Posted 22 февраля 2011,, 07:14

Published 22 февраля 2011,, 07:14

Modified 11 ноября 2022,, 18:40

Updated 11 ноября 2022,, 18:40

Мария Кондратович: С «Красной Армией» — 10 лет!

22 февраля 2011, 07:14
Накануне празднования 10-летия радиостанции «Красная Армия» ее программный директор Мария Кондратович рассказала порталу NashGorod.ru о том, с чего начиналась «Красная Армия», как они взаимодействуют со слушателями и развеяла некоторые стереотипы о профессии радиоведущего.

«Красную Армию» за профессиональных диджеев, со вкусом подобранный музыкальный материал, креативный подход, масштабные акции и, конечно, «свое лицо» знает и любит, пожалуй, каждый тюменец.

Накануне празднования 10-летия радиостанции ее программный директор Мария Кондратович рассказала порталу NashGorod.ru о том, с чего начиналась «Красная Армия», как они взаимодействуют со слушателями и развеяла некоторые стереотипы о профессии радиоведущего.

Поводом для нашего интервью стало 10-летие радиостанции «Красная Армия», поэтому, расскажи, пожалуйста, какой была радиостанция в начале и во что она развилась?

— Мы появились в 2000 году, и уже тогда отличались от всех других радиостанций. Во-первых, «Красная Армия» — местное радио. Во-вторых, уже названием мы задали интригу. «Красная Армия» изначально была серьезной, полноценной радиостанцией. И количество диджеев, работающих на нашей станции, за эти годы не изменилось — порядка 12 человек. Это много, потому что в отличие от федеральных радиостанций вещающих в Тюмени, мы сами по себе, и нам нужно круглые сутки самостоятельно делать эфир. Многие ребята у нас работают с первого дня. Например, я начинала диджеем, а сейчас работаю программным директором станции. Конечно, за 10 лет мы серьезно выросли в профессиональном смысле. За эти годы мы получили серьезное уважение от федеральных радиостанций: нас хорошо знают в России, Москве, меня приглашают на семинары в качестве тренера. А в прошлом году мы еще и очень серьезно «перелопатили» эфир.

Можешь определить место «Красной Армии» среди радиостанций России и Тюмени?

— Тем, кто живет в Москве и Санкт-Петербурге, сложно что-то знать о сибирской радиостанции, но сейчас есть Интернет, и мы можем онлайн послушать любое радио. Конечно, профессиональное сообщество интересуется и слушает нашу станцию, особенно теперь, когда её лицом и голосом является «Мумий Тролль». Нас прашивают: «Как вам это удалось?».

Чем отличается «Красная Армия» — у нас никогда не было слабых, «проходных» диджеев. Задай себе вопрос: «Кого из радиоведущих Тюмени ты знаешь?». Скорее всего, почти все они будут с «Красной Армии»: Тимур Шквал, Юлия Бутакова, Жанна Гордеева, Алекс Арсеньев, Мария Кондратович, Иван Крылов, Константин Фридрих, Евгений Глебов. Мне кажется, что в среде радиоведущих считается достижением попасть на «Красную Армию» работать. И это действительно непросто. Уже несколько лет в ответ на вопрос «У вас есть вакансии?» я отвечаю: «Нет». У меня очень сильная команда, и заменять никого я не хочу. Хотя понятно, что нет предела совершенству.

На мой взгляд, в Тюмени «Красная Армия» занимает нишу модного и прогрессивного радио. На наших волнах играет такая музыка, которую не использует никто. Как обычно идет построение музыкального формата? Люди узнают, что нравится большинству и стараются это использовать. Мы пошли другим путем: берем то, что нравится нам, и делаем так, чтобы это нравилось другим. Если выразиться громко, формируем музыкальный вкус. И на сегодняшний день мы одна такая радиостанция в Тюмени. Кроме этого, каждый сезон мы проводим громкие проекты, например, «Лето Красное». Таким образом, «Красная Армия» отличается своим коллективом, музыкой и именем.

Ты упомянула о группе «Мумий Тролль». Действительно, как вам удалось заполучить его в качестве голоса и лица радиостанции?

— Я очень люблю эту группу, выросла на песнях Лагутенко, и он идеально подходит нам по формату. Поэтому решила, почему бы не попробовать предложить ему спеть наши джинглы? Я вышла с предложением, представила нашу радиостанцию. Он согласился, хотя никогда раньше не сотрудничал с радиостанциями в этом направлении. Я не могу оглашать сумму гонорара, но могу сказать, что Лагутенко согласился не из-за денег.

В прошлом году у вас произошла смена формата. Уже можно сказать, как это повлияло на рейтинги «Красной Армии»?

— Да, рейтинги выросли. Хотя я больше доверяю реальным откликам, фидбэкам. Благодаря Интернету и социальным сетям мы со слушателями очень близки, постоянно общаемся — этому я могу верить. Но и согласно исследованиям TNS после смены формата мы выросли, хотя это был для нас очень рискованный шаг. Сейчас мы используем такой музыкальный материал, которого, порой, не используется нигде. Когда выбираем музыку, мы ориентируемся на звучания станции, ее философию.

