Posted 19 июня 2017,, 11:56

Published 19 июня 2017,, 11:56

Modified 11 ноября 2022,, 19:59

Updated 11 ноября 2022,, 19:59

Олег Бузников: Здание драмтеатра в будущем может стать памятником архитектуры

19 июня 2017, 11:56
Корреспондент интернет-портала Nashgorod.ru пообщался с почетным архитектором РФ Олегом Бузниковым о том, почему жилые дома Тюмени в будущем не смогут претендовать на звание памятников архитектуры, отчего их начнут сносить не через 80–100 лет, а намного раньше, а также о том, какие новые архитектурные решения в ближайшее время будут использоваться при строительстве домов.

— Олег Александрович, чем тюменская архитектура отличается от архитектуры других регионов, той же центральной полосы России?

Тюменские архитекторы давно спорят, есть ли у тюменской архитектуры особенности, которые бы коренным образом отличали ее от других городов — того же Екатеринбурга, Кургана… Я считаю, что как такового стиля архитектуры, присущего конкретно нам, нет. Есть узнаваемые объекты, присущие тому или иному населенному пункту. К примеру, если мы говорим «Кремль», у нас ассоциация с Москвой, если говорим «Храм Спас-на- Крови» — Санкт-Петербург. Тюмень — это мост Влюбленных, набережная становится культурным объектом, здание Газпрома Gazoil Plaza.

Помните, в начале 90-х, когда у нас открылся ресторан «7 небо», все туда ходили, чтобы посмотреть красивую панораму? Это место было культовым. Гостиница «Восток» была узнаваемой, по крайней мере, для северян.

— В чем Тюмень преуспела в плане архитектуры и чему нам еще нужно поучиться?

— Вопрос сложный, потому что сегодня цех профессиональных архитекторов претерпевает некоторые затруднения. Последний съезд, когда избрали нового председателя совета Президента Союза Архитекторов РФ, показал разобщенность представителей этой профессии в своей среде. Это трудности создания национальной палаты архитекторов, непризнание российских архитекторов на российском уровне… Есть у нас талантливые архитекторы, которые делают не типовое жилье, а действительно культовые объекты. Но, к сожалению, эти проекты отдают разрабатывать в большие города (Москва, Питер), иностранным архитекторам.

Мне очень нравится начало Тюменского микрорайона, район «Кристалла». В то же время мне категорически не нравится в Тюменском микрорайоне застройка с 22-мя «свечками», которые построили, как лес дремучий, в них можно заблудиться.

— Есть ли у вас любимые архитектурные объекты в Тюмени?

— Любимы все объекты, которые проектировал я. (смеется) Для каждого архитектора, проектировщика его детище — самое дорогое, самое любимое. А вообще, из знаковых объектов мне очень нравится здание «СибНАЦ». У него своеобразное исполнение, свой стиль, своя узнаваемость.

Импонирует мне, что в последние годы в Тюмени стали возводить 3-4-этажные объекты. Это «Ожогино», «Апрель». В Антипино небольшой микрорайон сейчас готовятся строить подобного уровня.

Мне очень нравится начало Тюменского микрорайона, район «Кристалла». В то же время категорически не нравится в Тюменском микрорайоне застройка с 22-мя «свечками», которые построили, как лес дремучий, в них можно заблудиться.

В общем, в Тюмени есть очень удачные застройки, а есть откровенные промахи. Тут двоякая вина проектировщика и заказчика. Один пошел на поводу своей экономической прибыли, второй — на поводу у первого.

— Расскажите о самых сложных своих проектах. В чем именно была сложность?

— Любой объект в той или иной мере сложный. Сама стадия проектирования делится на несколько этапов: эскизное проектирование, когда ты сам объект визуализируешь и показываешь этот проект заказчику. В зависимости от того, как ты согласуешь, приступаешь к рабочему проектированию.

Сложность рабочего проектирования зависит от того, какие решения изначально были заложены в проект. Если все было учтено, то дальнейшая работа пойдет легко.

