Posted 19 сентября 2014,, 04:01

Published 19 сентября 2014,, 04:01

Modified 11 ноября 2022,, 20:21

Updated 11 ноября 2022,, 20:21

Из журналистов в спасатели: огонь, вода и оживленная Анна

19 сентября 2014, 04:01
Пожарная спецовка вместо привычной одежды, в руках — не диктофон, а огнетушитель. Тюменские журналисты попробовали себя в роли сотрудников МЧС. В рамках пресс-тура «Профессия спасатель: испытано на себе» представители СМИ тушили пожар, деблокировали пострадавшего из автомобиля и «оживляли» манекен с помощью искусственного дыхания.

Пожарная спецовка вместо привычной одежды, в руках — не диктофон, а огнетушитель. Тюменские журналисты попробовали себя в роли сотрудников МЧС. В рамках пресс-тура «Профессия спасатель: испытано на себе» представители СМИ тушили пожар, деблокировали пострадавшего из автомобиля и «оживляли» манекен с помощью искусственного дыхания.

А журналисты быстро одеваются?

Тренировка для представителей СМИ проходила на базе тюменского учебного центра ФПС. Для начала журналистам предложили почувствовать себя дежурным пожарным экипажем. По нормативам, с того момента, как прозвучит сигнал тревоги, до выезда спецавтомобиля из гаража должно пройти не более минуты. Настоящие сотрудники МЧС успели полностью облачиться в экипировку, погрузиться в машину и выехать на место условного пожара за каких-то 50 секунд. Время, которое показали трое добровольцев из числа пишуще-снимающей братии, — 1 минута 26 секунд. «Для первого раза — хороший результат», — подбадривает ребят начальник учебной пожарной части Руслан Аминов. А корреспондент «Комсомолки», который не только быстро надел защитный костюм, но и не пропустил ни одной застежки или карабина, даже удостоился от него комплимента «образцовый пожарный».

Такая вот дежурная смена

После этого сотрудники МЧС развеяли миф о том, что пожарные выезжают на место происшествия без воды. И действительно, тюменцы нередко возмущаются, что воды у огнеборцев не хватает на то, чтобы потушить горящее здание. «Опять без воды приехали», — пишут, в том числе, и пользователи интернет-портала Nashgorod.ru. «Мы просто не имеем на это права», — говорит Руслан Аминов. Просто, объясняет он, вода из цистерны пожарного автомобиля заканчивается за считанные минуты. Так и есть: после того, как журналисты, проверили, что бак машины полон, сотрудники МЧС «произвели боевое развертывание и проложили магистральные рукавные линии для тушения условного пожара». А если попросту — начали поливать асфальт водой из двух шлангов.

Расход воды под носом у «Водоканала»

Три кубометра воды закончились примерно за две с половиной минуты. Естественно, если бы возгорание было реальным, экипажу пожарного авто пришлось искать ближайший гидрант или другой источник воды.

По металлу — как по маслу

Представители Тюменской областной службы экстренного реагирования продемонстрировали журналистам «начинку» аварийно-спасательного автомобиля. Как оказалось, тосэровцы оснащены вполне неплохо. Импортные — к счастью, до МЧС санкции еще не добрались — гидравлические инструменты и бензопилы, которые пока превосходят отечественные аналоги по некоторым параметрам, дыхательные аппараты, лодка, медицинский инвентарь для оказания первой помощи… Словом, все, что может понадобиться для спасения жизни.

Под руководством сотрудников ТОСЭР журналисты попробовали резать металлический прут гидравлическим инструментом.

Сначала — мастер-класс от спасателя

До этого я была сторонним наблюдателем и не вызывалась ни одеваться на время, ни проверять количество воды в баке, но возможность при полном отсутствии физподготовки если не гнуть подковы как калачи, то хоть резать металл как французский багет заинтересовала. Дали перчатки, шлем, гидравлические ножницы в руки. Тяжелые! Не без помощи спасателя я умудрилась, держа инструмент весом в несколько килограммов, повернуть ручку и откусить-таки кусочек прута. Надо сказать, режется металл даже не как хлеб, а как масло.

Не haute couture, но греет

Я уже несколько лет достаточно плотно и продуктивно сотрудничаю с МЧС по Тюменской области: не раз ездила в рейды, выходила на дежурство со спасателями, видела, как тушат пожары. И это в любом случае был взгляд со стороны. Я никогда не была, так сказать, в шкуре пожарного или спасателя. И вот представилась возможность.

Шкура, а точнее формовка МЧС, оказалась толстой и тяжелой, зато прекрасно грела в отличие от легкого осеннего пальто. Штаны на подтяжках, громоздкая куртка, широкий ремень и шлем в качестве аксессуаров — вот и весь модный лук. Чувствуя себя неповоротливым и громоздким, проникаешься еще большим уважением к пожарным: ну надо же, а они ведь в этом умудряются мало того, что бегать, так еще и огонь тушить, и людей спасать.

Корреспондент НГР в форменном

Необычная желтая «Волга»

Впрочем, выяснилось, что и мои коллеги-мужчины тоже вполне способны и бегать, и спасать, не выходя при этом из предложенного образа. В своих тяжелых костюмах они, вслед за профессиональными спасателями, разрезали все теми же гидравлическими ножницами автомобиль, попавший в условное ДТП, и доставали оттуда не менее условных пострадавших. Желтая машинка-тренажер — гордость тюменского учебного центра — пережила десятки подобных учений.

