Posted 27 августа 2017,, 06:37

Published 27 августа 2017,, 06:37

Modified 11 ноября 2022,, 20:26

Updated 11 ноября 2022,, 20:26

Сталин, Хрущев и другие новые лица…

27 августа 2017, 06:37
Те, кто выжили в лихолетье, победили фашизм, распахали целину, вывели на космическую орбиту искусственный спутник, создали Тюменский топливно-энергетический комплекс, верили: наступят иные времена. И состоятся иные выборы — альтернативные и свободные.

5 марта 1953 года умер Сталин. Гигантская страна погрузилась в четырехдневный траур.

Без Сталина

На траурном митинге солировала четверка: Маленков, Берия, Молотов и Хрущев. Они не спешили создавать нового вождя. Отсутствие демократического механизма передачи власти (через выборы) всегда ведет к глухой и скрытой борьбе. Так было и после смерти Сталина.

И хотя Хрущева назначили председателем комиссии по организации похорон Сталина (у коммунистов это всегда очень много значило), вручить ему власть над партией, а значит, и страной, еще не решились.

Его принимали за простачка, с которым легко будет сговориться. С марта по сентябрь 1953 года он был всего лишь одним из четырех секретарей ЦК КПСС. Но после ареста Берии, первого заместителя председателя правительства Маленкова и одновременно главы объединенного с госбезопасностью МВД, Хрущева сделали первым секретарем ЦК. В устранении своего главного соперника в борьбе за власть Хрущев больше всего был обязан военным, в особенности маршалу Жукову. По личному предложению Хрущева возвращенный из Свердловска маршал (он командовал войсками УралВО) 7 июля 1953 года был введен в состав ЦК. Почти все генералы и офицеры, участвовавшие в аресте и расстреле Берии, получили новые звания, повышения по службе и предложения баллотироваться кандидатами в депутаты на выборах в Верховный Совет СССР четвертого созыва.

С Хрущевым

Живой и энергичный в отличие от своих неповоротливых соратников Хрущев легко оттеснил от власти Маленкова, который после смерти Сталина играл роль руководителя государства.

Многие вопросы большого значения Хрущев уже решал один, заботясь лишь о том, чтобы они были соответственно оформлены. Так было с передачей Крыма из состава РСФСР в состав Украинской ССР.

В начале 1954 года торжественно отмечалось 300-летие воссоединения Украины с Россией. Почувствовав себя фактически первым лицом не только в партии, но и в государстве, Хрущев неожиданно для своих соратников озвучил идею передачи Крыма. Никаких внятных обоснований от него не последовало, да их уже и не требовалось. Он решил — и все! К тому же СССР, хотя и назывался союзным государством, был в действительности сугубо унитарной державой. Какая разница, где будет числится та или иная область. Тогда никто не мог знать, что Советский Союз когда-нибудь распадется, и это бездумное, немотивированное решение создаст столько проблем между Россией и Украиной. Кстати, тогда же, в январе 1954 года, за счет разукрупнения Горьковской, Саратовской, Воронежской, Сталинградской, Тамбовской, Ростовской, Орловской, Рязанской областей были образованы: Арзамаская, Балашовская, Белгородская, Каменская и Липецкая области.

Поэтому когда 19 февраля 1954 года был обнародован указ Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР, население и в России, и на Украине встретило его спокойно и даже равнодушно. Советские люди уже привыкли, когда вожди в Кремле в узком кругу решают все, что захотят. Безмолвный народ огромной страны уже свыкся с тем, что им манипулировали, решали его судьбу, никогда не спрашивая, хотят ли этого миллионы граждан.

С таким же привычным чувством покорности население одной из самых крупных в СССР областей — Тюменской — участвовало в компании по выборам в Верховный Совет, назначенным на 14 марта 1954 года.

Новые лица

Существенных изменений в избирательном процессе по сравнению с предшествовавшими выборами в законодательный орган государства не произошло. Местным партийным комитетам было рекомендовано при организации избирательной кампании 1954 года руководствоваться положением о выборах 1950 года. На территории области, как и раньше, образовано три избирательных округа: Тюменский, Ишимский, Тобольский. И по выборам в Совет национальностей тоже три: Омский (Омская, Тюменская, Томская, Курганская области), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий.

