05.08 / 16:39

К северу от Нижней Тавды: как живут там, куда так и не дошла дорога

Фото: NashGorod.ru
Евгений Прадедовжурналист

В середине 2000-х годов в Тюменской области началось строительство дороги «Тюмень — Междуреченский». Несколько лет назад этот проект был заморожен, а стройка прекращена. Журналисты портала NashGorod.ru решили съездить в ближайший к «большой земле» населенный пункт, куда так и не дошел долгожданный асфальт — село Кускургуль.

Попасть в Заболотье летом — задача не из легких. Десятки километров трясин способен преодолеть разве что вездеход. К счастью, есть еще одна альтернатива — с мая по ноябрь из аэропорта (посадочной площадки) Тобольска к отрезанным от мира деревням летает самолет. Добираться до Кускургуля мы решили именно по небу — так проще и, как ни странно, дешевле. Полет «туда — обратно» обходится меньше чем в 1000 рублей на человека — этот рейс дотирует областное правительство.

«Дикарями нас считаете?!»

Ранний подъем, поездка до Тобольска… Здесь на аэродроме нас ждет Ан-2, именуемый в простонародье «кукурузником». В летние месяцы такие бипланы становятся основным видом транспорта для жителей тех сел и деревень, где всесезонная дорога остается мечтой.

Маленькая очередь у дверей самолета. Попутчики смотрят на нас с интересом, но давать комментарии отказываются. Уже в салоне один из пассажиров настойчиво просит убрать фотоаппарат и видеокамеру.

«В самолете нельзя снимать! Убирайте все!», — требует молодой человек в очках. Вежливо объясняем, что мы работники СМИ, а съемка согласована. «Все равно не дам себя снимать! Я свои права знаю!», — не унимается собеседник. «Дикарями нас считаете?! Как вы нас называете? Аборигены?», — спрашивает он.

В ответ рассказываем о нашей поездке, об интересе к жизни Заболотья и проблеме транспортного сообщения этих мест с областным центром. Собеседник молча соглашается с нашими доводами…

Разбег по полосе, и Ан-2 отрывается от земли. Впереди у нас две промежуточные посадки — в селе Лайтамак и деревне Топкинбашева. Смотрим в иллюминатор на леса, простирающиеся под крылом самолета. Это Тюменская область, но другая. Здесь нет потока машин, неоновых вывесок и фирменных магазинов… Задумываемся над словами нашего собеседника и понимаем: а ведь многие из нас действительно не чувствуют духа этих мест и пытаются смотреть на местных жителей свысока только из-за того, что они другие и живут на особой, почти не тронутой земле.

Необычный воздух

Время в полете проходит быстро. Две короткие «остановки» и вот уже подлетаем к Кускургулю. К сожалению, старейшина деревни Манур Давлетшин не смог в этот день быть с нами, но его сестра Зубайда согласилась провести короткую экскурсию по селу и рассказать о его истории.

Биплан касается грунтовой полосы, стучит колесами по кочкам и, наконец, останавливается у деревянной избушки — это местный «аэровокзал». Выходим из салона и замечаем — здесь в Заболотье необычный воздух. После дождя, прошедшего незадолго до нашего прилета, он еле уловимо пахнет травой и болотом, а от странной, какой-то бархатной свежести на секунду начинает кружиться голова.

Зубайда Давлетшина уже ждет нас на аэродроме. Вместе идем к селу по дощатой тропинке. В нескольких сотнях метров впереди виднеются крыши домов.

«По легенде, село наше появилось раньше Тюмени. Еще до Ивана Грозного. Здесь издавна селились местные жители, промышлявшие охотой, рыболовством», — начинает рассказ Зубайда. «В советский период здесь жила почти тысяча человек, действовало отделение совхоза. Болота, отделяющие нас от Нижней Тавды, были частично осушены, действовала круглогодичная грунтовка, связывающая нас с областным центром. Сейчас проехать к нам сложнее. Полгода есть самолет, в холодное время — зимник. Случается, что сезонную дорогу уже закрыли, а до первого авиарейса еще несколько недель. В этом случае остается надеяться только на себя», — продолжает она. Впрочем, жить подсобным хозяйством и рассчитывать только на свои силы тут привыкли.

