Posted 27 ноября 2017,, 15:01

Published 27 ноября 2017,, 15:01

Modified 11 ноября 2022,, 20:26

Updated 11 ноября 2022,, 20:26

Представители ЛГБТ-сети в Тюмени рассказали о «языке вражды» и «преступлениях ненависти» (18+)

27 ноября 2017, 15:01
В Тюменском региональном отделении Российской ЛГБТ-сети состоялась встреча, посвященная проблеме дискриминации и вражды. В режиме «круглого стола» участники и участницы попытались дать ответ на самые частые вопросы о причинах сохраняющегося неприятия гетеросексуальными россиянами людей с другой ориентацией, а также прокомментировали популярные стереотипы о ЛГБТ-движении.

Мероприятие началось с выступления руководительницы отделения Полины Калининой, обратившей внимание на одну из ключевых проблем, возникших в российском обществе и медиапространстве — культивацию «языка вражды». Как пояснила активистка, под этим термином следует понимать выражения, которые стимулируют или поощряют ненависть к определенной социальной группе по признаку расы, пола, вероисповедания, сексуальной ориентации.

«В России действует антидискриминационное законодательство, защищающее людей от нападок по национальным и расовым критериям, однако ЛГБТ-сообщество (сокращение от лесби, гей, би- и трансгендеры — прим. ред.) остается уязвимой группой», — подчеркнула она.

После короткого доклада участники смогли обсудить ключевые проблемы толерантности и детально разобрать часто встречающиеся в разговорах россиян аргументы, касающиеся представителей ЛГБТ.

К чему приводит «язык вражды»?

Согласно одному из тезисов, положенных в основу встречи, в России отказ от предрассудков против ЛГБТ происходит медленнее, чем в ряде других развитых государств. Причиной этому собравшиеся назвали исторические особенности общества, часть из которых родилась уже в XX веке.

«Ненависть к ЛГБТ идет из мест лишения свободы — репрессии 30–40 годов оставили след в особенностях социума, сделали частью нашей культуры традиции преступного элемента. Именно из лагерей идет и ненависть, скажем, к геям, ведь гомосексуальные контакты широко использовались в качестве наказания, меры по исключению арестанта из общества», — предположил один из участников.

При этом спикер добавил, что в стране сформировался парадокс — отношение к девушкам, определяющим себя как «лесби», обычно мягче.

Атмосфера неприятия, по мнению Полины Калининой, приводит к росту числа так называемых преступлений ненависти. По статистике, в 2011 году было вынесено 32 приговора по делам, где мотивом служила неприязнь к ЛГБТ. В 2012 их количество практически не изменилось, но в 2013 году, после принятия закона «о гей-пропаганде» их число выросло до 50. В 2014 году отмечено 52 подобных дела, в 2015 — уже 65. Данные по 2016 году оказались неполными. В ЛГБТ-сети полагают, что преступлений на самом деле совершается значительно больше, но большинство пострадавших даже не обращается в полицию, боясь огласки или предвзятого отношения со стороны правоохранительных органов.

Полина Калинина также отметила, что проблема просматривается прежде всего в безнаказанном праве на вербальную агрессию — любое обсуждение ЛГБТ-темы в интернете обычно сопряжено с оскорбительными выражениями, а также с некорректными с точки зрения науки и этики заявлениями. С экранов мониторов насилие выливается в общество, ставя под угрозу безопасность людей. Нередко это приводит к «жизни в шкафу» в постоянном страхе относительно «рассекречивания» своей ориентации, и, как следствие, к внутренним фобиям и их спутникам — саморазрушению, алкоголизму, суицидальному поведению.

«Проблема еще и в том, что власть не принимает никаких мер по снижению уровня агрессии к ЛГБТ. Наоборот, у нас ненависть становится частью идеологии. Фактически, у нас создают образ внутреннего врага, указывая обывателю потенциальную мишень для вымещения ненависти. В истории уже были схожие случаи, когда народу давали карт-бланш на дискриминацию отдельных социальных групп — евреев, цыган, коммунистов… Ничем хорошим это не заканчивалось», — прокомментировал другой участник.

Можно ли не афишировать «противоестественное»?

