Posted 15 июня 2016,, 07:05

Published 15 июня 2016,, 07:05

Modified 11 ноября 2022,, 19:48

Updated 11 ноября 2022,, 19:48

Дмитрий Севрюков: Опытные воры знают, где люди прячут деньги и ценности

15 июня 2016, 07:05
Вне зависимости от того, храните вы дома деньги и драгоценности или нет, визит квартирных воров вряд ли будет приятен. Форточники и взломщики, «гастролеры» и местные забулдыги — как уберечь свое жилище от преступников? Об этом в интервью корреспонденту NashGorod.ru рассказал заместитель начальника отдела по раскрытию имущественных преступлений Управления уголовного розыска УМВД России по Тюменской области подполковник полиции Дмитрий Севрюков.

Квартирные кражи считаются сезонным, летним типом преступлений. Так ли это на самом деле?

— Речь идет о преступлениях, которые квалифицированы по части 3 статьи 158 Уголовного кодекса, но нужно понимать, что к ним относятся также и кражи из частных домов, а также с дач, расположенных в садоводческих товариществах. Для лета характерны как раз хищения из дачных домов. Люди приезжают, оставляют какие-то вещи, технику — чайник, телевизор, одежду, инвентарь. Не будешь же каждые выходные все это привозить с собой. А неблагополучные граждане этим пользуются и забираются в дома за легкой наживой. Зимой же наоборот: СНТ, дачные кооперативы подвергаются преступным посягательствам в меньшей степени, а кражи происходят в черте города — и в спальных районах, и в частном секторе. Поэтому среднестатистические показатели на протяжении всего года стабильные, нет резких всплесков в летний период и провалов зимой.

Сколько квартирных краж совершено с начала года?

— На сегодняшний день зарегистрировано порядка 280 подобных преступлений, наблюдается рост числа квартирных краж — в прошлом году их было меньше процентов на 12. Не могу сказать, что это связано с недостатками в профилактической работе или отказом тюменцев от объектовой охраны. Скорее всего, влияет все-таки экономическая ситуация в стране: денег нет, и преступный элемент активизируется. Рост наблюдается практически по всем видам имущественных преступлений.

Где чаще всего происходят квартирные кражи? Это спальные районы? Или, может быть, частный сектор?

— Тут нужно говорить скорее о классификации краж, о субъектах, которые их совершают. Лицо, злоупотребляющее спиртным, вряд ли решится на квалифицированную кражу в спальном районе. Он пойдет к соседу, соседке, к другу, собутыльнику, когда человека нет дома, и возьмет то, что, по его мнению, плохо лежит. И наоборот — люди, которые специализируются на квартирных кражах и тщательно готовятся к преступлениям, не пойдут в частный сектор — там нет такого объема денежной массы, такого количества ценностей, как в районах с дорогостоящими объектами жилой недвижимости.

А как быть с коттеджными поселками? Ведь с одной стороны — это частный сектор, а люди там живут непростые. И когда была серия краж из коттеджей, суммы ущерба были немаленькими.

— Коттеджный поселок — не совсем тот частный сектор, который я имею в виду. Это элитные районы, а под частным сектором я подразумеваю старые, как правило, деревянные постройки, дворовые территории. Для коттеджных поселков характерны кражи с квалифицированным способом проникновения.

Алкоголики-маргиналы бывают «серийщиками» или нет? Случается ли, что один раз человек украл, ему это сошло с рук, и он пошел на кражу еще раз?

— В любом случае безнаказанность порождает повторность совершения преступлений. Даже если человек из незапертых сеней частного дома возьмет валенки и фуфайку, это все равно будет считаться квартирной кражей — нарушается неприкосновенность жилища. Он украл эти вещи, за бутылку их продал. Сошло с рук. Конечно, он в следующий раз пойдет к другому соседу и украдет еще что-нибудь. Ущерб минимальный, общественная опасность данного конкретного преступления невелика, но возбуждается уголовное дело по квартирной краже. И да, если человека вовремя не остановить, не задержать и не привлечь к ответственности, он будет и дальше воровать. Не могу сказать, что много серий, но два-три эпизода — это нормальная практика, с которой мы сталкиваемся. Задержали человека за одно, начинаем работать, проверять его на причастность к другим преступлениям, и находятся подтверждения его причастности, далее необходимо установление и закрепление доказательств.

