Posted 21 марта 2011,, 09:03

Published 21 марта 2011,, 09:03

Modified 11 ноября 2022,, 18:40

Updated 11 ноября 2022,, 18:40

Александра Пермякова: Народное искусство сегодня находится в информационной блокаде

21 марта 2011, 09:03
Тюмень попала в четверку сибирских городов, где прошли выступления русского народного хора имени М.Е. Пятницкого, посвященные столетию коллектива. «Я поздравляю вас не со столетием хора Пятницкого, а с праздником русского народного искусства», — обращаясь 17 марта к зрителям со сцены Тюменской филармонии, сказала руководитель хора народная артистка России Александра Пермякова . В этих словах не было преувеличения. Все, кто пришел в это вечер в филармонию, действительно побывали на ярком празднике русского искусства — народной песни, музыки и танца. А перед началом концерта Александра Пермякова рассказала тюменским журналистам, о драматичных периодах в истории хора, нынешнем признании и... непризнании, своем отношении к народному творчеству:

Тюмень попала в четверку сибирских городов, где проходят выступления русского народного хора имени М.Е. Пятницкого, посвященные столетию коллектива. «Я поздравляю вас не со столетием хора Пятницкого, а с праздником русского народного искусства», — обращаясь 17 марта к зрителям со сцены Тюменской филармонии, сказала руководитель хора народная артистка России Александра Пермякова. В этих словах не было преувеличения. Все, кто пришел в это вечер в филармонию, действительно побывали на ярком празднике русского искусства — народной песни, музыки и танца. А перед началом концерта Александра Пермякова рассказала тюменским журналистам, о драматичных периодах в истории хора, нынешнем признании и... непризнании, своем отношении к народному творчеству:

К началу 90-ых хора Пятницкого не было

— Нынешний состав русского народного хора имени М.Е. Пятницкого (более 100 артистов — Ред.) формировался в начале 90-ых годов. Сейчас об этом уже можно говорить откровенно: к началу того десятилетия хора Пятницкого практически не существовало. Участники разбежались по совместным предприятиям, центрам досуга и тому подобное.

И был брошен клич по всей России. Мы (Александра Пермякова руководит хором Пятницкого с 1989 года — Ред.) обращались во все дома народного творчества, к организаторам фестивалей художественной самодеятельности, конкурсов молодых исполнителей... Ездили сами и прослушивали большие группы исполнителей, просили: если увидите какие-то таланты — пусть приезжают в Москву. У нас «сарафанное радио» в России работает еще лучше, чем интернет, поэтому приезжали к нам целыми командами — услышали от кого то, что есть набор, и приезжали. Сейчас в коллективе — представители 30 регионов. Это лучшие певческие силы нашей страны.

У меня нет отдельно хормейстера, балетмейстера, дирижера. Я признаю только «играющих тренеров» — все должны крутиться в гуще действа на сцене. Если не пройдешь через это горнило, через себя не пропустишь и в этом процессе не поучаствуешь — толку не будет. Поэтому состав коллектива очень молодой. А если коллектив молодой — у него есть будущее, и это главное.

С великой радостью констатирую, что за последние годы интерес к русской народной песне, танцу, музыке растет и растет. Если в 90-ых годах на концерте хора имени Пятницкого в Москве на сцене было больше народа, чем в зале, то сейчас все совершенно иначе. Наш юбилейный концерт проходил в зале Большого Кремлевского дворца, где 6,5 тысяч зрительских мест. И билеты не ушли — улетели. Купить их потом можно было только у спекулянтов за огромные деньги. Звезды эстрады не собирают полный дворец — мы собрали.

«Какое счастье, что вы не композитор»

— Достаточно большой период хор имени Пятницкого был коллективом авторской песни. И сейчас артисты хора говорят мне: какое счастье, что вы не композитор! Потому что как только коллективом руководит композитор, так основа репертуара — произведения руководителя коллектива. Так было при Владимире Захарове и позже при Валентине Левашеве. Формат концерта хора Пятницкого — это от 24 до 28 номеров. При Владимире Захарове — в репертуаре 15 его песен, при Левашеве — до 17. Песни замечательные, но ... Если бы я была руководителем коллектива в тот период, я не взяла бы на себя смелость называть его народным. Это авторские песни, которые исполнялись народными голосами.

