23.07.2014 / 13:11

Не пробегайте мимо деревянной красоты

Дарья Мышленниковажурналист

Деревянные домики XIX века, уникальная резьба, прекрасные наличники… вряд ли кто-то будет спорить, что именно они делают Тюмень интересной. Но много ли мы знаем о старом городе?

Что можем рассказать гостям, приехавшим издалека? Кого из владельцев домов, кроме Колокольникова да Машарова вспомним? Для тех, кто хочет повнимательнее присмотреться к красоте, мимо которой пробегает каждый день, спеша по делам, — уникальные экскурсии «Тюмень архитектурная», которые проводит туркомпания Weekend.

Ходить с ним по городу — одно удовольствие: каждый дом он знает по имени, с каждым вторым знаком так близко, как может быть знаком врач с пациентом.

Уникальными экскурсии названа здесь не для красного словца. Ее изюминка — в том, что водить по городу любопытных вызвался не кто иной как Святослав Шитов — сын главного хранителя старой Тюмени, реставратора, почетного гражданина города Вадима Шитова.

«Как писал Абрамов, краевед и историк XIX века, „сибиряк лучше недоест, но богатые хоромы себе поставит. По улице ходишь — дома украшены богатой резьбой, ставни расписаны тюменской росписью“. А ведь домовая резьба могла быть в три раза дороже самого здания!», — рассказывает Святослав.

«В Тюмени уживается несколько разных стилей, в том числе пропильная, глухая, объемная резьба».

Ходить с ним по городу — одно удовольствие: каждый дом он знает по имени, с каждым вторым знаком так близко, как может быть знаком врач с пациентом. С малых лет Святослав помогал отцу реставрировать деревянную резьбу и теперь знает множество секретов этого ремесла и несчетное число тайн тюменских «деревяшек».


В центре внимания на экскурсии — наличники. «Тюмень создавалась старообрядцами, и к окну всегда было особе отношение. К дому относились как к живому существу, окна были его глазами, а наличники — украшением окон. Они несли сакральное, обереговое значение», — объясняет Святослав. По наличникам можно узнать, кто был хозяином дома, что он любил, чего желал.

Удивительно, что эту хрупкую резьбу, которой больше века, можно увидеть не в музее, а прямо на улице, все еще выполняющей свою функцию.

«Сохраняя подлинные элементы резьбы, мы сберегаем памятники. Если уберем все старое и поставим новое, памятника не станет», — напоминают мастера. А реставрировать — дело непростое: сделать новую розетку — дело одного часа, на то, чтобы сохранить ее, уходит не один день. Ну а работа по реставрации наличника может занять месяц — и это настоящая хирургическая операция.

«Но при реставрации дома не соблюдали технологии — с дерева сняли шкуркой защитный слой, не пропитали его заново и сразу покрыли краской. Теперь она облазит и дом выглядит еще хуже, чем до реставрации».

Дом И.С. Ларионова. Тургенева, 12

«Когда пришло время крепить наличники обратно, нам предоставили для монтажа современные гвозди, но они не смогли пробить бревно, просто сворачивались в коральку!»

«Этот крепкий дом на кирпичном фундаменте, с цокольным этажом построил в 1852 году знаменитый тюменский купец Ларионов. Он торговал редким товаром товаров — музыкальными инструментами. Здесь продавали гармошки, гусли, гудки, смычковые инструменты, даже волынки, которые тогда были распространенными в Тюмени».

«Фасадная часть украшена наличниками с богатой резьбой, на боковой части орнамент попроще».



«Верхняя часть наличника символизирует небесный свод, она довольно простая, можно разглядеть подобие радуги. Нижняя — символизирует землю, плодородие. Как богато переплетаются природные орнаменты! Это листья крына, так в старину называли лилию. Крын — символа плодородия, семейного богатства и уюта, а в узоре можно разглядеть символ бесконечности».



«При разборке наличников, отделяя резьбу от основы, мы нашли трех- и четырехгранные гвоздики, сделанные на заводе Машарова (на их шляпке была буква М). Когда пришло время крепить наличники обратно, нам предоставили для монтажа современные гвозди, но они не смогли пробить бревно, просто сворачивались в коральку! Мы взяли старые кованые гвозди, и они благодаря своей трапециевидной форме как по маслу вошли в здание».