Край «танкеток» и болотоходов

Сегодня в Кускургуле две улицы — Свободы и Мусы Джалиля. Идем по одной из них. Мимо нас бегают овечки, которых здесь держат без привязи и загонов. С веселым блеянием они носятся по дороге, радуясь жизни.

По обеим сторонам стоят деревянные домики, поставленные на голый грунт. Строить на бетонных фундаментах в этих местах — непозволительная роскошь. В летнее время бетономешалка и автомобиль с цементом не пройдут по болоту, а завозить строительные материалы зимой тоже не вариант — гарантированно сохранить цемент до теплого времени в сухости — задачка не из легких. Каменный дом здесь лишь у владельца единственного в селе магазинчика.

— А на чем привозят продукты в магазин? На самолете? — интересуемся мы

— На самолете слишком дорого. Товар везут из Нижней Тавды. Сначала на болотоходе, а потом на моторной лодке — объясняет Зубайда

Изредка у домов встречаются гусеничные тракторы. По словам селян, здесь это скорее способ транспорта, чем сельхозмашина. Земля вокруг Кускургуля заболочена, и устроить поле негде. Впрочем, главный способ добраться до леса или асфальта у жителей Заболотья другой — основными «ездовыми лошадками» здесь служат «танкетки» (вездеходы ГАЗ) и самодельные болотоходы.

Несколько таких машин удалось увидеть вблизи — болотоход оказался гибридом малолитражки «Ока» и УАЗа. Эти «бигфуты» местные умельцы собирают из подручных деталей — кто что смог достать. Другой технике путь до районного центра под силу лишь зимой, когда работает зимник.

Электричество по расписанию

Кроме отсутствия дорог в Заболотье есть еще одна важная проблема — здесь нет централизованного подключения к электросетям. До ближайшей ЛЭП — несколько километров. Некоторые местные жители обзавелись собственными генераторами, но пользуются ими только в случае крайней необходимости — заправок здесь нет и топливо достать нелегко. Лампочки в домах, подключенных к местной сети, загораются лишь на несколько часов в день — утром и вечером. Ток вырабатывают тут же — в Кускургуле есть дизельная электростанция, стоящая на окраине неподалеку от школы.

К слову о школе, в Кускургуле работают пять учителей и получают образование 17 детей. Учатся здесь до 9 класса. Полное среднее образование можно получить лишь на «большой земле».

Спрашиваем, что делают селяне, если кто-нибудь заболеет. «Связываемся с больницей по телефону, советуемся. У Манура (старейшины деревни — прим.ред.) есть медикаменты. Если происходит что-то серьезное, то из Тобольска прилетает врач», — объясняет Зубайда.

«А как здесь со связью? Телефоны работают?», — допытываемся мы. Как оказалось, в последние годы поймать сигнал сотовой сети — вполне реальная задача, но это во многом зависит от погоды и личного везения. Для гарантированной связи с райцентром на крыше дома старейшины стоит направленная антенна, подключенная к радиотелефону.

Часто уезжают, но и возвращаются нередко

Продолжаем прогулку по Кускургулю. Добротные ухоженные дома перемежаются с брошенными остовами. Уезжают отсюда по разным причинам. Кто-то не возвращается, получив образование. Кто-то решает попытать счастья на «большой земле». Молодежи в селе мало — всего несколько семей. Но нередки случаи, когда люди, прожив в областном центре несколько месяцев, приезжают назад. «В Тюмени тоже не сахар», — резюмирует наша собеседница.

В это время вдалеке послышался шум авиадвигателя — заходил на посадку наш самолет. Пора было возвращаться на аэродром и лететь домой.

«А дикие животные здесь водятся?», — торопимся мы задать интересующие вопросы. «Водятся… Волки… У меня уже нескольких овец утащили этим летом. Волчица бродит, похоже, щенков ей кормить надо», — вздыхает Зубайда.