Выдвижение кандидатов в депутаты проходило по ранее утвержденной схеме. Рабочие Тюменского судостроительного завода выдвинули первого секретаря Тюменского обкома КПСС Федора Горячева, сменившего на этом посту в 1951 году Ивана Афонова.

Федор Степанович Горячев родился в 1905 году в семье крестьянина-бедняка в д. Полибина Алатырского уезда Симбирской губернии. Окончил училище для крестьянских детей в соседнем селе Семеновском. С 1919 года пять лет учился в школе-коммуне имени Карла Маркса. После ее окончания поступил в Казанский ветеринарный институт, откуда направлен на комсомольскую работу. Секретарь ячейки, волостного комитета комсомола, заведующий агитпромом и секретарь Алатырского уездного комитета ВЛКСМ. В 1930-м направлен в Московский горный институт на учебу, но с третьего курса отозван в Башкирскую АССР помощником начальника политотдела МТС. Сталинский террор 1937 года создал много вакансий: Горячев возглавлял Иглинский и Альшевский райкомы и сельхозотдел республиканского комитета ВКП(б) в Уфе. С образованием в 1939 году в Пензенской области стал секретарем нового обкома. С 1943 года учился в Москве в Высшей школе парторганизаторов, а после ее окончания распределен в сентябре 1945-го в Тюменский обком ВКП(б) — 2-м секретарем. Еще при Сталине на XIX съезде в 1952 году, возглавляя уже областную парторганизацию, был избран членом ЦК. Депутатский опыт тоже имел — дважды входил в состав Верховного Совета РСФСР.

В депутатском тандеме с первым секретарем обкома состоял, как правило, руководитель исполнительного органа областного совета депутатов трудящихся. Тем более что предоблисполкома Дмитрий Крюков уже представлял Тюменскую область в Верховном Совете СССР третьего созыва. Но Горячев не хотел усиления его власти. Сделав свою ставку на набиравшего силу Хрущева, он предложил выдвинуть кандидатами в депутаты высшего государственного органа представителей основных в области отраслей хозяйства — аграрной и рыбной. По Ишимскому избирательному округу — комбайнера Коточиговской МТС в Викуловском районе Вассу Кириллову; по Тобольскому — старейшего работника Самаровского рыбоконсервного комбината Филиппа Пашина, награжденного орденом Ленина.

Эти новые лица в избирательном списке весьма импонировали Хрущеву, объявившему на предшествовавшем выборам февральско—мартовском пленуме ЦК КПСС 1954 года массовую кампанию по освоению целинных и залежных земель.

Целина

«В 1940 году было заготовлено зерна 2225 млн пудов, отмечал Хрущев, — а в 1953-м лишь 1850 млн пудов, то есть меньше на 375 млн пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивается расход хлебопродуктов внутри страны». Проще сказать, страна проедала больше, чем производила.

Хрущев предложил увеличить производство зерна в 1954–1955 годах за счет освоения целинных и залежных земель в Западной Сибири и Казахстане.

Резкой критике были подвергнуты первый секретарь ЦК компартии Казахстана Жумабай Шаяхметов, ранее возглавлявший Алмаатинское управление НКВД, и второй секретарь Иван Афонов, переведенный в Алма-Ату из Тюмени, «за недопонимание планов освоения целины». Руководители Казахстана, надеясь уберечь республику от этой компании, доложили в ЦК, что «распашка целинных и залежных земель приведет к нарушению интересов коренного казахского населения, так как лишает его выпасов скота». В Москве эти соображения отвергли. По предложению Хрущева, Шаяхметова сменил Пантелеймон Пономаренко — в то время министр культуры СССР, возглавлявший при Сталине компартию Белоруссии. Вторым секретарем вместо Афонова Хрущев рекомендовал Леонида Брежнева, тогда первого заместителя начальника Главного политического управления Министерства обороны.

