Posted 17 октября 2017,, 10:13

Published 17 октября 2017,, 10:13

Modified 11 ноября 2022,, 20:04

Updated 11 ноября 2022,, 20:04

Техническая соль подорожала на 40%, но смешивать ее с песком дорожники больше не хотят

17 октября 2017, 10:13
Тюменские дорожники, обслуживающие федеральные автомобильные трассы в регионе, планируют этой зимой бороться с гололедом при помощи чистых хлоридов. В федеральном дорожном агентстве полагают, что такие меры позволят подрядчикам сэкономить деньги, однако факты пока говорят об обратном.

Тюменские дорожники, обслуживающие федеральные трассы, планируют бороться с гололедом при помощи чистых хлоридов. В федеральном дорожном агентстве полагают, что такие меры позволят подрядчикам сэкономить деньги, однако факты пока говорят об обратном.

Как рассказал сегодня, 17 октября, начальник ФКУ «Уралуправтодор» Алексей Борисов, первые эксперименты по замене «традиционной» смеси на чистую соль прошли в минувшем сезоне — новую методику противогололедной обработки применяли на выезде из Тюмени в сторону Тобольска. Опыт сочли удачным, а технологию рекомендовали к внедрению. По словам руководителя, чистый технический галит позволил обеспечить безопасность движения и при этом освободил специалистов от необходимости бороться с грязным налетом.

В филиале ФКУ «Уралуправтодор» в Тюмени пояснили, что полностью отказываться от старых методов обработки дорог подрядчик не будет, но основным противогололедным материалом все же станет соль в чистом виде.

Идея выглядит технологично и оправданно, но ее своевременность вызывает вопросы. Дело в том, что галит за прошедший год существенно подорожал — это нетрудно заметить, проанализировав данные портала госзакупок. Если год назад поставщики были готовы отпускать реагент по цене 2647 руб/т, то уже в марте этого года стоимость тонны выросла до 3749 рублей (на 40%).

Представители филиала ФКУ «Уралуправтодор» в города Тюмени, тем не менее, сочли, что применение чистой соли предпочтительнее по экономическим соображениям. «Дело в том, что расход материала при таком методе обработки дорог варьируется в пределах от 5 до 20 граммов на квадратный метр. Пескосоляной смеси в концентрации 20% приходится тратить порядка 150 граммов», — пояснили специалисты.

Из заявления сотрудников дорожного агенства следует, что расход галита должен снизиться, однако и этот довод звучит сомнительно. Дело в том, что еще весной АО «ТОДЭП», по данным госзакупок, приобрело 40000 тонн оренбургской технической соли, что отличается от прошлогоднего объема в 1,5 раза. Но не в меньшую, а в большую сторону.

Судя по всему, подрядчик ожидает увеличения расхода реагента и заблаговременно к этому готовится. Впрочем, определенные резервы, на которых можно сэкономить у компании все же остаются — это и снижение числа задействованных на обработке дорог машин (обработка чистыми хлоридами требует меньше техники), и уменьшение площадей для складирования противогололедных материалов, и снижение издержек на уборку.

Комплексную оценку идее перехода на соль без песка можно будет дать уже в следующем году, причем об эффективности новых технологий можно будет узнать не только из официальных комментариев, но и из объективных показателей. Дело в том, что в 2018 году истекает долгосрочный контракт АО «ТОДЭП» на текущее содержание федеральных автодорог, и уже в первом полугодии управление автодорог объявит тендер на право заключения нового договора. Очевидно, что сумма, которую запросит дорожно-эксплуатационное предприятие, будет свидетельствовать об экономическом эффекте новшеств.

Добавим, что по данным «Уралуправтодора» вознаграждение АО «ТОДЭП» за годовое содержание всей сети федеральных трасс на территории региона составит порядка 700 миллионов рублей.

"