Бежим к посадочной площадке, на которую уже сел наш самолет. В избушке аэровокзала оформляем билеты, проходим регистрацию. «Не волнуйтесь… Минут пять у вас еще», — улыбается командир экипажа, заметив нашу спешку. Работница посадочной площадки предлагает попить чаю. Извиняемся, объясняем, что физически не успеем. «С собой возьмите тогда», — отвечает гостеприимная женщина и вручает нам огромный пакет с пирожками (как мы выяснили по пути в Тюмень, очень вкусными).

Прощаемся с местными жителями и идем к самолету… «Попросите, чтобы нам быстрее построили дорогу», — напутствуют нас селяне. Ан-2 разбегается по траве и плавно уходит в небо, впереди две промежуточные посадки и возвращение в Тобольск.

Посмотреть все фотографии
12
Автор: epradedov
Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 5905 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Дороги, Путешествия

Другие новости рубрики:

 Комментарии  24  Читать на форуме  
Cacucka
2
Cacucka   05.08.2016 / 19:08   #    Ответить   
хоть бы на нашем веку эту дорогу проложили 
fortunkina_mama
2
fortunkina_mama   05.08.2016 / 20:54   #    Ответить   
Разве в двухтысячных? Да неужели это случится наконец-то!? Почти четверть века назад, когда мы с мужем поженились и купили первую свою машину, мои свёкры говорили - ну вот, дорогу построят, и к нам ездить будете напрямую, зимой и летом... Так что планам этим уже серебряный юбилей, наверное))) И до сих пор ездим только по зимникам, делая солидные крюки. Уже даже с трудом верится.
 
Cacucka
1
Cacucka   05.08.2016 / 21:25   #    Ответить   
давайте редакция, давите на эту тему, 2 новости уже у вас есть. может быть хоть кто-то расшевелит правительство
Bath
5
Bath   05.08.2016 / 22:21   #    Ответить   
Проложат дорогу - все загадят сразу.
fortunkina_mama
0
fortunkina_mama   06.08.2016 / 00:53   #    Ответить   
Cacucka пишет:давайте редакция, давите на эту тему, 2 новости уже у вас есть. может быть хоть кто-то расшевелит правительство
 ну может хоть в выборный период какие-то подвижки начнутся! Надоело зимой по кочкам урайского малопроезжего зимника мудохаться.
fortunkina_mama
0
fortunkina_mama   06.08.2016 / 00:55   #    Ответить   
Bath, Ханты-мансийскую трассу не загаживают же. Там, к тому же постоянно чистят дорогу. И здесь так же надо.
Bath
4
Bath   06.08.2016 / 01:56   #    Ответить   
fortunkina_mama пишет:Сообщение Bath, Ханты-мансийскую трассу не загаживают же. Там, к тому же постоянно чистят дорогу. И здесь так же надо.

Я не про дорогу... а вообще про места. Дорога будет - последний лес вывезут, зверье перестреляют и болота вытопчут :)
OFW
2
OFW   06.08.2016 / 09:57   #    Ответить   
Интеренсно , кто-нибудь просчитывал экономическую целесообразность строительства такой дороги по сравнению с переселением жителей например в Тюмень в новые благоустроенные коттеджи.
zorr72
0
zorr72   06.08.2016 / 15:32   #    Ответить   
Чем местные живут?
ank
0
ank   06.08.2016 / 17:24   #    Ответить   
OFW пишет:Сообщение Интеренсно , кто-нибудь просчитывал экономическую целесообразность строительства такой дороги по сравнению с переселением жителей например в Тюмень в новые благоустроенные коттеджи.

С дорогой будет развитие сельского хозяйства.
MOHAPX
0
MOHAPX   06.08.2016 / 23:12   #    Ответить   
epradedov, спасибо за статью! интересно было почитать, но нужно было остаться там чуть подольше, тема была бы раскрыта обширнее.
Usa
1
Usa   07.08.2016 / 20:44   #    Ответить   
Интеренсно , кто-нибудь просчитывал экономическую целесообразность строительства такой дороги по сравнению с переселением жителей например в Тюмень в новые благоустроенные коттеджи.