Сейчас, уже почти год спустя, мы понимаем, что пошли в правильном направлении, заняли ту нишу, которую никто не занял.

Как ты считаешь, каковы общие тенденции существования радиостанций? Они будут процветать или постепенно уходить из нашей жизни? Ведь музыку можно послушать в плейере, а новости почитать в Интернете…

— Всего 10 лет назад люди слушали радио, в том числе, чтобы записать любимые песни на кассету и иметь возможно их переслушивать. С этого времени, конечно, многое изменилось. Мы, люди радио, естественно, осознаем все происходящие процессы и стараемся идти в ногу со временем. Любая уважающая себя радиостанция имеет онлайн-вещание. «Красная Армия» так же есть в приложении irusRadio для iPhone. Ты говоришь об mp3, но ведь в плейере только музыка, там нет того, из-за чего люди включают радио. Любая радиостанция живет вместе с тобой: с утра до вечера. В утреннем шоу ты можешь узнать о погоде, пробках, гороскопе, свежих новостях. Радио — такая сфера услуг, которая дает информацию, подготовленную и обработанную для тебя; это ведущие, которых ты любишь.

Лет десять назад диджеи были как Боги, я выходила с работы, и меня часто внизу кто-то ждал, чтобы сфотографироваться, взять автограф. Сейчас радиостанций больше, у людей, возможно, другие кумиры. Но если на радио появляется человек, способный «зацепить» массы, то радио будут включать. Радио — это продукт, в котором есть и информация, и музыка, и ведущие. Я думаю, что оно не умрет никогда. Возможно, когда-нибудь оно полностью уйдет в Интернет или подкастинг, но в таком виде как сейчас оно будет существовать еще долго.

Как вы продвигаете Тюмень на российских слетах региональных станций?

— Нельзя сказать, что мы именно продвигаем Тюмень, но мы показываем, что делаем, какие люди у нас работают и на что они способны. В ноябре я ездила в Абакан, где были радийщики с Сибирского федерального округа. Я читала три лекции, и они удивлялись количеству акций, которые мы проводим, и того, что и как мы делаем. В их глазах рейтинг Тюмени, безусловно, растет, они понимают, что мы город развитый, небедный. Мы воспринимаем все, что у нас есть как должное, а для кого-то Тюмень это чуть ли не Арабские Эмираты. Уважение в профессиональном сообществе наш регион имеет очень серьезное. И в этом я вижу и свой личный вклад. Мы сегодня находимся на одном уровне с Москвой и Питером по части того, что мы можем предложить аудитории.

Насколько мне известно, на «Красной Армии» есть интерактивные шоу. А как вообще налажена связь со слушателями?

— Всеми возможными способами: от стационарного телефона до SMSок по мобильному, через блоги, группы в социальных сетях, прежде всего ВКонтакте, электронную почту. Самое удобное для общения — это, конечно, группа ВКонтакте. Здесь ты можешь написать диджею, и тебе ответят. Мы стараемся уделить внимание каждому.

Есть ли такие слушатели, которые не расстаются с радиостанцией с первого дня ее существования?

— Такие есть, но отследить их сложно. Если они начинали слушать в 20 лет, то сейчас им 30. Со временем активность по проявлению себя на радио у человека снижается, но я знаю многих из них лично. Они неравнодушны, следят, связывают с радиостанцией свою юность. Мне пишет мужчина из Новосибирска, у него нет электронной почты: он присылает бумажные письма, и я ему в такой же форме отвечаю. Ведь мы стараемся работать с каждым слушателем.

Ты упомянула о том, что радио — это бизнес. Насколько прибыльный — вы живете или выживаете? Насколько я понимаю, вы живете за счет рекламы. Этого хватает или требуются дополнительные финансовые вливания?

— Мы не государственная телерадиокомпания, поэтому, в нашем случае, радио — это бизнес. Нас никто не содержит, и все, что мы имеем, должны окупать сами: зарплату ведущих, коллектива, аренду, свет и так далее. Соответственно, как мы понимаем рынок, столько мы и заработаем. Я не могу сказать, что сегодня мы купаемся в золоте, но мы не выживаем. Если бы так было, то нас бы уже просто закрыли. Нам приходится балансировать между творческими амбициями и коммерческими интересами, и я думаю, что мы научились это делать. Но чтобы заработать на радио, нужно в него вложить много мозгов, души, времени, денег. Да, мы живем за счет рекламы, но правительство не остается в стороне, ведь у нас десятки наград и благодарностей от различных департаментов области.

По твоим словам, раньше у рабочего входа тебя встречали поклонники, жаждущие общения. Сейчас тебя узнают на улице или по голосу?