Дом Н.И. Козлова. Тургенева, 9

«Скорее всего, дом принадлежал богатому священнику, возглавлявшему один из тюменских храмов. Наличники — готовые киоты, „рамы“ для ростовой иконы».

«Дом перестроен в конце XIX века, но, скорее всего, построен был гораздо раньше. Это была мощная усадьба, которая помимо основного дома насчитывала еще 6–7 построек: флигель, конюшню, амбар, хранилище, склад… Дошли устные свидетельства старожилов, что в этом доме находился штаб Колчака, когда тот был в Тюмени. А в 1915 году дом купила тюменская мещанка Козлова».



«Скорее всего, дом принадлежал богатому священнику, возглавлявшему один из тюменских храмов. Наличники — готовые киоты, „рамы“ для ростовой иконы. Что-то подобное есть в Троицком монастыре. На верхней части, „небосводе“, — звездочки, средняя часть, „пилястры“, похожа на струи дождя, нижняя часть означает мать сыру землю, квадрат — это ее древний символ. Здесь, как и на других наличниках, надежда на плодородие заставляла вплетать в элементы домовой резьбы древние символы».

«Такая работа — настоящая операция. Сначала нужно расчистить все, спилить дерево, потерявшее свойства, затем все аккуратно подклеивается по технологиям того времени — клеем на рыбной основе, обычно из пузырей осетра».



«Элемент резьбы можно сдать в музей на вечное хранение, а можно дать ему новую жизнь. Восстановлением наличников занималась наша мастерская, и мы смогли сохранить резьбу XIX века. Такая работа — настоящая операция. Сначала нужно расчистить все, спилить дерево, потерявшее свойства, затем все аккуратно подклеивается по технологиям того времени — клеем на рыбной основе, обычно из пузырей осетра. Вблизи можно видеть много незаметных вставок. Наконец, все консервируется специальным составом — воском, сваренным со смолой кедра».



«К сожалению, в начале 2000 годов, когда строили корпус университета, дом подвергся сильной переделке. Утеряны старые ворота XIX века, которые были и мощнее, и красивее, чем те, что стоят здесь сейчас. Новые ворота сделаны в нарушение всех норм, они в полтора раза ниже, чем старые, на них нет пальметки, которая была выполнена в виде павлиньего хвоста».



«Здесь оригинальные ворота XIX века тоже утрачены. А они были огромные, может быть, одни из самых крупных в Сибири — в распахнутые ворота могла проехать запряженная тройка. Теперь они остались лишь на слайдах».

Дом купцов Иконниковых; Колокольниковых. Республики, 18

«В 1807 году дом был построен представителями рода Иконниковых и принадлежал городскому голове Ивану Иконникову. Позже, когда наследников не нашлось, он был подан династии Колокольниковых, торговцев чаем. При них дом возродился как жемчужина деревянного зодчества».



«В 1837 году в этом здании принимали делегацию писателя Жуковского с цесаревичем Александром, будущий император ночевал в этом здании. После его смерти парадный вход, выходивший на главную улицу, замуровали и поставили на постамент плачущего ангела».

«Как видно, во время последней реставрации нарушили технологию: перед тем, как покрасить, резьбу грунтуют специальным составом (рецепт его утерян, но можно использовать варево из воска, смолы, живицы), но этого не сделали, и краска облупляется».



«Дом выполнен полностью из дерева, но выглядит как каменный. В колоннах есть отверстия — продыхи, чтобы дерево дышало: внутри колонны полые».



«Вазоны воссоздал по найденной директором здания фотографии прибывшим в Тюмень в конце 70-х реставратором Вадимом Шитовым, моим отцом. Всего на здании пять видов вазонов.

Судя по черно-белой фотографии, дом бы светлым. В советские времени он был выкрашен в голубой и перекликался с Александровским реальным училищем.

Как видно, во время последней реставрации нарушили технологию: перед тем, как покрасить, резьбу грунтуют специальным составом (рецепт его утерян, но можно использовать варево из воска, смолы, живицы), но этого не сделали, и краска облупляется».

Дом купцов Чираловых. Володарского, 9 (ул. Семакова, 8/9)



«Какое богатое, изящное, резное кружево! Такой резьбы не встретишь больше нигде. В Санкт-Петербурге подобная есть но золотая, внутри дворцов, а здесь — снаружи дома».



