Posted 15 октября 2015,, 09:33

Published 15 октября 2015,, 09:33

Modified 11 ноября 2022,, 19:39

Updated 11 ноября 2022,, 19:39

Минздрав готовит масштабную проверку качества лекарств

15 октября 2015, 09:33
В России проверят экономическую эффективность препаратов и запретят некачественные дженерики.

ФГБУ при Минздраве «Центр экспертизы и контроля качества медицинской продукции» до декабря приступит к проверке качества и экономической эффективности базового набора медицинских препаратов — жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (список из пяти сотен ЖНВЛП утверждается раз в год, цены на них регулируются государством, при этом оно является их крупнейшим покупателем). Кроме экономии на лекарствах, стоит задача очистить рынок от «всякой дряни»: не все дженерики одинаково полезны.

«В условиях дефицита бюджета на оказание медпомощи и средств ОМС крайне важным является рациональное использование имеющихся средств, — рассказала советник директора ФГБУ Любовь Мельникова. — Именно для этой цели используется процедура ОТЗ (оценка технологий здравоохранения). К нашему ФГБУ переходят новые полномочия клинико-экономического анализа и моделирования для обоснования принятия управленческих решений и повышения доступности лекарств и сдерживания затрат. Внедрение этой системы в России, к сожалению, началось только с 1 июля 2015 года и только с одного элемента — лекарственных средств для перечня ЖНВЛП. В декабре были приняты поправки в закон 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», введено понятие «комплексная оценка лекарственных препаратов», поправки предполагают экспертизу лекарственных препаратов для включения в программы госзакупок. Процесс пошел, и это радует. Следующим этапом должно стать законодательное распространение ОТЗ на все технологии здравоохранения, то есть внесение дополнений в базовый закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Для этих целей Минздрав и Комитет Совета Федерации по социальной политике Федерального собрания РФ и ряд других министерств 2 ноября организовывают II Международную научно-практическую конференцию «Оценка технологий здравоохранения: пути развития в России».

Это ФГБУ учреждено в начале 2000-х и специализировалось, скорее, на сертификации и испытаниях лекарств (сегодня этим занимается другое ФГБУ, ««Научный центр экспертизы средств медицинского применения»), а не на контроле — теперь же Минздрав поручил ему заняться масштабной экспертизой уже зарегистрированных лекарств. Новых длительных клинических испытаний не потребуется, срок проведения ОТЗ составляет от 1 месяца до 1 года (зависит от объема имеющийся статистической информации по препарату, его технических характеристик и др.), результаты клинико-экономической оценки будут выставляться в баллах. Экспертам предстоит сравнить разные препараты по комплексу критериев, в числе экономических есть такие: стоимость годового курса лечения, непосредственные затраты на применение препаратов и т.п.

«Индустрия, профессиональная ассоциация, главные специалисты инициируют включение препаратов в различные перечни (например, ЖНВЛП), которые финансируются государством. А специалисты ЦЭККМП выберут лучший препарат с точки зрения клинического профиля и экономической целесообразности, — подчеркивает директор обновленного ФГБУ Виталий Омельяновский, который ранее возглавлял экспертный совет по здравоохранению комитета Совета Федерации РФ по соцполитике. — Агентства, занятые экспертизой зарегистрированных препаратов и оценкой технологий здравоохранения, есть практически во всех странах Европы, в Индии, в Австралии. Сейчас наша организация находится в стадии перезапуска. Пока я только один там назначен, но старый коллектив, который раньше занимался другими функциями, в основном остается».

По словам Омельяновского, вопрос о необходимости перерегистрации всех лекарственных препаратов на российском фармрынке обсуждается последние три года, но дискуссия идет медленно — индустрия ссылается на регистрационные удостоверения, выданные бессрочно Минздравом.

«В России зарегистрировано очень много наименований — 13–14 тысяч лекарственных препаратов, что создает ряд проблем, — продолжает собеседник. — Развитые страны создают условия для препятствования доступа на рынок препаратов, аналоги которых уже зарегистрированы. То есть появляется оригинальный препарат, который первым приходит на рынок, а потом появляются дженерики к нему. И когда количество этих дженериков к нему больше, чем 3-5-7 (у каждой страны свои нормы), власти начинают ограничивать доступ дженериков на рынок. Многие страны просто не регистрируют препараты низкого качества. А в России за последние 10–15 лет мы регистрировали, простите, всякую дрянь. Поэтому у нас сегодня очень много лекарственных препаратов разного качества, и очень сильно дублированы друг с другом, по 10-20-30 наименований одного и того же. Во всем мире нормальная практика, что бизнес сам доказывает эффективность своей технологии, будь то лекарственные препараты или медизделия. Но государство должно научиться проводить жесткую экспертизу и оценку технологий здравоохранения, которые предлагает индустрия. В противном случае у бизнеса появляется высокая мотивация выпускать недоброкачественную продукцию».

Омельяновский сетует, что специалистов в области доказательной медицины и в области клинико-экономического анализа и моделирования, статистиков, которые должны проводить экспертизу исследований, в России крайне мало. Поэтому задача ФГБУ на сегодняшний день — повысить качество экспертизы данных, которые дает индустрия, пишут «Известия».

"