23.10.2015 / 14:26

Светлана Рысева: Критерий хорошей фотографии — настоящие эмоции

Ирина Шароважурналист

Попадая к Светлане Рысевой домой, ты как будто переносишься из в Тюмени в Европу — настолько стильно, продуманно и со вкусом организовано пространство. Обычная квартира, аналог 121 серии, превращена в уютное место, откуда не хочется уходить. Книги на огромном стеллаже отсортированы по цветам обложек, оригинальный декор притягивает внимание, и делает меня пытливым исследователем. Все залито дневным светом.

«Знаешь, в чем секрет незахламленной двухкомнатной квартиры? В том, что она трехкомнатная», — шутя, спускает меня на землю Света, и показывает мне еще одну комнату, ожидающую ремонта. Светлана Рысева — дизайнер интерьеров и фотограф. Я пришла к ней, чтобы больше узнать о ее персональной выставке жанровой фотографии Paris Authentic, которая открывается в эту субботу в «Калинке».

Какую часть твоей жизни занимает дизайн интерьеров, а какую — фотография?

— Сложно ответить на этот вопрос. То, что дает мне фотография, не дает дизайн интерьеров и наоборот. Они такие разные, но в них столько общего: работаешь по одним принципам и канонам. И в фотографии, и в дизайне важны композиция, золотое сечение, законы перспективы. Например, когда продумываешь освещение в интерьере, то, как и в фотографии, планируешь основной свет, заполняющий, контровой.

Что ты больше всего любишь в своей работе?

— У меня был случай. К заказчикам пришли друзья, посмотрели квартиру и спросили: «Сколько у вас квадратов?» «Восемьдесят». «Ваши восемьдесят кажутся намного больше, чем наши сто двадцать». Такая оценка — показатель моей работы именно как дизайнера, а не только лишь как одной из его граней, — декоратора.

Вообще мой любимый этап работы — перепланировка. Я всегда стараюсь предложить ее заказчикам, потому что это дает свободу для мыслей мне и дальше, в процессе обживания, — хозяевам. Ведь стертые привычные внутренние границы квартиры, как правило, изменяют и границы представления человека о своем быте, об образе жизни в целом. Поэтому это очень важный и интересный этап проекта. Работа с организацией пространства и, как следствие, с естественным светом в нем, очень вдохновляет.



Как ты взаимодействуешь с клиентами, от чего отталкиваешься, создавая дизайн-проект?

— С одной стороны, нужно понять человека и помочь ему достигнуть того, о чем он мечтает в своем интерьере, а с другой — нужно постараться убедить не идти на поводу каких-либо откровенных мещанских пристрастий. Я должна показать, что мир дизайна намного шире, чем представляется, и полон удивительных возможностей, что не стоит оставлять себя застрявшим в 90-х, когда вошел в арсенал отделочников безликий евроремонт.

Одна из проблем в работе дизайнеров — сложно довести проект до конца, часто все заканчивается на уровне отделочных работ: стены, пол, потолок, сантехника, максимум — кухня. А дальше клиенты обычно говорят, что будут доделывать сами, что априори означает отступление от дизайн-проекта.

Поэтому, если фотограф может достаточно быстро составить портфолио, то дизайнеру, а тем более дизайнеру-перфекционисту, сделать подборку своих работ гораздо сложнее. Того, чего ждет листатель журналов — готового объекта — и дождаться сложно, и сфотографировать. При этом принципиально не хочу показывать 3D-картинки, хочу, чтобы люди видели в портфолио реальные интерьеры.

Ведь стертые привычные внутренние границы квартиры, как правило, изменяют и границы представления человека о своем быте, об образе жизни в целом.

Я знаю, что у тебя скоро пройдет выставка фотографий из Франции. Расскажи о ней подробнее, пожалуйста.

— Я сняла серию фотографий о Париже, оставила их «отлёживаться», дабы выветрился флёр моего личного эмоционального восприятия тех запечатленных моментов. Оценив через полгода эти снимки более объективно, оставила только треть. Итоговые 71 понесла своему руководителю — Олегу Орлову, который обучает искусству фотографии в молодежной фотостудии «Истоки» на базе фотошколы Областного центра дополнительного образования детей и молодежи. Олег Михайлович обычно очень скуп на похвалу или хотя бы одобрение, и поэтому было особенно приятно услышать от него: «Да, хорошо».



Работы, участвующие в выставке, выполнены в жанре «жанр». Правда, некоторые авторитетные тюменские фотографы не признают существование такого жанра и говорят, что правильно его называть «бытовая фотография». Но «жанр» — понятие многогранное, и очень сложно дать ему точное определение. В целом, к жанру можно отнести сцены из жизни, бытовые, городские зарисовки.

Чем жанр отличается от репортажа?

— Репортаж в большей степени социален и поднимает какие-либо проблемы, существует на острие событий и явлений. Жанр показывает обыденную жизнь такой, какая она есть, без социального и политического подтекста. А в общем-то, я не эксперт в классификации жанров — это дело искусствоведов.

Жанр — это что-то постановочное или естественное?

— Естественное. Это может быть пойманный бытовой момент, хороший свет, смешение объектов, интересная композиция или какое-нибудь простое действие — например, человек закуривает. Людям очень интересно смотреть на себя и себе подобных: кто-то жует круассан, кто-то развешивает белье. Наша обычная жизнь, которую никто не снимает. Поэтому ее интересно разглядывать.



Какую фотографию ты считаешь хорошей?