Сейчас я с полной ответственностью говорю, что коллектив — народный. Потому что основа репертуара — подлинные народные песни разных областей России. Сегодня тюменцам мы представим песни и танцы 17 российских регионов. Например, одну из песен поем на брянском диалекте, при этом песня имеет современное сценическое решение.

У меня иногда спрашивают: на каком языке вы поете? Я говорю, что вот это — брянский диалект. Или у нас есть песня «По лужеченьку» — подлинная песня Владимирской области. Некоторые слушатели не могут понять ни одного слова, спрашивают даже что такое «куды»... В Тамбове, например, говорят не «что», а «чаво», а на севере — «тё». Сейчас мы как миссионеры — показываем русскую народную песню какой-то области на диалекте.

Откуда к нам приходят новые песни

— Слава Богу, в свое время — когда были фольклорные экспедиции — песни записывали на кассетные магнитофоны. Теперь фольклористы, которые занимались этой изыскательской деятельностью (мы, кстати, тоже ею занимались), все материалы перевели на цифровые носители. Многие регионы к 100-летию хора Пятницкого выпустили областные сборники. Очень много из регионов присылают дисков.

Искусство это в значительной степени и математика. Я смотрю: у меня воронежских песен, например, много, архангельских — вообще нет. Почему? Надо обязательно заняться архангельскими. Или нет курских песен — я начинаю тщательно просматривать материалы этой области, слушать диски. Прослушиваю, например, 300 песен, из них отбираю 150, потом 50... в конечном итоге остается одна песня, которую можно представить на сцене.

У нас ведь программа очень разнообразная и по звучанию и по мизансценам — мы концертно-гастрольный коллектив, мы должны этот уровень выдерживать.

В репертуаре хора есть, в том числе, песни начала прошлого века. Например, знаменитая «По диким степям Забайкалья...», она записана в 1904 году в Иркутском остроге. В том же году Пятницкий записал в Воронеже песню «Со вечора, с полуночи» — она до сих пор в программе.

Мы не только сохраняем, мы обязаны и развивать народное искусство. Как пройти мимо современных ритмов? Вот говорят: почему хор Пятницкого такой современный? Да, в инструментальной группе полная ударная установка, как в роковом коллективе. Но это не значит, что рок играем. Это жесткая ритмическая основа наших номеров. И это воспринимается.

Сегодняшние концерты хора проходит в режиме нон стопа. У меня спрашивают — что это за форма? И почему пришли к этому? Ничего на самом деле мы не придумывали. Если ознакомиться с первыми программами 1911–1912 годов крестьянского хора Пятницкого, то видим тоже, что мы сейчас делаем. Только мы делаем это в современном варианте.

Дайте мне песню о России

— Сейчас народные песни пишут и композиторы. Но с полной ответственностью заявляю, что это — плохие песни. Всё примерно одно и то же: я сижу на крыльце, мне на плечо склонилась или рябина, или калина, или другое дерево, а я вся просто обрыдалась, потому что я жду, а он или она не приходит.

Я прошу: дайте мне современную песню о России, но не с квасным патриотизмом, чтобы была драматургия в тексте, чтобы мы могли создать зримый образ... Нет. Гражданская тематика полностью отсутствует. Всё мы куда-то падаем, в какую-то бытовуху... Или звучит во всех песнях, что все порушено, все церкви порушены, страна разваливается... Это совершенно не так, по-моему. Уже история хора Пятницкого показала: всё было, мы три войны прошли, две революции — перестройка это ведь тоже революция — но народ-то русский есть!

Во время войны танковая бригада отдавала треть своего пайка хору, чтобы он пел. Перестройка началась, я ездила по Москве с кошелкой — кто дал на хор Пятницкого 100 рублей, а кто-то — 10 копеек, кто-то — один доллар. Но ведь выжили же! Поэтому мы не можем говорить, что русское народное искусство развалилось.