Зачастую, в качестве аргументов о «ненормальности» других сексуальных ориентаций приводятся тезисы об аморальности и неестественности такого поведения в природе. Как полагают ЛГБТ-активисты, такими доводами чаще всего оперируют люди, незнакомые с биологией. Очень многие виды животных практикуют однополые контакты, воспитывают в однополых семьях своих детенышей. «Людям просто не хватает информации», — считает Калинина.

Представители ЛГБТ-сети, развивая тему встречи, отметили, что часто приходится сталкиваться и с псевдо-компромиссными предложениями со стороны общества, мол, занимайтесь у себя в спальнях чем угодно, но не выпячивайте это на всеобщее обозрение.

Акция ЛГБТ-сети на мосту Влюбленных в 2016 г.

«Почему-то считается, что сексуальная ориентация — это только о сексе. Ориентация не кончается в постели. Мне говорят, что если я „буду заниматься своими делами за закрытыми дверьми“, то никто меня дискриминировать не будет. Почему-то никто не задумывается о вопросе брачного равноправия, дискриминации при приеме на работу, прочем неравном отношении. Если мы что-то требуем от одной группы населения, но не требуем от других групп — это дискриминация», — прокомментировал подобные доводы участник, представившийся Михаилом.

Спикер пояснил, что с прямыми или косвенными проявлениями сексуальности мы сталкиваемся практически ежечасно — ни у кого не вызывает агрессии вид парня с девушкой, держащихся за руки или мамы, катящей коляску. Женщина, покупающая в аптеке тест на беременность или упаковку презервативов тоже почти безоговорочно принимается обществом, но представителям ЛГБТ пока тяжело рассчитывать на понимание даже в подобных безобидных ситуациях. «Девушка с надписью SEX на футболке не привлекает внимания, а вот за значок с радужным флагом могут избить», — добавил он.

Парады не изменят ориентации

При этом активисты сошлись во мнении, что невозможно изменить сексуальную ориентацию с помощью публичных акций или разговоров об этом. В Тюмени ежегодно проходят парады невест, парады детских колясок — это, однако, не превращает гомосексуала в гетеросексуала. Но по неясным причинам принято считать, что любое упоминание ЛГБТ, любая уличная акция — это «гей-пропаганда» и «гей-парад», способные негативно повлиять на жителей города, особенно на детей.

Участники встречи вспомнили, что в России под гей-парадом обычно понимают громкое шествие ярко накрашенных раздетых мужчин, цель которых — показать свою гомосексуальность и «совратить» как можно большее количество людей, но, по мнению представителей ЛГБТ-сети, такая позиция ошибочна.

«Сам термин „гей-парад“ — некорректен. Нет никакого парада, да и ЛГБТ-сообщество не ограничивается только геями, в марше принимают участие и лесбиянки, и бисексуалы, и трансгендеры, и наши гетеросексуальные союзники и союзницы. Если мы говорим о шествии, то оно называется „Марш равенства“, и его цель не „отпраздновать“ свою гомосексуальность, а напомнить людям о существовании ЛГБТ-сообщества, показать, что мы такие же люди, что мы ежедневно сталкиваемся с дискриминацией, и призываем общество обратить внимание на эту проблему и бороться с ней», — отметил спикер.

Что будет с ЛГБТ в России в будущем?

Встреча завершилась констатацией необходимости снижать градус агрессии, но перспективы перемен к лучшему участники затруднились оценить. «Во многом наше будущее зависит от самого ЛГБТ-движения и его работы. Сейчас мы должны в первую очередь информировать общество и сообщество, говорить людям о правах человека, о дискриминации и ее недопустимости, о вреде языка вражды. Чем больше ЛГБТ-сообщество будет открываться, тем лучше будут люди относиться к нему», — пояснил один из них.

«Часто встречается такое предубеждение — „среди моих знакомых нет геев или лесбиянок“. И когда кто-то из близких делает каминг-аут (добровольное открытие своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности — прим. ред.), у них появляется пример перед глазами, репрезентация. Они начинают понимать, что геи или лесбиянки бывают и такими», — добавила другая участница.

Завершая «круглый стол," высказалась Полина Калинина, отметившая, что прогнозировать будущее крайне сложно. «К сожалению, перспективы реализации наших прав и свобод сильно зависят от государственной политики», — резюмировала она.

"