«Резьба очень разновысокая, подчеркивает игру света и тени, и при этом не выглядит массивной. Наличники выполнена из кедра, а кедровое масло — фитонцид, так что обитатели дома открывали окно, вдыхали кедровый запах — и были здоровыми».



«В Тюмени уживается несколько разных стилей, в том числе пропильная, глухая, объемная резьба. Пропильная резьба с балкончиками и башенками, как на доме Поповой — неорусский стиль, изюминка купцов конца XIX века».

Дом купца С.Я. Андреева. Володарского, 18 / Челюскинцев, 31

«Здание известно как дом купца Андреева, но заказчицей явно была женщина, это видно по наличникам».



«Здание известно как дом купца Андреева, но заказчицей явно была женщина, это видно по наличникам. Сердечки, плавно перетекающие линии — скромное, но приятное украшение. Здесь действительно жила купчиха Андреева. Здесь же находилась ее лавка модных товаров. На первом этаже было ателье по пошиву дамских шляпок, на втором — магазин».

Дом С.С. Бровцина. Дзержинского, 40



«Это настоящие ворота XIX века, но раньше они находились у дома на Осипеко, 19, а здесь оказались по ошибке, после того как в 90-х их отдали на реставрацию. Кстати, на воротах — изображение павлиньего хвоста, которое было утрачено с воротами дома Козлова. Сам дом Бровицына в начале 90-х был полуразрушен, но его удалось восстановить».

Дом Ф.А. Маковецкого. Володарского, 29 / Дзержинского, 36



«Когда-то в Тюмень прибыли 300 переселенцев из Холмогор, с родины Ломоносова. Холмогорцы были промысловиками, занимались рыбной ловлей, потому и верхний элемент на наличнике — полярная звезда, по которой поморы выходили в море».

Усадьба В.П. Буркова. Дзержинского, 28–30 / Хохрякова, 19



«Усадьба Буркова, дворец „хлебного короля“ Тюмени».



«Здесь около пяти разновидностей наличников. Но при реставрации дома не соблюдали технологии — с дерева сняли шкуркой защитный слой, не пропитали его заново и сразу покрыли краской. Теперь она облазит и дом выглядит еще хуже, чем до реставрации».

Жилой дом конца XIX — начала XX в. Дзержинского, 13



«Владельцы кафе «Тамрико», которое теперь располагается здесь, за свой счет заказали реставрацию здания, наличников. Ворота сделали новые, но разработали в соответствии со стилем. В узоре наличников можно найти библейский символ — виноград."

Дом Ф.И. Рубцовой. ул. Дзержинского, 34

«Чтобы отреставрировать их, приходилось вклеивать в дерево щепочки разметом в человеческий волосок, чтобы в трещинки не попадала влага».



«Наша мастерская (реставрационная мастерская „Мних“, в которой трудятся Вадим и Святослав Шитовы, — прим. Nashgorod.ru) — дом, который раньше принадлежал фотографу Родионовну. По его фотографии мы и восстановили первый этаж здания.

Светлые наличники — новые, черные — середина XIX века. Чтобы отреставрировать их, приходилось вклеивать в дерево щепочки разметом в человеческий волосок, чтобы в трещинки не попадала влага».

Подарком нам в конце долгого путешествия по старой Тюмени стало приглашение побывать в мастерской Шитовых. Это здание хранит множество сокровищ.



Во дворе его стоят одинокие наличники, оказавшиеся не нужными городу…



…в комнатах мастерской — множество вещиц, найденных, порой, на пепелищах памятников деревянного зодчества, павших жертвами борьбы за дорогую землю в центре города. Есть в коллекции Шитовых пряничная доска из Тулы, древние монеты, утюги, фрагменты упряжи, старые гвозди и многое еще чего.



Есть здесь и игрушки из кедра, которые сейчас делают реставраторы вместе со своими учениками.

Но самое главное сокровище, конечно — знания и мастерство хранителей деревянной Тюмени, усилиями которых город сохраняет свое хрупкое уникальное резное лицо.



Фото: Сания Биккина

Посмотреть все фотографии
88
Автор: sanijasa
Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 9954 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Туризм, Тюмень, Достопримечательности

Другие новости рубрики:

 Комментарии  0