— Хорошая фотография, в контексте коммерческой фотографии, как превалирующей в нашем городе, помимо соблюдения нерушимых академических канонов, должна содержать главное — естественность. Большинство тюменских фотографов уже сравнялись по уровню технического арсенала, владения Photoshop и Lightroom, у всех уже актуальные на сегодняшний день пресеты, все умеют пользоваться Portraiture, у всех наработанные коллаборации с визажистами, парикмахерами, стилистами, декораторами, флористами и т.д., все вроде бы молодцы. Что остается оценивать? Людей на снимках, их лица.

Если фотограф говорит, что у него были «деревянные» модели — это значит, что он ленивый. Его задача — раскрепостить людей, спровоцировать их быть естественными. Конечно, это требует определенных душевных усилий от фотографа, но и снимки тогда получатся душевные.

Людям очень интересно смотреть на себя и себе подобных: кто-то жует круассан, кто-то развешивает белье. Наша обычная жизнь, которую никто не снимает. Поэтому ее интересно разглядывать.

Единственное, за что я могу поставить «лайк» при просмотре фотографий, — живые лица, настоящие, когда им хочется верить. Грустно, если из фото, как говорит известный фотограф Михаил Гринберг, «торчат уши фотографа». Такому «ушастому» фотографу хочется сказать — отпусти людей «с поводка», отойди на 10 метров и дай им стать самими собой. И снимаемые сами засмеются или начнут общаться — только успевай «ловить».

Если я снимаю коммерческую фотографию, что делаю крайне редко, то всегда стараюсь снимать репортажно, привнося только минимальный набор постановочных констант, например: ставишь моделям кресло, располагаешь в пространстве, даешь в руки «ромашку» — этого достаточно. А дальше надо дать им жить.

Иначе будет стыдно смотреть на эти фотографии через 15–20 лет. Люди будут разглядывать снимки и не понимать, почему они на фото такие надменные, почему жених находится за 3 метра от невесты. Почему они в самый счастливый день своей жизни стоят по разным углам? Это не имеет отношения ни к жизни, ни к правде.

Если фотограф говорит, что у него были «деревянные» модели — это значит, что он ленивый. Его задача — раскрепостить людей, спровоцировать их быть естественными. Конечно, это требует определенных душевных усилий от фотографа, но и снимки тогда получатся душевные.

Может, они хотят выглядеть пафосными, казаться лучше, чем на самом деле?

— Это другой вопрос. А почему они хотят казаться лучше? Потому что их так воспитывает время, навязывая тренды. И вообще, быть пафосным — не значит быть лучше. Да и многим просто не идет весь этот пафос, если лицо, например, «рязанское, рабоче-крестьянское».

Хорошая фотография, в контексте коммерческой фотографии, как превалирующей в нашем городе, помимо соблюдения нерушимых академических канонов, должна содержать главное — естественность.

Я знаю, что твоя фотография выставлялась в «Русском музее» в Санкт-Петербурге. Расскажи, как она туда попала?

— Нас из Тюмени было двое, Людмила Дунькова и я — обе в разное время учились у Олега Орлова. Однажды, он скинул мне ссылку на сайт «Русского музея», где я прочитала, что готовится экспозиция третьей фотобиеннале современной фотографии. Решила попробовать свои силы. Прошли три фотографии, которые вошли в общий печатный каталог. Каталог вручали авторам в день открытия в зале Мраморного дворца, где я и обнаружила одну из своих трех фотографий, висящей в разделе «Повседневная жизнь».

Если не дать людям жить в кадре, через 15–20 лет они будут разглядывать снимки и не понимать, почему они на фото такие надменные, почему жених находится за 3 метра от невесты. Почему они в самый счастливый день своей жизни стоят по разным углам? Это не имеет отношения ни к жизни, ни к правде.

Где пройдет выставка и сколько будет стоить вход? До какого времени она будет работать?

— Открытие выставки Paris Authentic состоится 24 октября в 17:00 в ТЦ «Калинка», 3 этаж, вход свободный. Экспозиция продлится до 20 ноября.

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 3207 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Дизайн, Фотография, Тюмень, Выставки

Другие новости рубрики:

 Комментарии  5  Читать на форуме  
zheltyj_angel
1
zheltyj_angel   01.11.2015 / 23:46   #    Ответить   
Очень интересно! 
ДомКлимат
0
ДомКлимат   02.11.2015 / 10:31   #    Ответить   
Абсолютно согласен! Настоящие эмоции запечатлеть не просто...
Вот, например: https://instagram.com/polinabronze/  в нижнем ряду среднее фото девушки, весьма интересное сочетание эмоций: удовольствие + смущение 
kristi
0
kristi   12.11.2015 / 12:03   #    Ответить   
Фотографа не смогли нормально сфотографировать )))  
no matter
2
no matter   12.11.2015 / 12:29   #    Ответить   
Безотносительно всего остального, но это:
Книги на огромном стеллаже отсортированы по цветам обложек
:facepalm:
Procop
1
Procop   13.11.2015 / 12:43   #    Ответить   
no matter, поделюсь подробностями. Они не просто отсортированы. Взята коллекция старых книг, доставшаяся по наследству, некоторые издания антикварные. Специально закуплена дизайнерская бумага разных цветов, из нее сделаны обложки для книг. На этих обложках напечатаны названия книг шрифтом, идентичным оригинальному (как на исходных обложках). Книги сгруппированы по цветам в соответствии с темами - например, книги про приключения.