Posted 27 октября 2017,, 08:56

Published 27 октября 2017,, 08:56

Modified 11 ноября 2022,, 20:04

Updated 11 ноября 2022,, 20:04

Спортивное издание выясняло, кто курирует фанатский беспредел

27 октября 2017, 08:56
«Советский спорт» провел исследование вопроса: кто сегодня курирует фанатский беспредел? Вывод — с группировками футбольных фанатов очень тесно работают российские спецслужбы, а на трибунах внедряется агентура.

Еще многие помнят время, когда на трибунах стадионов сидели не фанаты, а болельщики. А слово «фанат» было маркером некой маргинальной прослойки. Но все поменялось в 90-е годы. Фанат — уже привычное определение, да и на трибунах теперь все иначе.

«Советский спорт» провел исследование вопроса: кто сегодня курирует фанатский беспредел? Вывод — с группировками футбольных фанатов очень тесно работают российские спецслужбы, а на трибунах внедряется агентура.

Как рассказал один из спикеров, власти испугались того, что группировки фанатов стали серьезной силой украинского майдана в 2013 — 2014 годах. Якобы поэтому с контингентом в шарфиках очень плотно и активно работают спецслужбы. В России «политический» фанатизм зародился в девяностые — с тех пор, как культивируется так называемая идея «русского национализма», сообщает издание.

Изучив историю вопроса, «Советский спорт» установил, что к началу 90-х с развалом Советского Союза отечественный фанатизм начал понемногу угасать. Принято считать, что дна он достиг в 1994-м году. Главные «враги» оказались в других странах: к примеру, «заклятые друзья» — «Динамо» (Киев) и «Спартак» (Москва) — разошлись по разным чемпионатам. Но без деления на «свой — чужой» фанатизм существовать не может. Поэтому болельщики быстро вспомнили о противостояниях внутри страны. Тон задавали фанаты ЦСКА и «Спартака». Тогда же, очевидно под влиянием британской культуры, стали появляться футбольные «фирмы» (от англ. Firm).

Активные «фаны» начинали делиться опытом с периферией. Основные действия происходили в Москве, изредка в Санкт-Петербурге. Выпускались самодельные журналы о культуре фанатизма — «фан-зины». Порой печатались эти издания всего лишь количеством в несколько десятков экземпляров и переходили из рук в руки. Была возможность смотреть «на Запад», что находило отражение на страницах «зинов», а затем и в культуре самих фанатов. Тогда же на стадионах началось массовое проявление насилия. 1995-й год и дерби ЦСКА — «Спартак» показали всю силу вновь крепнувшего движения фанатов.

Более двух сотен человек схлестнулись в грандиозной драке. Силовые структуры немедленно отреагировали на беспорядки и пристально начали следить за фанатами. На фанатизм пошла настоящая мода, интерес рос день ото дня. В итоге движение выросло до таких размеров, что контролировать его только лишь силами милиции было невозможно. Огромный резонанс вызвала так называемая «Щелковская битва» в 1997-м году между представителями фандвижений «Спартака» и «Зенита». С тех пор в российских СМИ за фанатами закрепилось прозвище «футбольные хулиганы» на манер английского «hooligans».

А с конца 2000-х годов российские «ультрас» в прямом смысле ушли в леса. Драться вблизи арен стало опасно, выяснять отношения стало модно на лесных опушках. Подчас вся культура, если так можно сказать, футбольного фанатизма «скатилась до бойцовского клуба между десятками и сотнями мелких объединений», делают вывод эксперты.

После массовой акции в центре Москвы футбольных хулиганов начали брать на «карандаш» еще активнее и стараться использовать в собственных корыстных политических целях. Так, некие футбольные хулиганы нападали на защитников Химкинского леса, атаковали национал-большевиков и даже охраняли митинги провластных молодежных организаций.

Но не только в России фанаты участвуют в гражданских акциях, близких к политическим. В Италии ультрас организовали целую кампанию, протестуя против строительства железной дороги, в Германии выступали за размещение беженцев в своей стране или в составе антисалафитского движения. Кроме того, недавние события в Украине показали, насколько политически активным может быть движение футбольных фанатов. Ультрас принимали участие в акциях на Майдане и заключили между собой перемирие по всей стране до окончания боевых действий в Донецкой и Луганской областях.

Футбольный фанатизм в России сейчас переживает странные времена, когда сильные «движи» на трибунах имеют только пара-тройка клубов, а в целом царит относительное затишье. С высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что чемпионат мира по футболу-2018 пройдет спокойно. Теми или иными методами контроля, паспортами болельщика, принудительным повиновением силовые структуры добьются результата. Но как долго фанаты продержатся без активных выступлений после «мундиаля» — большой вопрос. Ведь как бы ни был поражен разными болезнями организм такого явления как русский фанатизм, все же он скорее жив, чем мертв.

"