Инструктор рассказал нам, как проводятся работы на месте ДТП. Сначала транспортное средство стабилизируется, включается аккумуляторная батарея. В автомобиль проникает первый спасатель и начинает оказывать пострадавшему первую помощь. Кроме того, профессиональный сотрудник МЧС окажет человеку психологическую поддержку. Пострадавшего нельзя просто вытащить из машины через дверь или окно, поэтому прибывшие на место спасатели разбирают автомобиль по частями: снимают двери, вырезают крышу, убирают сидения и приборную панель, если и они мешают. Когда крыша снята и доступу к человеку ничто не мешает, его перекладывают на жесткие носилки и передают врачам скорой помощи. Правило «золотого часа»: не более 60 минут должно пройти с момента происшествия до передачи пострадавшего медикам. В противном случае шансы человека выжить невысоки.

Это вам не аттракцион!

Это коленчатый подъемник! Такая техника применяется при пожарах в многоэтажках. В распоряжении тюменского управления МЧС есть 50-метровые подъемники, поднимающие на высоту 15 этажа, и один 90-метровый — таких, кстати, во всей России всего три.

Я посмотрела, как поднимают вверх моих коллег и решила, что тоже хочу попробовать. Сказано — сделано. И вот меня уже пристегивают карабинами в люльке подъемника. «Боитесь?», — спрашивает меня представитель МЧС, а на отрицательный ответ пытается припугнуть. — «Я и сам до сих пор боюсь, когда на большой высоте ветер люльку расшатывает». Собеседник посоветовал мне держать ноги на ширине плеч (а они в защитном костюме ого-го какие) и держаться за перила люльки.

Начинается подъем. Всю гамму чувств от полета мне испытать не дают — поднимают на высоту 25 метров да еще и со всей осторожностью, стараясь, чтобы люлька не слишком болталась. Сначала еще держусь, следуя инструкции, но потом решаю, что жизнь моя вне опасности, и начинаю фотографировать коллег, которые внизу тушат самый настоящий пожар.

Вид сверху лучше

Словом, дух от подъема не захватывает, но это ведь не аттракцион на Цветном бульваре, и на высоту пожарные поднимаются не для того, чтобы «адреналину хапнуть», — уж чего, а адреналину им и так с лихвой хватает.

Тренажеры для отважных

На территории учебного центра есть пара неприметных строений: не поймешь, то ли гараж какой, то ли складское помещение. Оказывается, куда интересней — там тренажеры для подготовки пожарных к их непосредственной работе.

Сначала журналистам показали тренажер для подготовки газодымозащитной службы.

«Тренировка проходит в условиях, приближенных к реальным. Необходимо пройти через лабиринт, найти условного пострадавшего и вынести его. Там есть, например, лаз-труба, а в определенном месте на человека обрушиваются конструкции — падают пластмассовые кирпичики. Все сопровождается подачей дыма, а также световыми и шумовыми эффектами для достоверности», — рассказал заместитель начальника учебного центра Глеб Коляда.

Еще один тренажер имитирует пожар в жилом помещении. В маленькой комнатке — кровать и стол с телевизором. Все металлическое и в дырочку. Нетрудно догадаться, почему. Когда оператор нажимает на кнопку, кровать и телевизор начинают полыхать. Задача начинающих пожарных, соответственно, потушить их.

У журналистов лайт-версия тренировки: по лабиринту ползали без свето-дымовых эффектов, а кровать тушили с безопасного расстояния — от порожка.

А где Гоша? Аня за него!

Мои личные пять минут позора наступили, когда мы все, сняв пожарную экипировку, пошли учиться оказывать первую помощь. Поскольку я заранее спрашивала, будем ли мы спасать чудо-манекена Гошу, представители пресс-службы решили, что я горю желанием попробовать себя в искусственном дыхании, так что пришлось вызваться добровольцем.

Одно дело — тысячу раз видеть, как делают массаж сердца и искусственное дыхание в фильмах и сериалах, другое — чувствовать свою полную беспомощность и неумелость, когда доходит до практики. Но стоп: где же обещанный Гоша? Оказывается, вместо него нужно спасать другой манекен — «оживленную Анну».

Анна до того, как ее начали оживлять

Моя Аня ожила не сразу: массаж сердца у меня никак не получался и, судя по тому, что на индикаторе мигал красный огонек, я сломала условному пострадавшему пару условных ребер. Искусственная вентиляция легких тоже удалась не с первого раза. «Да ты не целуй, а воздух вдыхай», — издевались коллеги. Вторая попытка получилась более успешной: Анна «задышала». Ура, оживила, значит! С другой стороны — какая же это жизнь, со сломанными-то ребрами?

Преподаватель учебного центра, под чутким руководством которой происходило оживление Анны, рассказала не только о способах оказания первой помощи, но и показала всякие интересные штуки, которые есть в арсенале современных сотрудников МЧС. Например, умный портативный дефибриллятор, который сам определяет, требуется ли пострадавшему разряд, а также шину, которая принимает форму конечности, и двухстороннее спасательное покрывало — им можно как согреть пострадавшего, так и охладить.

Устав после занятий и тренировок, мы молчали — редкость для журналистской компании. А неутомимые сотрудники пресс-службы уже строили планы на следующее лето: «Мы для вас учения по спасению на воде устроим!». Я не против, но надеюсь, что полученные навыки на практике применять никогда не придется.

Татьяна Долгова

Фото автора и пресс-службы ГУ МЧС по Тюменской области

Видео Сергея Шарапова

"