Первоначально планировалось распахать за три года около 13 млн гектар целины, однако было поднято около 33 млн гектар. Тюменскую область также отнесли к этой категории земель. Поэтому Хрущев не мог не заметить среди кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР женщины-комбайнера.

Васса Ивановна Кириллова родилась в 1920 году в д. Александровка Викуловского района. С 12 лет работала в колхозе имени Буденного. В 1936 году по примеру Прасковьи Ангелиной, знатной трактористки, организатора первой женской тракторной бригады в СССР, освоила трактор. Через два года пересела на комбайн «Сталинец». Старшее поколение тюменцев, выросших в деревне, помнит этих железных монстров. На тракторной тяге, с капитанским мостиком и колесным штурвалом похожим на морской. С копнителем для соломы при двух боковых площадках для помощников (чаще подростков), разгребавших вилами солому. В войну, проводив мужа на фронт, мать двух дочерей возглавила тракторную бригаду, которая пять лет удерживала Красное Знамя Комитета обороны. Потеряв на войне мужа, она воспитала детей и по результатам уборочного сезона 1951 года была награждена орденом Ленина.

Будучи депутатом высшего государственного органа Васса Ивановна могла бы по-другому устроить свою жизнь. Не захотела. Эту жизнь ей заменил комбайн. И целина. В 1955 году она на своем комбайне намолотила 9930 центнеров хлеба. Ее наградили вторым орденом Ленина и медалью «За освоение целинных земель». Приняли в партию. В рекомендациях отмечен один недостаток: «Мало читает художественной литературы». Несмотря на неженскую профессию, депутат Кириллова сохранила природную привлекательность. В Москве на сессиях Верховного Совета Хрущев всегда находил повод с ней сфотографироваться. Для него она была своеобразным символом целины. Хрущев ходатайствовал о присвоении этой замечательной женщине звания Героя Социалистического Труда. Но Золотую Звезду и третий орден Ленина она получила уже после его свержения с партийно-государственного Олимпа.

«Вьется дорога длинная…»

При Хрущеве освоение целины превратилось, пожалуй, в последнюю поистине массовую кампанию. На некоторое время она стала главным делом комсомола, активно пропагандировалась в средствах информации, в кинофильмах, в песенном творчестве. Кто из старшего поколения тюменцев не помнит эту бодрую песню:

«Вьется дорога длинная, Здравствуй, земля целинная»? Или киноленту о том, как армия и целина сделали из непутевого деревенского гармониста Ивана Бровкина отличного воина, тракториста-целинника, орденоносца и завидного жениха. Создавался привлекательный образ молодого, образованного человека, который, получив идейную и физическую закалку в армии и на производстве, невзирая на трудности, в голой степи, с колышка, вбитого в мерзлую землю, начинает строить новый совхоз-агрогород и дружную многодетную семью.

Пропагандируемой демографической политике, способной восполнить понесенные в войну огромные людские потери, соответствовала жизнь депутата Верховного Совета СССР Филиппа Константиновича Пашина. Подростком работал в Тобольске на консервной фабрике купца Плотникова. На сезонных рыбных промыслах в Аксарке и рыбоконсервных комбинатах в Салехарде и Самаровой (Ханты-Мансийск).

— Вот и вся моя жизнь, — закончил он свое выступление перед избирателями. Но те знали, что Пашины вырастили десять детей: «Два сына во время Отечественной войны погибли на фронте. Сейчас в семье пять сыновей и три дочери. Трое из них учатся, остальные работают…»

Анфисе Дмитриевне Пашиной одной из первых в нашем крае было присвоено учрежденное 8 июля 1944 года звание «Мать-героиня».

Освоение целинных и залежных земель в Казахстане, Западной Сибири и Зауралье имело несомненное народно-хозяйственное значение. С середины 1950-х годов от трети до половины всего хлеба, произведенного в стране, приходилось на долю целинного урожая.

Другие проблемы, связанные с созданием новой зоны зернового производства, носили более глубинный характер и стали проявляться позднее. Распашка степных и лесостепных территорий породила пыльные бури, обрушившиеся на целину с начала 1960-х годов.

