Posted 24 мая 2017,, 12:56

Published 24 мая 2017,, 12:56

Modified 11 ноября 2022,, 19:59

Updated 11 ноября 2022,, 19:59

Сергей Гулевич: Слоны делают меня добрее

24 мая 2017, 12:56
Слоны Большого Варшавского цирка, выполняющие различные трюки под руководством дрессировщика Сергея Гулевича, в середине минувшей неделе покорили жителей Тюмени. В областной столице в последний раз они выступят уже 28 мая.

Слоны Большого Варшавского цирка, выполняющие различные трюки под руководством дрессировщика Сергея Гулевича, в середине минувшей неделе покорили жителей Тюмени. В областной столице в последний раз они выступят уже 28 мая.

Корреспондент интернет-портала NashGorod.ru побеседовал с дрессировщиком слонов Сергеем Гулевичем.

Как вы пришли в цирк? Это давняя мечта или случайность?

Можно сказать, что случайность. После армии надо было устраиваться на работу. В цирк меня устроил дядя — артист. Я должен был ехать в Польшу рабочим — собирать-убирать шапито для выступления. Среди крокодилов, верблюдов, собак находились слоны, которые и приглянулись мне. Помимо своей работы я помогал дрессировать слонов. Это заметил директор цирка и предложил мне стать помощником дрессировщика. Так я проработал до 2009 года. После дрессировщик ушел на пенсию, и я занял его место.

Расскажите о слонихах, с которыми работаете. Насколько они разные?

Они старше меня, им по 47 лет. Это средний возраст для слонов. Они способны прожить и до 80–90 лет, как Бог здоровья даст. С четырех или шести лет их доставили в социалистическую Польшу из питомника, расположенного, насколько я помню, в Таиланде. Не в курсе, как они жили до 1998 года — до моего прихода в цирк. Я стал их пятым дрессировщиком. До этого с ними работали люди из разных стран, в том числе и англичанин. Я общаюсь со слонихами на польском и английском языках. А так они хорошо понимают интонацию. Это абсолютно разные по характеру девочки. Дженни крупная, ленивая, хитрая, мудрая. Магда наоборот — открытая и хулиганистая.

В каком возрасте слоны уходят «на пенсию»?

Здесь все как с людьми. Они уходят с арены, когда не могут больше работать. Мы наблюдаем за слонихами, за их состоянием. Однажды столкнулись с тем, что Дженни стало тяжело выполнять один трюк, в ходе которого она садилась на тумбу, и мы убрали его из программы. Она сама показала нам, что не хочет это делать.

Чувствуете, что они вас любят? Вообще слоны чувствительные животные?

Да, это очень чувствительные животные с высоким интеллектом. Они хорошо понимают мое состояние. Слоны — одни из умнейших существ наряду с дельфинами и шимпанзе.

Сами они бывают в плохом настроении? Отказываются от работы в такие моменты?

Конечно, такое бывает. Бывают и ссоры. Все как у людей. Они знают, что они мне родные. Всегда понимают, где они напортачили. Заходишь в помещение, прорвало трубу и течет вода. Слонихи знают, что это плохо, так не должно быть и делают виноватый вид как у собаки.

А как они хулиганят? И вообще какие забавные случаи со слонихами можете вспомнить?

Когда я обращаю все внимание на Дженни — работаю с ней сольно, Магда может забрать попкорн у зрителя, сидящего в первом ряду. Один раз у женщины выхватила сумку с документами и деньгами. С ними возникает много забавных ситуаций на природе, например, когда мы выгуливаем слоних в какой-нибудь деревне. Бывало, никогда не видевшие слона вживую люди крестились, думали, что у них началась белая горячка. Было много смешных ситуаций.

В 2010 году в прокат вышла кинолента, в которой задействовали Дженни и Магду. Речь о работе Владимира Карабанова под названием «Слон». Засветятся ли Дженни и Магда в каком-либо новом проекте, фильме или рекламе?

Да, нам поступает много предложений, но мы вынуждены отказываться. Съемки — это сложный процесс для слоних. Мы гастролируем, а работа в крупных проектах требует много времени. Когда шли съемки фильма «Слон», мы были в Минске. В тот момент у нас не было такого плотного графика и мы уложились за два месяца.

