Posted 31 августа 2016,, 12:49

Published 31 августа 2016,, 12:49

Modified 11 ноября 2022,, 19:50

Updated 11 ноября 2022,, 19:50

Новый автомобиль оказался по карману 24 процентам тюменских семей

31 августа 2016, 12:49
В Тюменской области чуть менее четверти семей могут позволить себе покупку в кредит автомобиля стоимостью около 470 тысяч рублей. По этому показателю регион занимает 16-е место среди субъектов федерации, говорится в очередном исследовании РИА «Рейтинг».

В качестве индикатора доступности в рейтинге выступает доля семей, которые имеют возможность осуществлять ежемесячный платеж по кредиту при приобретении нового автомобиля, а также тратить деньги на содержание автомобиля. Объем кредита рассчитывался при первоначальном взносе в 20% от стоимости машины. Помимо кредита учитывались и другие расходы, связанные с пользованием автомобилем: КАСКО, ОСАГО, стоимость бензина, текущее обслуживание, плановые ТО, смена резины и ряд других.

Согласно анализу социологов, 23,8% тюменцев могут взять кредит на новый автомобиль в пределах 470 тысяч рублей; еще 8,4% способны купить и обслуживать машину стоимостью около 1,2 миллиона рублей и всего один процент в состоянии себе позволить авто преимум-класса стоимостью 5 миллионов.

Отметим, что в нижний ценовой сегмент ныне попадает не так много автомобильных марок. К доступным авто можно отнести автомобили марки Lada (Lada Granta, Lada Kalina, Lada Largus), некоторые бюджетные китайские авто, собираемый на АвтоВАЗе седан и хэтчбек Datsun. Даже наиболее «народные» в России Hyundai Solaris и Kia Rio стоят уже минимум на 50 тысяч рублей дороже.

Впрочем, юг Тюменской области не попал в ТОП-15 богатых регионов, где новый автомобиль доступен более чем 26 процентам населения. Лидирует по этому показателю Ямало-Ненецкий автономный округ: там автокредит на бюджетную машину доступен для более чем половины семей (56,3%). На втором месте — еще один регион большой Тюменской области, Ханты-Мансийский АО, где позволить себе новое авто могут 41,2% семей. Характерно, что Москва (40,2% семей) оказалась на четвертом месте, пропустив вперед Ненецкий АО (40,4%), хоть показатели примерно равны.

Остальные регионы УрФО сильнее отстали в показателях: Свердловская область занимает 22-е место, Челябинская — 37-е место, Курганская — 68-е место.

В целом, отмечают авторы рейтинга, из-за сжатия рынка автокредитования и кризиса в экономике россиянам все сложнее находить средства на покупку автомобилей. В 2012 году в России было продано почти 3 миллиона машин, в 2015-м — лишь 1,6 миллиона. По итогам шести месяцев 2016 года продажи сократились еще на 14,4%.

»Основной проблемой является относительно высокая цена автомашин, увеличившаяся из-за снижения курса рубля, возросшие расходы на бензин и страхование, а также зачастую высокие процентные ставки по автокредитам. Кроме того, очень большое влияние доступность автомобилей оказывает неравномерность распределения зарплат в регионах. Поэтому в ряде субъектах РФ, несмотря на относительно приличную среднюю зарплату, доля семей с доходами, достаточными для приобретения автомобиля, может быть невысокой», — говорится в материале РИА «Рейтинг».

Также в стране наблюдается серьезный разброс в доступности машин между регионами-лидерами и аутсайдерами. Если в ЯНАО ее могут себе позволить более половины семей, то в замыкающей список Республике Ингушетия — лишь 4,7%. Иными словами, лидер опережает аутсайдера более чем в 12 раз. И в целом первые пять субъектов в списке в семь раз по доступности машин обгоняют пять последних регионов. Это свидетельствует о крайней неоднородности доходов в различных субъектах федерации, а также о заметной дифференциации распределения зарплат даже внутри отдельных регионов.

Радикальное влияние на доступность автомобилей способны сыграть только высокие доходы населения, делают вывод авторы исследования. Кроме того, существенное влияние способно оказать радикальное снижение процентных ставок по автокредитам с одновременным ростом сроков кредитования. Однако уже сейчас многие автопроизводители субсидируют банковские ставки по кредитам на автомобили, поэтому значительного их снижения в среднесрочной перспективе, скорее всего, ожидать не стоит.

Тем не менее заканчивают исследование авторы на оптимистичной ноте: «В среднесрочной перспективе возможно улучшение экономической ситуации, что будет сопровождаться ростом зарплат и соответственно повышением доступности автомобилей для россиян, что в конечном итоге может оживить рынок продажи новых машин».

"