Для придания целинному Казахстану политического веса, по инициативе Хрущева, провели по аналогии с Крымом перекройку административных границ РСФСР, «прирезав» Казахской ССР ряд районов Оренбургской, Новосибирской и Омской областей.

Горячеву удалось убедить Хрущева сохранить в составе области Казанский и Маслянский (Сладковский) районы — необходимостью снабжения собственным хлебом населения северных территорий. В этом обращении его поддержали депутаты Совета национальностей Верховного Совета СССР Хиония Пухленкина и Ефим Ямзин.

Слушательница Высшей партийной школы при ЦК КПСС, «верная дочь хантыйского народа», как ее именовали в газетах, представляла в Кремле Ханты-Мансийский национальный округ уже третий созыв Верховного Совета СССР. А представителю Ямало-Ненецкого национального округа — секретарю Тазовского райкома партии пришлось впервые осваивать депутатские полномочия.

Ефим Исаакович Ямзин родился в 1923 году в селении Нори недалеко от впадения в Обь Надыма в семье ненца-оленевода. Окончил в Салехарде торговые курсы и работал продавцом в поселке Ныда. В составе 1181-го зенитного полка охранял от воздушных налетов железнодорожную станцию Кунцево возле подмосковной резиденции Сталина. Когда немцев отогнали далеко от Москвы, полк отправили на фронт. «Мастером зенитного огня» называли в наградных воинских документах наводчика скорострельной установки 5-й Братиславской Краснознаменной ордена Кутузова зенитной дивизии старшего сержанта Ямзина. На его боевом счету пять сбитых пикирующих «юнкерсов». В жестоких боях на Курской дуге, в Карпатах, при штурме Будапешта зенитчик Ямзин точным огнем уничтожал пулеметные расчеты и атакующую пехоту противника, за что награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени и медалью «За отвагу». После войны возвратился в родные места: ждала жена, дочь и сын (ненцы рано женятся).

Отважного воина избрали секретарем Тазовского райкома комсомола, отправили учиться в Свердловскую партшколу и использовали на партийной и советской работе на Ямале.

Результаты выборов в Верховный Совет СССР 14 марта 1954 года подтвердили стремление советского народа к новой жизни: «голосовали 120727826 человек или 99,98% от общего количества избирателей».

«Я первый раз сегодня голосую.

Сегодня для меня великий день.

За молодость, за партию родную

Я первым опускаю бюллетень».

Это стихотворение Василия Байдакова из Велижанского района опубликовала «Тюменская правда» в тот день. Сегодня некоторые исследователи советского парламентаризма полагают: население СССР понимало абсурдность безальтернативных выборов, когда депутатов фактически назначали сверху. Но голосовали из страха перед той властью. Не считаю такой вывод объективным. «Вьется дорога длинная…" Для комбайнера Кирилловой она прошла по хлебным полям Викуловского района, для многодетного отца и рыбака Пашина — по рекам Среднего Приобья и обского Севера, а для аборигена тех мест — через огненные Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию.

Что касается партийного секретаря Горячева, то через год после выборов 1954 года его назначили первым секретарем Калининского, а с января 1959-го Новосибирского обкомов КПСС. В 1972 году удостоен звания Героя Социалистического Труда. Считался всевластным правителем области, его прозвали «царем Федором» (вышел на пенсию в декабре 1978-го, а умер в ноябре 1996-го).

Тогда, в 1954-м после смерти Сталина, началась новая эпоха, но мало кто это понимал. Еще действовала инерция прошлой жизни. И не исчез страх. Большинство населения огромной страны не знали другого демократического порядка выборов. Те, кто захватил выборы в Государственную Думу и местные представительные органы власти в начале XX века, сгинули в Первую мировую, Гражданскую, Великую Отечественную войны, безвинно расстреляны в 30-е годы и заключены в бесчисленные лагеря. Те, кто выжил в лихолетье, победил фашизм, распахал целину, вывел на космическую орбиту искусственный спутник, создал Тюменский топливно-энергетический комплекс, верили: наступят иные времена. И состоятся иные выборы — альтернативные и свободные.

Автор серии материалов: Александр Петрушин, историк, краевед, писатель, экс-чекист.

"