Posted 25 марта 2016,, 07:21

Published 25 марта 2016,, 07:21

Modified 11 ноября 2022,, 19:45

Updated 11 ноября 2022,, 19:45

«Гроза» в драмтеатре: не летают, а падают

25 марта 2016, 07:21
«Отчего люди не летают?! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?». В Тюменском драматическом театре состоялась премьера по бессмертной пьесе Александра Островского «Гроза». Режиссер-постановщик Зураб Нанобашвили погрузил зрителя в атмосферу русской провинции позапрошлого века, заставив много смеяться и лишь самую малость переживать.

Казалось бы, что можно придумать нового для того, чтобы представить в новом свете классическое произведение, хорошо знакомое нам еще со школы? Внешне все в лучших традициях современного театра: минимум декораций, «настоящий» дождь, который периодически будет литься прямо на сцену, яркие костюмы. Один из героев спектакля Кулигин (Александр Тихонов) появляется на сцене задолго до начала представления и будто бы не замечает первых зрителей, который наполняют зал.

У многих из нас пьеса «Гроза» ассоциируется с трагичным исходом жизни замужней Катерины, которая влюблена в другого и не может простить себе измены. Идя на спектакль, зритель, вероятно, рассчитывает погрузиться в страдания бедной женщины, прочувствовать ее душевные терзания и, быть может, пролить слезинку под занавес спектакля.

В этой постановке акцент оказался смещен от страданий Катерины на остальных героев пьесы, многие из которых заставят зрителей посмеяться от души. Простолюдинки Феклуша и Глаша, уже упомянутый Кулигин и конторщик Ваня Кудряш — их диалоги позволят отвлечь внимание от трагедии русской души и подарят несколько минут смеха и веселья.

Стоит особо отметить игру Елены Цыбульской (Глаша), которая была принята в Тюменский драмтеатр в прошлом году. Зритель сможет легко поверить, что перед ним простая русская девка середины позапрошлого века, которая всерьез верит, что есть на Земле места, где люди ходят с песьими головами. Не менее убедительно выглядит Кристина Тихонова, исполнившая роль Кабанихи, сумевшая показать властную женщину, способную рушить судьбы людей, прикрывая это заботой о «глупом молодом поколении».

При этом история любви со смертельным исходом уходит на второй план. Трудно сделать вывод, почему подобное произошло, ведь Катерина (которую в предпремьерном спектакле сыграла Эвилина Резепова) выглядит так, как многие из нас и рисовали ее в своем воображении, читая строки Островского. Возможно, чуть более чужеродным кажется ее возлюбленный Борис Григорьевич (Дмитрий Куклев). Выходя после окончания спектакля, можно было услышать дискуссию двух молодых зрительниц, которая сводилась к тому, как же вообще могла Катерина влюбиться в такого аморфного человека. Возможно, законный муж Катерины Тихон (Егор Медведев) получился чрезмерно ярким и запоминающимся, по сравнению с которым племянник Дикого просто затерялся.

Кроме того, недоумение могла вызвать и финальная сцена самоубийства Катерины, которая просто медленным шагом ушла за пределы видимости, а спустя несколько минут была вынесена на руках Кулигиным. Возможно, заядлые театралы скажут, что излишний натурализм тут ни к чему, но зритель с меньшим опытом может быть несколько обескуражен.

И все же новая «Гроза» во многом выглядит так, как и должна выгладить постановка известнейшей классической русской пьесы, и обязательна к просмотру хотя бы тюменским школьникам, внимание которых не должны отвлекать чужеродные предметы в виде экстравагантных декораций и неожиданных режиссерских решений.

"