А воры-наркоманы часто встречаются?

— Лица, систематически употребляющие наркотические средства, чаще идут на преступление, ведь на приобретение наркотика нужны деньги. Однако их действия, как правило, квалифицируются по части 2 статьи 158: они находятся в компании, если видят, что можно что-то украсть — крадут. Квартирных краж на счету наркоманов значительно меньше, это не квалифицированные преступники. Они скорее воспользуются случаем, чем начнут методично подготавливаться к преступлению. Квалифицированный же вор, как правило, не злоупотребляет алкоголем или наркотиками, абсолютно адекватен и тщательно готовится к преступлению.

Расскажите подробнее о квалифицированных квартирных ворах?

— Квалифицированные квартирные воры чаще всего работают в группе. Зачастую это «гастролеры». Почему они ездят по регионам? Потому, что в своем они, скорее всего, уже попадали в поле зрения правоохранительных органов. Есть так называемый «почерк» совершения преступления. Опытные оперативники, проработавшие на одной территории много лет, зная обстановку на месте происшествия, зная, как вскрыт замок, как проникли в квартиру, что похищено и какие следы были оставлены, в принципе могут предположить, с кем необходимо работать в оперативном плане.

Как воры попадают в квартиры? Подбирают ключи?

— Подбор ключа — дело хлопотное. Сейчас замки с определенными степенями защиты, это не то, что было раньше, все гораздо сложнее. Поэтому чаще замок вскрывают — высверливают, выбивают личинку. У квалифицированных воров есть специальные устройства и криминальные познания о том, как открывать тот или иной замок. Случается, что ключи подбирают, но это значительно реже.

Квартирные кражи по-прежнему чаще происходят в дневное время, когда большинство людей на работе?

— Да, преступники используют как раз то время, когда дома нет не только хозяев квартиры, но и возможных свидетелей — соседей. В ночное время квартирные кражи совершаются реже, только если люди действительно куда-то надолго выехали, и кому-то точно известно, что их нет.

Как преступники догадываются, что человека нет дома, и откуда знают, что у него вообще есть деньги?

— По первому вопросу все элементарно просто. Преступник отмечает визуальные изменения: в первую очередь, он обращает внимание на почтовый ящик — естественно, если почта копится, и никто ее не забирает, можно предположить, что человека нет дома. Остается лишь понаблюдать за квартирой утреннее, вечернее и ночное время. Это просто анализ ситуации.

Если говорить о том, откуда преступник узнает, что у человека есть деньги, то речь о конкретных наводках идет крайне редко. Чаще всего преступники выбирают такие жилые районы, где в каждой квартире может быть, чем поживиться. Понятно, что есть элитные кварталы и покупают там квартиры люди состоятельные. Понятно, что подобные объекты наиболее интересны для преступников.

Не так давно как раз задержали группу воров-гастролеров, орудующих в элитных домах. Расскажите о них подробнее.

— Раскрытием занимались сотрудники отдела по раскрытию квартирных краж Управления уголовного розыска. Задержанные специализировались на квартирных кражах через окно: злоумышленники выбирали квартиры на первом этаже и забирались в них, несмотря на наличие решеток. Люди приехали в Тюмень на так называемую «гастроль», тщательно готовились к преступлениям. Ими было совершено несколько преступлений, но почерк всегда был один и тот же — перекус решетки, на это обратили внимание. Начали заниматься с первого преступления и в итоге задержали злоумышленников с поличным на месте совершения последней квартирной кражи. Классическая грамотная оперативная разработка. Выяснилось, что фигуранты не выбирали конкретных квартир, лезли наобум, понимая, что дом элитный, и практически в каждой квартире было, что взять. Они не прогадали — потерпевшим был причинен многомиллионный совокупный ущерб, который теперь фигуранты будут возмещать.

