Posted 17 мая 2011,, 11:18

Published 17 мая 2011,, 11:18

Modified 11 ноября 2022,, 18:43

Updated 11 ноября 2022,, 18:43

Андрей Злоян: Как у музыканта у меня нет лица, но я пытаюсь его обрести

17 мая 2011, 11:18
Когда хотите создать что-нибудь стоящее, найдите успешный пример — и никогда не повторяйте за ним. Этому правилу в своей профессиональной деятельности следует молодой тюменский гитарист Андрей Злоян.

В минувшие выходные он дал мастер-класс для будущих и настоящих соло-гитаристов «Как хорошо звучать без коллектива». На мероприятии он поделился секретами джазовой игры, а в личной беседе рассказал о поиске своего музыкального лица.

Андрей, расскажи, как ты пришел к игре на гитаре?

Это было в 1998 году, когда я учился в Тобольском училище искусств по классу баяна. Уже в то время я начал интересоваться гитарой. Мой педагог по баяну, зная о моем увлечении, рассказал мне о джазовой студии, в которой я могу научиться играть на гитаре.

С приходом в студию моя музыкальная жизнь кардинально поменялась: баян как музыкальный инструмент стал мне резко неинтересен, зато гитара все больше притягивала. В этот период я познакомился с Антоном Карабутом и Артемом Юрловым, с которыми я стал играть в ансамбле.

Получается, что джазовое направление — это случайность?

Можно сказать и так. Преподаватель, к которому мы попали, был пианистом. А пианисты не играют рок, они играют классику или джаз. Он играл джаз. И я постепенно полюбил эту музыку. Тогда мне было 18 лет. Человек в таком возрасте — все равно, что пустой стакан: чем его наполнишь, таким и будет его содержание.

Когда начинал осваивать инструмент, были сложности или все шло как по маслу?

Я открою вам страшную тайну — сложности есть до сих пор (смеется). Первые сложности, как у любого музыканта, были связаны с приспособлением к инструменту. Гитара — это щипковый инструмент, то есть звук извлекаешь пальцами, и поначалу от этого образовывались страшные мозоли!

К физиологическим трудностям добавлялись гармонические сложности — сложности понимания теории музыки. Вообще игра на инструменте — это целый комплекс задач, которые нужно решить. Чтобы сыграть произведение, нужно потратить время и усилия, и важно понимать, что играешь. Трудности доставляла также игра в ансамбле. Ведь нужно слышать не только себя, но и напарника; уметь правильно взаимодействовать друг с другом.

Как ты преодолевал свои сложности?

Главный помощник в преодолении трудностей — это мое собственное желание. Я считаю, что если долго и целенаправленно бить в одну точку, то рано или поздно ты добьешься желаемого результата. Очень помогали друзья. Вместе мы часто слушали аудиокассеты, постоянно обменивались впечатлениями и поддерживали друг друга на репетициях.

Нужно ли музыкальное образование (колледж, академия и др.), чтобы стать музыкантом твоего уровня?

Я считаю, что образование играет решающую роль в развитии музыканта, если он хочет стать профессионалом. Обучение предполагает общение не с одним педагогом, а с целым рядом педагогов. У одного учишься теории музыки, у другого основам игры в ансамбле и оркестре. Получив образование, человек будет знать свое дело и в любом коллективе чувствовать себя комфортно. Что касается джаза, то до колледжа не советую им заниматься. Лучше пройти классическую школу: она предполагает правильную постановку рук, правильное отношение к штрихам, к длительностям и т.д. А без этого очень тяжело. Все равно, что школьнику начальных классов давать уроки высшей математики.

Скажи, есть ли гитаристы, игра которых тебя удивляет?

В этом плане считаю себя счастливчиком, в мире есть целый ряд интересных музыкантов. Их игра отличается от того, что делают именитые коллеги, гитарные гуру, такие как Пэт Матини, Джон Скофилд. Эти гитаристы удивляют своей самобытностью, которая передается через создание собственного, ни на что не похожего гитарного звука. Из последних меня сильно вдохновляют Джонатан Крейсберг и Курт Розенвинкл. Лаги Лунг тоже очень интересен. Правильно на тему самобытности в музыке сказал знаменитый бас-гитарист Билли Шихан. Когда его спросили: «Вы записали свой альбом — расскажите о своей концепции», он ответил: «Когда я пишу, я намеренно избегаю в своей музыке слов „любовь“, „я люблю тебя“, „поцелуй“ и т.д.».

Как считаешь, в России есть самобытные джазовые музыканты?

Из русских я могу назвать одного российского гитариста, который меня сильно вдохновляет — это Иван Смирнов. Ему удалось объединить русский фольклор и джаз. Всем рекомендую послушать его произведения «Хмель» или «Два дурака».

Андрей, далеко ли ты ушел в поиске своей самобытности?

Я и мои друзья — молодые музыканты, мы находимся на стадии подражания более именитым исполнителям. И это нормально, но собственного лица у нас пока, по сути, нет. У меня есть стремление его обрести. Это непросто, и я в самом начале пути. Я лишь недавно начал об этом задумываться. Еще одна причина: самобытные музыканты, как правило, играют авторскую музыку — ее же я начал сочинять совсем недавно. Пока не знаю, найду ли свою самобытность в музыке, но я продолжаю ее искать.

К чьему мнению ты советуешь прислушиваться?

Прочитайте интервью с гитаристом Джимми Бруно, он очень интересно и понятно рассказывает о своем пути.

Андрей, как ты относишься к самоучителям?

Я не смог сам научится, и другим не советую. Самый лучший самоучитель для меня — аудио и видеозаписи произведений.

Твой совет новичкам?

Самое главное — это иметь желание. Слушать больше музыки и пытаться подражать. На основе образцов вырабатывать собственную музыкальность. Очень часто новички говорят, что нет времени на занятия. Мое мнение: есть желание — время позаниматься найдется всегда.

Интересен меркантильный вопрос: можно прожить на гонорар от концертов?

Как видите, жив, здоров (смеется).

Поделись своим рецептом успеха?

Успех относителен. Смотрю на знаменитых музыкантов и понимаю, что еще мало чего добился. Но сейчас я горд тем, что меня пригласили на джазовый фестиваль в Челябинске. Представляете, я сам из Тобольска, а могу играть на одной сцене с такими людьми как Бриль, Кролл, Манукян, Голощекин! Это для меня что-то нереальное! Награда за неутомимый труд и желание.

Беседовали Алексей Голомолзин и Светлана Рожина, Центр развития гитары «Romantic sound»

"