Posted 29 сентября 2015,, 10:54

Published 29 сентября 2015,, 10:54

Modified 11 ноября 2022,, 20:24

Updated 11 ноября 2022,, 20:24

Первая премьера «Солнца Сибири»: о математиках и любви

29 сентября 2015, 10:54
Спектакль о доверии и самоотверженности, о гениальности и любви, о математиках и холодных ветрах Чикаго поставил театр «Солнце Сибири». Премьерные показы прошли на новой площадке театра, которая находится в Доме печати.

Пробираясь по мрачным коридорам и затрапезной лестнице, ты оказываешься в бывшем промышленном помещении, переоборудованном под театр. Здесь хоть и тесновато, но по-своему уютно: за бархатной портьерой скрывается «гардеробная», в антракте можно самому налить себе чай и угоститься конфетами, а сидят зрители на стареньких стульях. Актеры перед тобой как на ладони: подмостков нет, поэтому отгородиться от действа невозможно. Ты как будто сидишь с ними за столом, распиваешь шампанское, заглядываешь в тетрадь. И сопереживаешь, конечно.

«Это самый нережиссерский, самый актерский спектакль театра — говорит директор „Солнца Сибири“ и режиссер спектакля Виктор Гуськов перед премьерой. — Мы готовили его постановку с 2012 года, и вот, наконец, это свершилось».

И правда, все действие спектакля держится на актерах. Главную героиню играет Елена Молдованова, которая вышла на сцену впервые. Она вписывается в образ уставшей, измученной долгой болезнью отца и унаследовавшей его талант, девушки просто идеально, как и Денис в образ Хала — робкого, но настойчивого молодого ученого без особых достижений.

Хотя сюжет пьесы минорный — из ума выжил гениальный ученый, а его дочь после его смерти чувствует себя потерянной — в целом ощущение остается светлое. Ведь дело отца продолжила Кэтрин, которая, возможно, превзошла его в гениальности.

Это спектакль о чувстве долга и любви, о поисках себя и своего места в мире, об умении отдавать и стремлении погружаться в работу с головой.

Кэтрин жертвует несколько лет своей жизни ради того, чтобы отец продолжал жить и работать в своем доме. А на попытку Хала сказать, что он понимает, как ей было сложно, она реагирует скептически: тот, кто не был на ее месте, не поймет. Что может быть более изматывающим, требующим невероятного, ангельского терпения, чем уход за близким и родным человеком, который съехал с катушек. Без любви делать это невозможно.

Главная героиня в процессе спектакля раскрывается. Хал, который готов в плотном графике найти время, чтобы перечитать сотню блокнотов, исписанных ее отцом и помочь отыскать в них здравое зерно, постепенно располагает ее к себе. Кэтрин перестает быть отстраненной, отгораживаться от мира и показывает Халу, которому удалось завоевать ее доверие, плоды своих трудов.

Но она погружается в отчаяние, когда молодой человек выказывает недоверие, даже, скорее, неверие в нее. А сестра решает, как Кэтрин лучше жить и продает дом отца.

Не случайно Кэтрин цитирует историю выдающегося математика-женщины, которая, чтобы ее приняли всерьез, вынуждена была вести переписку от лица мужчины. Прошло несколько веков, а проблемы недоверия и неверия остались прежними: работу Кэтрин не готовы принять всерьез даже близкие люди.

По мнению некоторых зрителей, действие спектакля затянуто — его продолжительность 2 часа 20 минут, за это время на сцене практически ничего не меняется, декорации остаются одинаковыми: комната с мягкой мебелью, барной стойкой, стеллажами.

Это действительно так, если для тебя мало действия, содержащегося в межличностных взаимодействиях, потому что «Доказательство» держится на диалогах героев, на отслеживании внутренних и внешних конфликтов, мотивов героев и их переживаний.

Финал остается открытым, но нам дают надежду на благоприятный исход: Хал и Кэтрин «разбирают» по косточкам гениальное творение главной героини, посвященное проблеме простых чисел.

Останутся ли они вместе и будут поддерживать друг друга или Кэтрин уедет из Чикаго в Нью-Йорк, мы не знаем. Но видим, что в любом варианте у Кэтрин есть на кого опереться, есть понимающий ее человек, а значит, все сложится хорошо. Он не даст ей отступить.

"