+1 дешевле каждому жителю построить дом в той же Тавде, чем тянуть  по болотам сотню км...  :(

а так отличный репортаж тоже приходилось бывать по работе в глухих деревеньках - там своя атмосфера и свой уклад жизни.
epradedov
0
epradedov   08.08.2016 / 10:33   #    Ответить   
Usa пишет:+1 дешевле каждому жителю построить дом в той же Тавде, чем тянуть  по болотам сотню км...
Спасибо за интерес к теме, но на счет переселения я с вами все же не соглашусь. Чтобы соединить Кускургуль с "большой землей", нужно меньше 30 километров пути. К тому же изначально трасса на Междуреченск планировалась как частная альтернатива дороге "Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск", которая в свою очередь является, пожалуй, одним из самых перегруженных и аварийных шоссе региона. Так что проблема гораздо глубже...
Ostrovittjnin
1
Ostrovittjnin   10.08.2016 / 10:27   #    Ответить   
Позорное правительство! Олимпиады, Сочи, ЧМ по футболу, а не лучше Пальмиру восстановим.Не до дорог нам...16 год строим,прямо как дед репку тянем из сказки
skdrmen
0
skdrmen   10.08.2016 / 11:53   #    Ответить   
Ostrovittjnin пишет:Позорное правительство! Олимпиады, Сочи, ЧМ по футболу, а не лучше Пальмиру восстановим.Не до дорог нам...16 год строим,прямо как дед репку тянем из сказки
да с дорогами проблема.тот же ялуторвский тракт был когда то просто грунтовкой. 
nataha
0
nataha   12.08.2016 / 12:04   #    Ответить   
Мне тоже интересно чем местные живут? Если сельского хозяйства нет, промышленности нет. Откуда деньги на самолете летать?
Григорыч
0
Григорыч   12.08.2016 / 12:28   #    Ответить   
nataha пишет:Сообщение Мне тоже интересно чем местные живут?

Все заболотные села живут за счет продажи рыбы, грибов и ягод.
antracite
1
antracite   14.08.2016 / 09:52   #    Ответить   
Я слышал, что дорогу трудно построить по техническим причинам - надо решать вопрос с болотистой местностью, выборкой торфа на 40 метров в глубину. Это очень дорого и долго.
SAERS
1
SAERS   17.08.2016 / 11:59   #    Ответить   
antracite, дороги у нас и так "Золотые", просто надо поменьше своровать ))))) 
SAERS
0
SAERS   17.08.2016 / 12:02   #    Ответить   
Может кто подскажет, куда постить про недобросовестный ремонт дорог. У нас в МЖК эти п@#$ы одну и ту же яму уже раз 7 заделывают. В этом сезоне уже 3 раза, всё зафиксировал на видео и фото. Делают так, чтобы лежало до первого дождя, тоесть 1-2 недели и опять яма, потом еще 1-2 недели и делают заново
КУДРЯ072
0
КУДРЯ072   17.08.2016 / 13:29   #    Ответить   
SAERS пишет:Сообщение Может кто подскажет, куда постить про недобросовестный ремонт дорог. У нас в МЖК эти п@#$ы одну и ту же яму уже раз 7 заделывают. В этом сезоне уже 3 раза, всё зафиксировал на видео и фото. Делают так, чтобы лежало до первого дождя, тоесть 1-2 недели и опять яма, потом еще 1-2 недели и делают заново

зато работой обеспечены на долгие годы :D ,обычно летом все дороги ремонтируют ,потом наносят разметку и так по циклу каждый год ,а если по сюжету то дорогу по заболотью пока лучше не строить ,и съэкономленые деньги лучше пустить на неотложные дела
dvkozurev
0
dvkozurev   21.08.2016 / 13:21   #    Ответить   
antracite пишет:Я слышал, что дорогу трудно построить по техническим причинам - надо решать вопрос с болотистой местностью, выборкой торфа на 40 метров в глубину. Это очень дорого и долго.
1991 год. Патент на изобретение №2453650. Это очень дешево и быстро.
FullChaos
0
FullChaos   06.09.2016 / 20:43   #    Ответить   
есть там пустые пригодные дома? свалить нафиг от "цивилизации" за 500 р?
skdrmen
0
skdrmen   07.09.2016 / 03:31   #    Ответить   
FullChaos пишет:Сообщение есть там пустые пригодные дома? свалить нафиг от "цивилизации" за 500 р?

и от медицины тоже.