остались немного недовольны тем, что у нас нет алкоголя. Другие посмотрели и поняли, что это не их, их восприятие не заточено на подобные вещи.

Расскажите про концепцию работ, как они появлялись. Может быть, отметите отдельные работы.

Элис: — Нас вдохновляло «бедное искусство» arte povera и андеграунд 90-х. «Бедное искусство» — это хлам, пропущенный через призму восприятия художника.

Чистяков — Чистяков: — Мы старались выстроить коммуникацию с людьми, которым бы было просто интересно сделать что-то собственными руками и выставить это на обозрение. Кто-то придумывал собственные перформансы, кто-то — объекты. Все в целом это носит экспериментальный характер. Нам интересно взаимодействовать с пространством и людьми, получать обратную связь от гостей. Кто-то очень доволен, кто-то рад, кто-то шокирован. Это наш способ общения с миром и получения опыта.

Элис: — Я могу отметить одну инсталляцию. У нас есть комната, которая называется «Ботаник» — там посажены разные растения. Траву мы садили прямо в подвале, другие растения принесли. Интересно, в забытом подвале, который весь в песке, может рождаться что-то.

Ребята сделали два прекрасных перформанса, связанных с наблюдением природного роста.

Да, это невидимое на первый взгляд искусство, когда обычный подвал, о котором никто не знает, в обычном доме с помощью трудов людей, их желания превращается в нечто иное. Многие жильцы до последнего момента ни о чем не подозревали.

Сколько художников представлено на выставке?

Элис: — Порядка 20 человек плюс наша небольшая команда, которая создавала пространство: вкручивала дюбеля, выносила песок, выкапывала остатки строительного мусора.

Не представляю, сколько нужно провернуть работы, чтобы превратить подвал в такое пространство.

Чистяков — Чистяков: — Да, это невидимое на первый взгляд искусство, когда обычный подвал, о котором никто не знает, в обычном доме с помощью трудов людей, их желания превращается в нечто иное. Многие жильцы до последнего момента ни о чем не подозревали.

Было бы здорово сделать эту инсталляцию постоянной, чтобы это было местом паломничества гостей города. В Киеве же есть странный психоделический подъезд — своего рода достопримечательность.

Элис: — Надо каждый подвал сделать таким, засадить растениями.

Чистяков — Чистяков: — Подобные акты воли могут быть нацелены на то, чтобы люди пришли к пониманию, что есть неиспользованные площади, которые можно занять и получать от этого пользу — эстетическую или практическую. Подвалы домов — общественные территории, они принадлежат всем людям, проживающим в доме.

Что эта выставка значит для Тюмени, как вы ее оцениваете, какое место она занимает в тюменском искусстве?

Чистяков — Чистяков: — В творчестве.

Вы не считаете это искусством?

Чистяков — Чистяков: — Это сложный вопрос. Сам акт творчества является попыткой ответить на него лично для себя и прийти к какому-то коллективному мнению, сделать из этого выводы и пойти дальше.

Элис: — Эти два дня не являются результатом. Был важен сам процесс. Мы находились тут долго и уже в самом процессе участвовали много людей, наших знакомых, которые приходили и помогали. Хотелось сделать этот процесс перформансом. Люди приходили, красили, как хотели, копались в песке, как хотели, собирали что-то. А эти два дня — ну, люди посмотрели.

«Большая часть объектов, которые здесь находятся, не являются предметами искусства. Предметом искусства является само время, когда проходит выставка — это скорее акционизм. В отрыве от контекста и производства это не является искусством», — отмечает гость выставки Вадим Рейман.

"