Просто у нас сейчас основной источник знаний — телевизор, к великому сожалению. Что показывают по телевизору, то и формирует наше сознание. А народное искусство находится в состоянии информационной блокады. Все телевизионные каналы определяют свой формат самостоятельно, и я могу 150 раз обращаться, просить, требовать, но... Но — извините, нет.

Этот бренд раскручивать не надо

— К великому счастью, хор Пятницкого знают все. Нам этот бренд раскручивать не надо.

2 марта хору имени Пятницкого исполнилось 100 лет. Два этапа нашего юбилея завершено. 1 марта на сцене Большого Кремлевского дворца был грандиозный сольный концерт нашего коллектива. Затем на сцене концертного зала имени Чайковского состоялся торжественный вечер под девизом «Нас поздравляют».

Я, наверное, могу назвать это фестивалем национальной культуры — на торжественный вечер приехали все крупнейшие коллективы нашей страны в полном составе. Я обращалась к президентам республик — Башкортостана, Татарстана, Чечни — и все прислали свои лучшие государственные коллективы. Выступали в полном составе Кубанский казачий хор, Омский русский народный хор... Нас поздравляли ансамбль танца Моисеева, Краснознаменный, «Березка», оркестр Осипова. Вся Москва потом благодарила — за многие и многие годы увидели такой спектр народного искусства нашей страны.

Завершающим этапом нашего юбилея будет «Славянский базар» в Витебске, где нас будут поздравлять современные деятели эстрады. Я уже думаю о том, как пройдет этот фестиваль, и у меня одно железное условие: чтобы не мы пели репертуар известных эстрадных звезд, а они — наш.

Кроме этого тура в рамках юбилея — по четырем городам Сибири (Тюмень, Омск, Кемерово, Новосибирск) — у хора в программе есть тур на Дальний Восток, выступления в Италии, Испании, Мексике.

Были планы на гастроли в июле в Японии, договор уже подписан, но из-за происходящего там бедствия, эти выступления сейчас под вопросом.

Будут выступления в Киеве, Минске, Одессе. Дал бы Господь, была бы счастлива побывать в Крыму у наших моряков, представить свое искусство...

Что важно — приглашают не цинично — да что там, русский хор?! Это не колхоз «Красный лапоть». Все уже признают, что хор Пятницкого — это очень весомая творческая единица.

У нас есть студия, где мы записываем свои произведения на диски. Но мы государственный бюджетный коллектив, поэтому продавать подобную продукцию не имеем права. Если у меня просят руководители других коллективов, я лучше подарю диск с записями наших песен, музыки.

Наши песни — подражая хору Пятницкого — исполняют другие коллективы, и это нормально. Жаль только, что они при этом никак не обозначают, что это взято из нашего репертуара.

В архиве не только песни

— Я берегу архивы хора для будущих поколений, берегу не только песни — каждую «бумажку»... Например, пропуск Пятницкого в Кремль от 1918 года, подписанный Лениным. Письма, пришедшие в хор, начиная с 1926 года, в том числе «треугольники» с фронта с печатью «Проверено цензурой»...

Есть такое письмо, написанное в 42-ом году: «Уходим в разведку с боем, Знаем, что все погибнем. Нам дали отдохнуть, и в землянке у нас репродуктор. Слушаем ваши песни. Пойте больше, чаще. И когда последний фашист упадет на эту землю и поднимет свои грабли, тогда на празднике победы вы встанете рядом с нами в строй, как рядом с нами в бой шли ваши песни. Лейтенант Кувшинов».

Мы узнавали — в письме указана воинская часть — все погибли. Как можем не хранить это?

Как можно не хранить съемку 1926 года, в президиуме — Крупская, Троцкий, Бухарин. Хор Пятницкого выступает. В лаптях.

Или 40-секундную съемку 9 мая 1945 года, на Красной площади в Москве. Объявляют: хор Пятницкого! И — ура! — в воздух летят пилотки, бескозырки, фуражки...

За сохранность таких архивов я несу ответственность перед народом.

Фото с сайта mospravda.ru

"