Был у меня проект (бизнес-центр на 50 лет Октября-Пермякова), который пришлось приостановить на полпути. Месяцев через 9 заказчик вернулся к нему, но уже с другим видением объекта. Сначала там были только офисы и многоуровневый паркинг и стоянка, потом заказчик взял паузу, после которой объем самого объекта немного поменялся, и как следствие поменялся объем работ.

Вроде, в Сибири короткое лето, большую часть года длится зима. Казалось бы, зачем нам большие балконы? А народ-то хочет тем не менее. В «5 квартале» удачно сочетаются общая площадь квартир и при желании возможность ее увеличения за счет балконов.

— Какие новшества архитектурного дизайна в Тюмени вы бы выделили?

— Я, может быть, ретроград по натуре, но мне больше импонирует классика. Если обратили внимание, возле ТЦ «Кристалл» стоит «5 квартал» от «ИНКО и К». Это наше детище. По моему мнению, это неплохое решение относительно окружающей застройки, и в планировочном решении, и во внешнем оформлении. Вроде, в Сибири короткое лето, большую часть года длится зима. Казалось бы, зачем нам большие балконы? А народ-то хочет тем не менее. В «5 квартале» удачно сочетаются общая площадь квартир и при желании возможность ее увеличения за счет балконов.

Еще одно решение повторяется во многих микрорайонах — когда под дворовой территорией организован паркинг. Я считаю это интересным — дворовое пространство открыто не только для детской площадки, но и для спортивных сооружений, мест отдыха старшего поколения.

Кстати, насчет парковок: у нас в России всегда происходят перекосы. Если сказали «надо стоянки», у нас начинают их везде организовывать. Больше половины платных стоянок в Тюмени пустует, несмотря на то, что встать рядом негде. Платить не хотят, хотя заплатить-то надо копейки — 30 рублей в час. Люди больше потратят на бензин, пока найдут место для парковки. А сколько у нас стоит гаражных боксов без дела? В этих боксах стоит все, что угодно, только не автомобили.

Если говорить о городских объектах, то их все неплохо красит цветовая подсветка. Я думаю, что в ближайшем будущем подсветка будет изначально входить в проект. Начнут с магистральных улиц, потом зайдут во дворы.

Больше половины платных стоянок в Тюмени пустует, несмотря на то, что встать рядом негде. Платить не хотят, хотя заплатить-то надо копейки — 30 рублей в час. Люди больше потратят на бензин, пока найдут место для парковки.

— Многие помнят громкие обсуждения вокруг круглой бани и других памятных объектов. Люди годами спорят с чиновниками в вопросе: сносить или сохранить? Как вы относитесь к носу памятников архитектуры?

— Если оно не представляет угрозы жизни людей, то его надо сохранять.

Если говорить конкретно о бане, то ее привели в такое состояние неправильной эксплуатацией. Здание стоит, его никто не эксплуатирует. Если бы его использовали как положено, никто бы даже речи не вел о сносе.

В свое время, когда принималось решение снести или сохранить, делали правильно: те объекты, которые сохранялись, правильно эксплуатировались. Выделялись деньги на восстановление и восстанавливали.

Объекты, формирующие центральную площадь — архитектура 40–50 годов. Это Дом Советов, областное правительство… Два квартала между Советской и Хохрякова сами сформировали центр.

На фоне этих домов стоит новый ЖК «Цитадель». Как там люди живут — удивляюсь. Несмотря на то, что там и стоянка есть, и благоустройство неплохое, детям выйти некуда: горка, качели и песочница. Все! Нормальную площадку поставить негде.

— Какие дома, построенные сегодня, лет через …цать будут считаться памятниками архитектуры?

— Те, которые не развалятся.

Памятником может быть драмтеатр станет. Может быть — здание Леспромбанка с рестораном «Калинка», здание Лукойла.

Вообще всегда так было, что объекты, которые мы относим к памятникам архитектуры, это в основном здания общественного назначения. Жилых домов очень мало. Это те дома, которые дожили до наших дней, которые, соответственно, качественно построены. Современные объекты, хоть и говорят, что рассчитаны на срок до 100 лет, я в этом немного сомневаюсь. Думаю, их начнут гораздо раньше сносить. Останутся те, что построены качественно, независимо от архитектуры.

"