— Времена немного поменялись, но узнавать меня не перестали. В связи с этим я не езжу в автобусах. Меня несколько раз там узнавали, да так громко, что пришлось выходить. Я сажусь в автобус, рядом садится молодой человек и спрашивает: «Вы — Мария Кондратович?». Я пытаюсь как-то замять эту тему, но он продолжает настаивать на том, что узнал меня, причем шумно. На меня оборачивается весь автобус. Единственное, что мне оставалось — выйти, я же не буду сидеть всем махать. В такой ситуации мне неловко. Узнают по голосу, в основном, в такси. Но каких-то особых сложностей в связи с узнаваемостью я не испытываю.

Ты помнишь свой первый день на «Красной Армии»: эмоции, ощущения?

— Я пришла на «Красную Армию», когда ее еще не было в природе. Был набор на новую радиостанцию, известно было только название. Задумывалось, что на «Красной Армии» будут только новые голоса. Я пришла на кастинг. В отличие от некоторых, приходящих на радио, я к этому готовилась: в плане голоса и внутренне. Понимание того, что я хочу работать диджеем, пришло ко мне где-то в 6 классе, когда появилась первая музыкальная радиостанция. Я подумала, что это мне подходит и это моя будущая профессия. Тогда меня и приняли на работу, после 2 курса. Я поняла, что нахожусь на своем месте, и это то, чего я хотела. Когда я вышла в эфир, мне не было волнительно, я знала, что справлюсь, все смогу.

Лет в 10 я прочитала интервью с Софи Лорен, которая сказала, что для женщины очень важно иметь красивый, глубокий, бархатный голос; это половина ее успеха. Я задумалась об этом и начала заниматься: брала книги, журналы и читала вслух. Поэтому меня всегда удивляли люди, которые приходили на кастинги и заявляли: «Я хочу работать на радио». Его просят что-то почитать, и я вижу, что он первый раз сталкивается с такой задачей. Мне повезло с тем, что я рано определилась с выбором профессии.

Как вообще строится карьера тех, кто приходит на радио? Например, сначала ты работаешь ведущим, потом становишься программным директором и так далее… Есть куда «расти» ведущим?

— Расти ты можешь в каких-то смежных областях. Я программный директор радиостанции, кто-то из ребят становится шоуменом, им не нужно быть программными директорами, свою дозу популярности и денег они получат на площадках: корпоративы, свадьбы, юбилеи, мероприятия. Понятно, что они не могут этим заниматься до 60 лет, но у них есть имя.

Я не стремилась стать программным директором, но постепенно доросла до этого. И иметь такую должность в радиостанции с собственным вещанием, в понимании радийщика, очень престижно. Ведущий — профессия творческая, директор — административно-управленческая. Либо ты это совмещаешь, либо это совсем не твое.

На самом деле, карьерный рост радиоведущего измеряется в том, как его любит аудитория. Вот показатель профессионализма.

А как попадают к вам на работу диджеи?

— Мне не приходится искать кого то, все приходят сами и мне часто приходится отказывать людям, хотя, может быть, они и очень талантливые. Я не могу припомнить такого момента, чтобы была острая нужда в ведущих: на «Красную Армию» хотят ребята, которые уже работают на радио и они мне дают знать: «Маша, имей в виду, я очень хочу у вас работать».

А вообще процедура такая: люди приходят, когда объявляются наборы ведущих или звонит человек и говорит, что хочет работать на радио. Мы можем ему предложить прийти и записаться, тогда он попадет в банк голосов. Кризиса кадров на «Красной Армии» у нас нет.

Можешь рассказать, какие стереотипы о работе диджея есть, и насколько они соответствуют истине?

Во-первых, что работать диджеем — легко. Это работа ответственная, сложная в моральном и эмоциональном плане, от этого она и крутая. Особенно, когда речь идет о местной радиостанции с собственным программированием. Когда ты в эфире, то чувствуешь себя как натянутая струна и очень устаешь. Это работа не для дураков.

Достаточно посмотреть фильмы о радио, чтобы понять, что многие неверно понимают сам процесс. В одном фильме есть сцена — ведущая прибегает на работу, в студии никого нет, хватает первый попавшийся диск и вставляет его, хватает микрофон и начинает что-то говорить. Такая ситуация невозможна. В студии никогда не бывает пусто, кроме ночного времени. И что попало в эфир тоже не ставят, радио — это очень выверенный, взвешенный, продуманный продукт.

А если человек опаздывает?

Если опаздывает, то тот, кто до него был в эфире, не уйдет. Еще есть стереотип, что на радио может работать любой, но мы уже сказали, что это далеко не так. Пьянство и эфир, как в фильме «День радио», также несовместимы, потому что ты не сможешь контролировать ситуацию. Но случаи, когда что-то придумывается на ходу, безусловно бывают. Радио — самое мобильное средство информации, даже в Интернете нужно время, чтобы ввести текст или выложить видео — а тут ты взял и сказал.

В заключение хочу вас поздравить с такой значимой датой — 10-летием со дня появления «Красной Армии» в эфире. Кстати, как вы будете праздновать?

Обязательно отпразднуем в своем коллективе! А для слушателей мы подготовили праздничный эфир 23 февраля, в этот день вы сможете услышать всех наших диджеев и получить подарки!

"