Posted 17 декабря 2015,, 04:47

Published 17 декабря 2015,, 04:47

Modified 11 ноября 2022,, 20:24

Updated 11 ноября 2022,, 20:24

Торговые центры Тюмени ждет битва за арендаторов в 2016 году

17 декабря 2015, 04:47
Собственников крупных торговых помещений в 2016 году ждет настоящая битва за арендаторов и в конечном итоге за посетителей, поскольку весь год число вакантных площадей будет повышаться. При этом как арендодателям, так и арендаторам придется вникать в проблемы друг друга, чтобы выжить и сохранить прибыль. Так ситуацию описал эксперт Тюменского отделения Российской гильдии управляющих и девелоперов Иван Илей

в ходе доклада на первом тюменском «Рождественском саммите» РГУД в бизнес-центре «Столыпин».

В настоящее время в Тюмени половину всех торговых площадей занимают крупные торговые сети. Поэтому Илей в своем выступлении говорил в первую очередь об этом типе торговых помещений. Их в городе в настоящее время насчитывается 28, среди них 15 — это классические большие ТЦ, еще шесть специализированных и семь, работающих в формате «биг молл». При этом худшую наполняемость показали торговые центры регионального формата: на начало декабря в них находилось 19% вакантных торговых площадей. В окружных ТЦ пустовали 11% площадей, 5% — в микрорайонных, субрегиональные показали лучшую наполняемость — менее 1% пустых «квадратов».

Тем не менее 2015 год, по мнению Ивана Илея, был временем, когда арендаторы наблюдали за ситуацией. По этой причине их ротация была вполне стандартной, без каких-либо особых изменений. С приходом нового года арендаторы, зафиксировав низкую рентабельность и убытки, начнут уходить из менее успешных торговых центров и ожидается рост количества вакантных площадей. При этом объемы по-настоящему качественных торговых мест будут самыми низкими за последние пять лет.

«Арендаторы будут вынуждены проводить исследования, понимать свои сильные и слабые стороны, понимать своего покупателя, что ему действительно нужно и как на него влиять, — отметил в своем докладе Иван Илей. — Скорее всего вакантные площади заполнят нетрадиционные для такого сегмента арендаторы. Это те, кто не связан напрямую с покупкой товара: различные выставки, арт-объекты, объекты с игровой составляющей. Брендам придется искать путь к своему покупателю: кто-то традиционно через скидки, но будут и новаторы в этом деле. Есть информация, что компания Adidas собирается открывать различные спортивные брендированные площадки, устраивать тренировки для клиентов. Кроме того, многие операторы будут увеличивать свою ассортиментную матрицу. Мы это видим уже сейчас. Например, в магазинах „Эльдорадо“ появились товары для детей, товары для сада и огорода и так далее».

Главная тенденция грядущего года, считает эксперт, рынок торговых центров перейдет от рынка арендодателей к рынку арендаторов. С этим уже столкнулись недавно открытые ТЦ, а также объекты без четко выраженной концепции.

В течение всего 2015 года наблюдалось уменьшение товарооборота практически у всех ритейлеров и владельцев магазинов из-за падения покупательной способности населения. Хорошо себя в этой ситуации чувствуют только продуктовые сети и гипермаркеты. Их товарооборот в ряде случаев даже увеличился.

Ситуация вполне закономерная: люди стали более разборчиво подходить к покупкам, приобретая только самое необходимое и в обязательном порядке со скидками. По этой причине как местные, так и федеральные ритейлеры уже не позволяют себе содержать не только убыточные, но и низкорентабельные магазины.

Как результат, в текущем году были значительно пересмотрены в сторону снижения арендные ставки по торговым площадям. По оценке экспертов ТО РГУД, они составили от 10 до 50%. Также были пересмотрены арендные договоры в долларах, которые были заменены на рублевый эквивалент. Наконец, третья тенденция: выросло количество договоров на условиях процента с товарооборота.

Еще один показатель кризисных явлений в отрасли — заморозка нескольких девелоперских проектов торговой недвижимости в городе. Таким образом город недосчитался еще как минимум 100 тысяч новых торговых площадей.

Тем не менее в 2016 году в городе ожидается сдача двух крупных торговых центров: «Стар Сити Молл» в поселке Мыс на Тобольском тракте общей площадью 81 тысяча квадратных метров и новый «Окей». Ввод в эксплуатацию первого объекта состоится в третьем квартале грядущего года, второго — во втором квартале. Впрочем, вопреки всероссийской тенденции, только достраивать объекты в стадии высокой готовности, в 2016 году в Тюмени все же начнется возведение первого в городе развлекательного центра с аквапарком со сроком сдачи в 2018 году.

Исходя из всего вышеописанного, только лишь снижением стоимости аренды собственники ТЦ не ограничатся. В грядущем году арендодателям придется идти навстречу тем, кто арендует у них торговые помещения, заключил Иван Илей. «Арендаторы и арендодатели должны стать партнерами, чтобы выжить. Арендодатель должен будет вникать в проблемы партнера, понимать, как увеличить проходимость и арендаторскую способность. Арендатор также со своей стороны не должен пресекать эти предложения, подсказывать, что следует изменить», — отметил он.

"