Posted 20 октября 2017,, 12:28

Published 20 октября 2017,, 12:28

Modified 11 ноября 2022,, 20:26

Updated 11 ноября 2022,, 20:26

Омский флот на Туре: при демонтаже моста в выигрыше остался лишь посредник?

20 октября 2017, 12:28
В Тюмени завершился демонтаж старых ферм Совмещенного моста — многотонные пролеты сняли с опор и по воде отбуксировали к месту окончательного разбора. Тем не менее, выполнить операцию силами тюменских предприятий не удалось, подрядчику пришлось воспользоваться услугами речников из Омска. По какой причине городу, слывшему судоходной столицей, потребовалась коммерческая помощь соседей, выяснял корреспондент NashGorod.ru.

В Тюмени завершился демонтаж старых ферм Совмещенного моста — многотонные пролеты сняли с опор и по воде отбуксировали к месту окончательного разбора. Тем не менее, выполнить операцию силами тюменских предприятий не удалось — подрядчику пришлось воспользоваться услугами речников из Омска. По какой причине городу, слывшему судоходной столицей, потребовалась коммерческая помощь «соседей», выяснял корреспондент NashGorod.ru.

В среде краеведов есть точка зрения, что история Тюмени довольно плотно переплетена с историей речного флота. Именно фарватер Туры долгие века был главной транспортной артерией, обеспечивающей жизнь города. Этот факт оставил след даже в местной геральдике — символом города, изображенным на гербе, служит кораблик-дощатик.

В новейшей истории деятельность флота обеспечивала работой несколько тысяч жителей. В советский период в городе действовал один из успешнейших заводов по производству судов, а речной порт сыграл не меньшую роль в освоении севера, чем авиация.

Фото: griphon.livejournal.com

С ходом времени объемы перевозок по воде существенно снизились. Многие тюменцы помнят, как лозунг «Наша цель — коммунизм», красовавшийся на здании одного из портовых складов, превратился в заверение о том, что вся задача сводится к аренде площадей. Возникло впечатление, что началась «сухопутная» эпоха.

В последние годы потребность в речном транспорте у тюменских заказчиков возникала, можно сказать, «внезапно». Например, баржи и плавучие краны использовались при укреплении правого берега и строительстве набережной. Необходимость в привлечении флота возникла и в этом году при реализации АО «Мостострой-11» проекта по строительству нового моста в створе улицы Мельникайте. На фарватере вновь появились теплоходы, но… Пришедшие в Тюмень из Омска.

Местный производитель остался не у дел

Как неоднократно сообщал NashGorod.ru ранее, Тюменская область сегодня испытывает довольно острую потребность в дополнительных бюджетных поступлениях. Ряд решений, принятых за последние год-полтора на федеральном уровне, ощутимо ударил по областному «кошельку», вынудив правительство искать новые резервы.

В таких условиях дорога каждая возможность, позволяющая увеличить доходы. При этом один из ключевых источников средств — деньги, перечисляемые от местных предприятий при уплате налога на прибыль. Так, согласно закону о региональном бюджете на 2017 год, более 60% средств в казне формируется именно за счет этой доходной статьи.

Эти обстоятельства объясняют внимание региональных властей к поддержке местного производителя — на финансирование этой цели и других местных экономических вопросов в 2017 году выделено 5 миллиардов рублей. Как пояснили в департаменте инвестиционной политики, в области действует региональный реестр промышленных предприятий, специалисты ведомства осуществляют сопровождение инвестпроектов, организуют деловые встречи предприятий и крупных инвесторов. Тем не менее, обеспечить приоритет для местных производителей удается далеко не в 100% случаев. Деньги регулярно утекают в другие субъекты федерации.

Кто увез тюменский мост?

Одним из случаев, когда подрядчик предпочел не искать «пророка в своем отечестве», а обратиться к контрагентам из соседнего региона, стал снос тюменского «Совмещенника». Еще при первом визите на объект в период кульминации процесса, корреспондент NashGorod.ru обратил внимание на то, что порт приписки буксиров находится за пределами области. Эту же информацию подтвердили и представители подрядчика — почти все применявшиеся плавсредства базировались в Омске, т. е. на расстоянии более 1500 километров по фарватеру от места производства работ.

По информации собственных источников NashGorod.ru, наиболее крупные суда (толкачи РТ проекта 1741А и баржи Р-56) принадлежали ООО «Транзит». В качестве владельца буксира «Владимир» упоминалась тюменская компания «Флотсервис», однако приписано судно было к Омску. Так же как и буксир СПТПБ-3, числящийся в собственности ООО «Транснефтьстрой».

По запросу журналистов главное управление строительства (ГУС) Тюменской области назвало причину обращения к омским партнерам. «Тюменские судовладельцы не имеют возможности предоставить баржи необходимой грузоподъемности и флот для выполнения работы по сплаву ферм согласно принятым техническим решениям», — заверили в ведомстве. Тем не менее, эту информацию не подтвердили речники.

Как рассказали представители Обь-Иртышского речного пароходства, в распоряжении компании в настоящее время находится тридцать буксиров того же типа, что применялся при демонтаже моста. У тюменского налогоплательщика была возможность предоставить и баржи большой грузоподъемности, но заключить контракт с АО «Мостострой-11» им, тем не менее, не удалось. Генподрядчик предпочел работать с омичами.

«Нам требовалось лишь знать сроки и условия работ, чтобы выделить флот под цели заказчика. Мы вели переговоры, направляли предложения, но ответа не получили», — рассказала начальник грузовой и коммерческой службы ОИРП Ольга Печеркина.

Изображение с сайта АО «ОИРП»

Впрочем, ответ на вопрос о технической возможности выполнения речных работ силами тюменцев содержался на главной странице сайта компании — сотрудники ОИРП уже производили схожие работы на территории ХМАО при монтаже моста через Обь.

А где прибыль?

Несмотря на масштабность работ, в ООО «Транзит» не смогли назвать сделку выгодной. «Нашим судам пришлось пройти довольно большое расстояние. Оплата кое-как покрыла расходы. Единственный плюс в том, что мы смогли обеспечить работой экипажи», — рассказала представитель компании.

Собеседница NashGorod.ru подчеркнула, что к работе на предложенных условиях организацию подтолкнула кризисная ситуация: «Если бы не этот заказ, пришлось бы прекращать деятельность в принципе».

В ООО «Транзит» также отметили, что заказчиком выступил не «Мостострой-11», а посредник — ООО «СК Омречтранс». С этой организация генподрядчик, видимо, и заключил изначальный договор. Судя по всему, именно ООО «СК Омречтранс» и стал единственным выгодоприобретателем в весьма крупной сделке.

Попытка выяснить подробные детали контрактов с речниками в АО «Мостострой-11» и узнать, какие мотивы были у обращения к посреднической фирме, успехом не увенчалась. На запрос, направленный в адрес руководства компании 12 октября, портал NashGorod.ru так и не получил ответа.

"