Получается, что железные решетки — не препятствие для современных воров?

— Вообще решетка, хорошие замки, на которые, кстати, не стоит скупиться — это первый уровень обеспечения безопасности жилища. Но необходимо отметить, что наиболее действенным способом обеспечения безопасности является пультовая охрана квартир силами полиции. Когда преступник при проникновении в чужое жилище обнаруживает звуковой или световой индикатор сигнализации, он понимает, что у него есть всего несколько минут. За это время сложно найти что-то ценное, если, конечно, вы не храните деньги и ценности на видном месте.

Есть ли еще какие-то советы по поводу того, как обезопасить свое имущество?

— Совет простой — не хранить дома крупные суммы денег. Если говорить о дорогостоящих ювелирных изделиях, то хотя бы на время длительного отъезда есть смысл арендовать для этого сейфовую ячейку в банке. Когда вы уезжаете в отпуск, оставляйте ключи родственникам или друзьям, которым доверяете. Пусть они периодически приходят к вам в квартиру. Любая активность — включенный в квартире свет, отсутствие накопившейся почты в почтовом ящике — не лишняя.

Многие тюменцы выкладывают в социальные сети фотографии из отпусков. Могут ли они стать сигналом для преступников?

— Если вдуматься, то данные из соцсетей могут быть подвергнуты изучению и стать поводом для совершения преступления, но смотрите, вы же не знаете, с кем я живу, остается ли кто-то в моей квартире, если я уезжаю в отпуск и выкладываю фотографии в соцсеть, сделанные в месте отдыха. Даже если предположить, что потенциальный преступник сопоставил фото с геолокацией домашнего адреса и информацию об отпуске, все равно, прежде, чем зайти в квартиру, он будет изучать ситуацию, описанную ранее, есть ли кто-то в квартире или нет. Не исключена возможность, что выложенная фотография может стать поводом для совершения преступления, но это не настолько вероятно, чтобы опасаться размещать свои снимки, сделанные в отпуске в социальных сетях.

Правда ли, что опытные воры обладают интуицией, которая помогает им найти спрятанные в квартире деньги и ценности? Или просто тайники у людей банальные?

— Квалифицированные квартирные воры — это люди, как правило, ранее судимые за аналогичные преступления и имеющие определенный криминальный опыт. Естественно, заходя в квартиру, они прекрасно понимают, где люди чаще всего прячут деньги и ценности. Это не интуиция, это опыт, который подсказывает преступнику, где смотреть — не более того.

Где не стоит хранить деньги?

— Главное — не хранить ценности на виду. Естественно, если преступник пришел, открыл первый попавшийся шкаф — а там золото, он его заберет. Если вести речь о сохранности, то можно хранить деньги и драгоценности в сейфе, но тогда позаботьтесь, чтобы это был не просто металлический ящик, который легко вскрыть или вообще унести с собой, а надежное хранилище со степенями защиты и сложными замками, которое может быть закреплено к стене, его так просто не унесешь.

Что чаще всего становится добычей воров-домушников?

— Пора, когда воровали холодильники, плиты и кассетные магнитофоны, ушла далеко в прошлое. Сейчас берут то, что можно унести незаметно. Времени на совершение преступления очень мало, видеонаблюдение дворовое и подъездное активно развивается. Несущий «плазму» человек обязательно вызовет подозрение соседей и наверняка попадет в объектив камеры. Берут то, что можно рассовать по карманам — деньги и драгоценности.

Насколько сложно раскрывать квартирные кражи?

— Квалифицированные квартирные кражи раскрывать довольно сложно и, как правило, в дежурные сутки они не раскрываются. Раскрытием и расследованием краж данного вида занимаются наиболее опытные сотрудники уголовного розыска. В текущем году их раскрыто около 70%. При этом необходимо сказать, что по преступлениям, которые пока не раскрыты, работа продолжается. Рано или поздно лица их совершившие будут установлены и привлечены к уголовной ответственности.

"