Posted 24 июня 2015,, 06:30

Published 24 июня 2015,, 06:30

Modified 11 ноября 2022,, 20:23

Updated 11 ноября 2022,, 20:23

Галина Калюжная: смерть многодетной матери не связана с изъятием детей

24 июня 2015, 06:30
Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области Галина Калюжная рассказала историю семьи, в которой после изъятия детей умерла мать.

Напомним, в сентябре прошлого года на многодетную мать Ларису Ш. завели уголовное дело ст. 156 УК РФ (жестокое обращение с детьми). У тюменки изъяли троих детей (в возрасте 2, 5 и 8 лет), 15-летнего сына оставили дома, а самый старший — 19-летний сын на тот момент находился в местах лишения свободы за совершение имущественных преступлений. Вскоре мать детей Лариса Ш. умерла. Ее гибелью заинтересовался уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.

Как пишет в своем обращении Галина Калюжная, семья Ш. привлекла внимание органов системы профилактики в 2008 году, когда начались проблемы по воспитанию старшего сына. «Он совершал самовольные уходы из семьи, пропускал занятия в школе, в том числе уезжал самостоятельно в г. Курган. Несовершеннолетний задерживался в состоянии алкогольного опьянения, совершал противоправные действия, был осужден с условно-испытательным сроком. Возникали факты (обращения граждан), когда родители, находясь в состоянии глубокого алкогольного опьянения, не исполняли обязанности по присмотру за детьми, в это время присмотр за ними осуществлял их старший сын. В 2011 году имелся факт помещения малолетних детей в центр „Мария“, когда в адрес органов системы профилактики обратились граждане по факту многодневного (5 дней) запоя родителей, оставления детей без пищи и присмотра. В настоящее время старший сын, достигнув совершеннолетия, находится в местах лишения свободы за преступление имущественного характера. Все факты подтверждены соответствующими показаниями граждан, опросами родителей, достоверность информации подкреплена подписями, в том числе родителей», — пишет служба по обеспечению деятельности уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области.

Органы системы профилактики принимали меры, направленные на выстраивание межличностных отношений между родителями и подростком, однако рекомендации специалистов игнорировались, ситуация не улучшалась. Дважды несовершеннолетний проходил социально-медицинскую реабилитацию в наркологическом диспансере, в отделениях социальной реабилитации учреждений органов социальной защиты, спорта и молодежной политики, в рамках специализированной смены для детей, имеющих проблемы с законом на базе загородного оздоровительного центра. Матери детей предлагались услуги по бесплатному прохождению лечения от алкогольной зависимости.

«На роды последнего ребенка (2012 г.р) мать поступила в состоянии алкогольного опьянения, при этом у нее были обнаружены заболевания, требующие с ранних сроков беременности проведения профилактических медицинских мероприятий во избежание их передачи будущему ребенку, а также системного лечения самой мамы. К сожалению, Лариса Ш. не проходила соответствующее лечение, не встала на учет по беременности в медицинское учреждение. В этой связи ребенок родился с серьезными заболеваниями, при этом в дальнейшем в течение почти двух лет ни к одному специалисту родители с ребенком не обращались, прививки сознательно не ставили, что подтверждено соответствующими отказами. Согласно имеющихся документов мать с ребенком неоднократно приглашалась в медицинские учреждения, осуществлялись безрезультатные выходы на дом. Кроме того, не был оформлен медицинский полис, гражданство на ребенка и т.д», — комментирует Галина Калюжная.

Всего за период с декабря 2008 года по ноябрь 2014 года родители 16 раз привлекались к административной ответственности, трижды территориальной комиссией по делам несовершеннолетних в отношении них выносилось решение о предупреждении. В 2014 году поступали многократные обращения граждан по фактам бродяжничества, попрошайничества детей в торговом центре, на рынке.

«Вопрос о лишении родителей родительских прав мог быть поставлен ранее одним из органов системы профилактики, но учитывая, что отец детей работал, хотя и был подвержен влиянию со стороны матери детей, старался обеспечить семью, ситуация в семье была переменной (в 2012 году наблюдалось улучшение почти 8 мес.), у специалистов сохранялась надежда на изменение ситуации в лучшую сторону, в том числе с помощью отца детей. Однако этого не произошло», — сказано в обращении.

Предварительно, согласно имеющейся у уполномоченного по правам ребенка информации, смерть матери обусловлена наличием серьезных имеющихся у нее запущенных заболеваний, не связанных с помещением детей в социальное учреждение. Родители были приглашены в органы опеки на второй день после помещения детей в учреждение, им были разъяснены условия, при которых детей можно будет забрать в семью, главным из которых является отказ от злоупотребления спиртными напитками, создание благоприятных, безопасных условий для их проживания и развития, должного исполнения родителями родительских обязанностей. Они не только не приняли меры по исправлению ситуации, а, как показал рейд в семью в октябре, продолжали пить (на момент посещения комиссии были не способны разговаривать по причине глубокого алкогольного опьянения). Ни разу за 7 месяцев родители не посетили детей с момента их помещения в социальные учреждения.

Меры, направленные на привлечение к ответственности матери, бездействие которой, недолжное исполнение родительских обязанностей отразились на состоянии здоровья младшего ребенка, были правомерными с точки зрения уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области.

В марте 2015 года отец обратился в отдел по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тюмени с заявлением о возврате детей, начал посещать детей, сотрудничает с органами системы профилактики, оформил необходимые документы для получения на детей мер поддержки, навел бытовой порядок. Дети возвращены отцу: старшие — в марте, младший ребенок — в мае 2015 г.

За период нахождения в учреждении младший ребенок обследован полностью медицинскими специалистами, ему установлена инвалидность, ребенок получает необходимое лечение, оформлены необходимые документы. Старшие дети получили комплекс социально-реабилитационных услуг, переданы родителю с положительной динамикой, устроены в образовательные учреждения. Отцу предложены путевки в загородные оздоровительные учреждения, однако от путевок отец отказался по причине необходимости получения помощи со стороны старших детей в присмотре за младшими детьми. По младшим детям решается вопрос об определении в дошкольные учреждения. Семья остается на контроле.

"