Posted 31 июля 2017,, 08:09

Published 31 июля 2017,, 08:09

Modified 11 ноября 2022,, 20:26

Updated 11 ноября 2022,, 20:26

Юрий Быков: Искусство — это вам не ядерная физика, это хулиганство

31 июля 2017, 08:09
В нашем городе побывал режиссер Юрий Быков, известный зрителям по нашумевшим фильмам «Начальник» и «Дурак». Столичный гость рассказал тюменским кинолюбителям о нюансах творческой профессии, о трех китах, на которых держится его работа, а также о новой картине.

К слову, о новом фильме, выход которого запланирован на 2018 год, Юрий Быков рассказал собравшимся в коворкинге «Медиаполис» журналистам еще до официального начала встречи. Будущая картина носит название «Завод» и повествует о жизни простых рабочих в условиях кризиса: на градообразующем предприятии в небольшом городке люди остаются без работы. С точным местом съемок режиссер пока не определился, однако оговорился, что обещал сделать несколько кадров в Архангельске. Журналисты предложили снимать в Тюмени, но режиссер отказался. «Ваш город не подходит для съемок. Он слишком богатый для той атмосферы, в которую должен быть помещен мой герой», — сказал с серьезным видом Быков.

Встречу с поклонниками и пришедшими за советом киноделами Юрий начал со слов: «Я всегда мечтал стать рок-н-рольщиком. У меня даже когда-то была своя банда. Моя мечта практически сбылась. Я не снимаю кино — я путешествию по городам и разговариваю о нем».

Быков признается, что не пренебрегает поездками по городам и встречами со зрителями, потому что любит общаться с людьми. И это видно: режиссер действительно увлекается процессом, говорит откровенно, не боясь высказываться достаточно жестко, при этом нередко шутит.

Общаясь с тюменскими любителями кино, Юрий Быков разделил творческий процесс создания ленты на несколько этапов: появление идеи/замысла, создание сценария, организация съемочного процесса, непосредственное создание картины и продвижение материала. Режиссер отметил, что идея фильма должна быть интересна в первую очередь самому автору — в противном случае замысел не будет нужен никому.

В работе Быков ставит перед собой цель — изобразить социально-значимые явления, которые будут понятны всем. Режиссер убежден, что именно такие фильмы необходимо создавать в начале творческого пути или в его середине. Ленты, которые показывают внутреннее «я» мастера и интересны, по большому счету, только автору и его поклонникам, можно позволить себе создавать только в определенном возрасте.

О трех китах в творчестве Юрия Быкова

Сам автор предпочитает при создании фильмов задействовать три аспекта — это конъюнктура, емкость истории и брутальность персонажей. К своим героям Быков относится двойственно. С одной стороны говорит о них с любовью, с другой — дает понять, что персонаж является всего лишь частью истории.

«Персонаж не должен быть выше, чем история. История — это Бог, а персонаж — это часть истории. Если происходит по-другому, то это эгоизм. Я всегда отталкиваюсь от темы, которая меня волнует, затем подбираю героя, который сможет показать эту историю», — говорит Юрий Быков.

Быков провел параллель с западными режиссерами, которые по максимуму не «отпускают» героя, постоянно помещая его в различные жизненные ситуации. Автор уверен, что в скором времени наступит эпоха российского кино. Сейчас продюсеры нацелены на то, чтобы создавать картины по западному образцу. Юрий же советует начинающим режиссерам снимать фильмы о русской самобытности.

«На данный момент мы только формируем эту идею. Я верю, что пройдет несколько лет, и придет художник. Например, как Пушкин в литературе. Я скажу так: возможность отличаться от Запада мы имеем, но пока не хотим, побаиваемся. Скорее всего, мы смотрим на высокую планку с Запада и боимся, что не сможем сделать что-то лучше этого», — отмечает Быков.

Будущим режиссерам Быков посоветовал не держаться четких критериев при съемке фильмов. Если вы снимаете авторское кино, стоит прислушаться к внутреннему голосу, который вовремя направит в нужное русло. Мастер скептически относится к литературе, которая учит писать сценарии и снимать фильмы: «Все эти книги были написаны, чтобы стандартизировать процесс создания фильмов. Режиссер слушает лишь себя и свой внутренний голос, поэтому придерживается только своих канонов. Общие законы жанра, безусловно, существуют, но их необходимо нарушать. Искусство — это вам не ядерная физика, это хулиганство. У вас есть возможность поиграть со зрителем».

Быков рассказал о замысле картин «Майор» и «Начальник». Не скрывая, автор говорит, что «Майор» — это продолжение той фактуры, которая была в «Начальнике». В картине «Жизнь», которая была снята между этими двумя фильмами, Быков хотел показать глобальную притчевую историю. Однако в процессе режиссер поймал себя на мысли, что боится не справиться с задачей. Свою картину «Начальник» мастер называет «абсолютно Чеховской». Быков не стал искусственно начинять картину философскими размышлениями, чтобы зритель сам пришел к нужному выводу.

Про взаимоотношения на съемочной площадке и первые шаги к успеху

Режиссер рассказал и о взаимоотношениях на съемочной площадке. Те, кто до сих пор были уверены, что режиссер на площадке — это Бог, могут забыть об этом. Быков без стеснения заявил: на все влияют продюсеры, которые могут делать то, что захотят, поскольку вкладывают деньги и рискуют финансами. Однако это касается только коммерческого кино. Если же режиссер снимает ленту на свои деньги, то он, конечно, главный. Юрий Быков не лукавит, когда говорит, что сам на съемочной площадке ни с кем не советуется. Режиссер убежден, что «полководец», как он сам себя называет, должен быть один. Быков дает совет будущим метрам: слушайте, выслушивайте, общайтесь, но не следуйте слепо мнению других. При этом кинодел советует быть строгим на площадке и добрым в отношении с людьми.

Чтобы вашу картину увидело большое количество людей, ее необходимо продвигать. Режиссер убежден, что при нынешнем развитии интернета и социальных сетей «раскрутить» проект не составит труда. Если вы написали хороший сценарий — особенно для коммерческой картины, то продюсеры вас обязательно найдут. Не раз Быков повторил, что продюсеры сейчас ищут талантливых сценаристов и режиссеров. Однако если вы не смогли реализовать проект через соцсети, то существует система питчинга — презентации проекта для поиска продюсера. Это подходит для фестивального или авторского кино. Юрий Быков советует начинающим режиссерам, нацеленным на создание именно авторского кино, сначала снять несколько короткометражек — пусть о вас узнают.

«Сейчас ценятся три фактора: опыт, знания, умения. Сейчас корочки не нужны никому. Это пережиток прошлого. Ни у кого нет этих корочек, разве что у буженины», — шутит режиссер.

Автор рассказал, что всегда необходимо найти компромисс между внутренним «я» и реальностью. Когда создаешь картину, не нужно наступать себе на горло, бороться с собой — необходимо оставаться честным с внутренним «я». Не без сожаления Юрий подчеркивает, что реальность всегда прагматична и порой жестока. Быков признался, что не хотел бы закончить жизнь, как Есенин или Маяковский. Он призывает начинающих авторов держаться на плаву и трезво оценивать реальность.

Быков рассказал, что именно кино помогает ему не сойти с ума. Для него создание картин — это терапия: «Для меня кино — это то, с помощью чего я остаюсь на плаву, наблюдая за реальностью в которой живу. Это то, без чего я не могу чувствовать себя полноценным. Создавая кино, я понимаю, что делаю именно то, к чему я приспособлен».

Анастасия Ильина

Фото автора и коворкинга «Медиаполис»

"