Сложно ли работать со слонами?

Работать со слонами не сложно, но ухаживать за ними, действительно, тяжело. Им требуется круглосуточный уход, питаются Дженни и Магда шесть раз в сутки. Плюс в течение дня в их распоряжении находятся сено, свежие ветки. Одна слониха съедает до 150 килограммов пищи в сутки. Каждый день начинается с каши. Также даем овощи, фрукты и батоны.

Как придумываете трюки? Помогают ли вам в этом деле слонихи?

Да, такое бывает. У них есть авторские трюки. Например, хождение по барьеру. Дженни сама это придумала. Однажды она залезла на барьер и после этого я ее покормил. Все это увидела Магда, находившаяся неподалеку, и решила повторить. Еще Дженни придумала трюк с «проглатыванием» головы. Впервые она сделала это на одной из прогулок. Просто подошла и взяла в рот мою голову.

Как вы помогаете слонихам бороться со стрессом? Наверняка переезды напрягают животных…

Лучшее средство для снятия стресса — грязевые ванны. Летом хорошо найти озеро, речку. Зимой, конечно, приходится потерпеть.

В 2012 году вы спасли своих слоних из прицепа, который по пути в Омск охватило пламя. Тогда они немного отморозили уши и кончики хвостов. Слоних еще отпаивали водкой. После, по поручению губернатора Кемеровской области, вас наградили медалью «За веру и добро». Что для вас эта награда?

Я не придаю значения наградам. Приятно и приятно.

А есть ли у вас свои личные любимцы?

Да, есть собаки — алабай, хаски и чихуахуа. Они не выступают на арене с другими животными. Эти собаки нужны для охраны и для души.

До какого возраста вы бы хотели трудиться в цирке?

Честно, я не думал над этим вопросом. Цирковые уходят на пенсию, когда у них совсем расшатано здоровье. Я знаю 80-летнего мужчину, который был воздушным гимнастом. Сейчас он работает ассистентом у сына. Для таких людей уход из профессии равносилен смерти. Без цирка они зачахнут, чувствуя себя никому ненужными. Некоторые ведут наставническую деятельность. Даже если человек потом работает здесь охранником, он дальше ощущает себя в цирке. На Цветном бульваре в униформе можно встретить народных, заслуженных артистов.

Как семья относится к работе в цирке?

С женой мы вместе работаем на арене. Она артистка и тоже выступает со слонами.

На кого из дрессировщиков равняетесь?

Есть известная семья Каселли, члены которой специализируются на дрессуре слонов. Хочу отметить, что у них очень гуманная школа. На мой взгляд, это уникальные люди.

Сейчас многие зоозащитники твердят о том, что дрессура не может быть гуманной, что не может животное выполнять трюки без насилия. Это так?

Это не выдумки, конечно. Есть дрессировщики — ученики старой школы. Раньше не было дрессуры, существовало только укротительство. Некоторые считают, что взяв в руки плетки и палки, они запугают животное и достигнут желаемого результата. Но дрессировка — это не укротительство. Нужно найти общий язык с животным. Конечно, бывает, когда слон тянет хобот к розетке или хочет оборвать провод. Говоришь ему один раз, второй… На третий раз берешь стек и даешь по хоботу. Не бьешь, а обозначаешь. Детям также дают по руке, если они тянутся к розеткам и не слушаются. Я сам знаю, как некоторые люди поступают со слонами. В Индии, к примеру, это хоть и священное животное, но его берут в рабство. Там эти загнанные животные трудятся с утра до ночи. Жестокость везде. Так устроен мир. В нашем цирке артисты работают без палок и плеток.

Чему учит вас взаимодействие со слонами?

Становишься добрее, терпимее, когда работаешь с этими животными. Пять тонн веса… Казалось бы, слон может топнуть ногой и любому станет страшно. Но несмотря на свои габариты — они очень добрые и контактные животные. Это поражает меня.

Вам нравится гастрольная жизнь — бесконечные переезды с места на место? Не кажется ли она тяжелой?

Путешествия — это познание мира. Тяжело тем людям, которые от звонка до звонка всю жизнь простояли на заводе, точили одну деталь. Гастрольная жизнь не кажется мне тяжелой. Это романтика, а цирк — образ жизни.

"