Posted 20 октября 2017,, 12:28
Published 20 октября 2017,, 12:28
Modified 11 ноября 2022,, 20:26
Updated 11 ноября 2022,, 20:26
В Тюмени завершился демонтаж старых ферм Совмещенного моста — многотонные пролеты сняли с опор и по воде отбуксировали к месту окончательного разбора. Тем не менее, выполнить операцию силами тюменских предприятий не удалось — подрядчику пришлось воспользоваться услугами речников из Омска. По какой причине городу, слывшему судоходной столицей, потребовалась коммерческая помощь «соседей», выяснял корреспондент NashGorod.ru.
В среде краеведов есть точка зрения, что история Тюмени довольно плотно переплетена с историей речного флота. Именно фарватер Туры долгие века был главной транспортной артерией, обеспечивающей жизнь города. Этот факт оставил след даже в местной геральдике — символом города, изображенным на гербе, служит кораблик-дощатик.
В новейшей истории деятельность флота обеспечивала работой несколько тысяч жителей. В советский период в городе действовал один из успешнейших заводов по производству судов, а речной порт сыграл не меньшую роль в освоении севера, чем авиация.
Фото: griphon.livejournal.com
С ходом времени объемы перевозок по воде существенно снизились. Многие тюменцы помнят, как лозунг «Наша цель — коммунизм», красовавшийся на здании одного из портовых складов, превратился в заверение о том, что вся задача сводится к аренде площадей. Возникло впечатление, что началась «сухопутная» эпоха.
В последние годы потребность в речном транспорте у тюменских заказчиков возникала, можно сказать, «внезапно». Например, баржи и плавучие краны использовались при укреплении правого берега и строительстве набережной. Необходимость в привлечении флота возникла и в этом году при реализации АО «Мостострой-11» проекта по строительству нового моста в створе улицы Мельникайте. На фарватере вновь появились теплоходы, но… Пришедшие в Тюмень из Омска.
Местный производитель остался не у дел
Как неоднократно сообщал NashGorod.ru ранее, Тюменская область сегодня испытывает довольно острую потребность в дополнительных бюджетных поступлениях. Ряд решений, принятых за последние год-полтора на федеральном уровне, ощутимо ударил по областному «кошельку», вынудив правительство искать новые резервы.
В таких условиях дорога каждая возможность, позволяющая увеличить доходы. При этом один из ключевых источников средств — деньги, перечисляемые от местных предприятий при уплате налога на прибыль. Так, согласно закону о региональном бюджете на 2017 год, более 60% средств в казне формируется именно за счет этой доходной статьи.
Эти обстоятельства объясняют внимание региональных властей к поддержке местного производителя — на финансирование этой цели и других местных экономических вопросов в 2017 году выделено 5 миллиардов рублей. Как пояснили в департаменте инвестиционной политики, в области действует региональный реестр промышленных предприятий, специалисты ведомства осуществляют сопровождение инвестпроектов, организуют деловые встречи предприятий и крупных инвесторов. Тем не менее, обеспечить приоритет для местных производителей удается далеко не в 100% случаев. Деньги регулярно утекают в другие субъекты федерации.
Кто увез тюменский мост?
Одним из случаев, когда подрядчик предпочел не искать «пророка в своем отечестве», а обратиться к контрагентам из соседнего региона, стал снос тюменского «Совмещенника». Еще при первом визите на объект в период кульминации процесса, корреспондент NashGorod.ru обратил внимание на то, что порт приписки буксиров находится за пределами области. Эту же информацию подтвердили и представители подрядчика — почти все применявшиеся плавсредства базировались в Омске, т. е. на расстоянии более 1500 километров по фарватеру от места производства работ.
По информации собственных источников NashGorod.ru, наиболее крупные суда (толкачи РТ проекта 1741А и баржи Р-56) принадлежали ООО «Транзит». В качестве владельца буксира «Владимир» упоминалась тюменская компания «Флотсервис», однако приписано судно было к Омску. Так же как и буксир СПТПБ-3, числящийся в собственности ООО «Транснефтьстрой».
По запросу журналистов главное управление строительства (ГУС) Тюменской области назвало причину обращения к омским партнерам. «Тюменские судовладельцы не имеют возможности предоставить баржи необходимой грузоподъемности и флот для выполнения работы по сплаву ферм согласно принятым техническим решениям», — заверили в ведомстве. Тем не менее, эту информацию не подтвердили речники.
Как рассказали представители Обь-Иртышского речного пароходства, в распоряжении компании в настоящее время находится тридцать буксиров того же типа, что применялся при демонтаже моста. У тюменского налогоплательщика была возможность предоставить и баржи большой грузоподъемности, но заключить контракт с АО «Мостострой-11» им, тем не менее, не удалось. Генподрядчик предпочел работать с омичами.
«Нам требовалось лишь знать сроки и условия работ, чтобы выделить флот под цели заказчика. Мы вели переговоры, направляли предложения, но ответа не получили», — рассказала начальник грузовой и коммерческой службы ОИРП Ольга Печеркина.
Изображение с сайта АО «ОИРП»
Впрочем, ответ на вопрос о технической возможности выполнения речных работ силами тюменцев содержался на главной странице сайта компании — сотрудники ОИРП уже производили схожие работы на территории ХМАО при монтаже моста через Обь.
А где прибыль?
Несмотря на масштабность работ, в ООО «Транзит» не смогли назвать сделку выгодной. «Нашим судам пришлось пройти довольно большое расстояние. Оплата кое-как покрыла расходы. Единственный плюс в том, что мы смогли обеспечить работой экипажи», — рассказала представитель компании.
Собеседница NashGorod.ru подчеркнула, что к работе на предложенных условиях организацию подтолкнула кризисная ситуация: «Если бы не этот заказ, пришлось бы прекращать деятельность в принципе».
В ООО «Транзит» также отметили, что заказчиком выступил не «Мостострой-11», а посредник — ООО «СК Омречтранс». С этой организация генподрядчик, видимо, и заключил изначальный договор. Судя по всему, именно ООО «СК Омречтранс» и стал единственным выгодоприобретателем в весьма крупной сделке.
Попытка выяснить подробные детали контрактов с речниками в АО «Мостострой-11» и узнать, какие мотивы были у обращения к посреднической фирме, успехом не увенчалась. На запрос, направленный в адрес руководства компании 12 октября, портал NashGorod.ru так и не получил ответа.