Журнал Сюжеты
05.10.2014 / 11:18

«2:0»: фейерверк из колбасы, поролоновые зрители и кричащая жена

Екатерина Дегтяреважурналист

Поролоновых зрителей, фейерверки из хлеба и колбасы, русские свадьбы, репортажи уличной жизни Москвы и многое другое можно увидеть в музее «Городская дума» с 3 по 20 октября. Здесь, в одном из старейших зданий Тюмени, открылась выставка «2:0», отражающая эволюцию современного искусства России с начала 90-х годов прошлого века.

Экспозиция представляет собой видео, инсталляции, фотографии, объекты и скульптуры лучших художников последнего десятилетия XX века и начала «нулевых», собранные двумя крупнейшими музеями Москвы, Московского музея современного искусства и Мультимедиа Арт Музея.


«2.0 — это тоже некий код: 20 лет компании „НОВАТЭК“, которая является вдохновителем и спонсором выставки, 20 лет русскому современному искусству и 20 художников, которых мы представили на протяжении всего выставочного проекта», — рассказывает научный сотрудник отдела выставок Московского музея современного искусства Юрий Юркин.

«Идея выставки — показать в регионах России современное искусство, которое могут видеть москвичи и в редком случае петербуржцы, — продолжает Юрий, — экспозиция уже побывала в Костроме, Челябинске, Новом Уренгое, а после 20 октября отправится в Самару». Состав художников постоянно варьируется в зависимости от помещения. В музей «Городская Дума» вся выставка не вошла, однако это больше, чем смогли увидеть жители Нового Уренгоя.

Экспозиция «2.0» берет начало с зала 1990-х годов. Здесь расположились работы трех крупных российских художников, которые представляли страну на международных выставках и Биеннале современного искусства.

Здесь в игривой манере представлены два любимых русских развлечения — фейверк и застолье — главные элементы русского праздника.

С экрана плазмы глядит на зрителя ностальгически-ироничная видеоинсталляция «К радости» одного из самых молодых авторов Ильи Коробкова. Художник взял за основу агитационные мозаики станции метро «Киевская» в Москве, где счастье так и неслучившегося коммунизма представлено в ярких красках и красивой технике. Работа Коробкова — это одновременно ностальгия и взгляд в будущее. Он соединил героев мозаики, олицетворяющих единство народов в Советском союзе, с сегодняшним гимном Евросоюза. Один союз распался, другой — только набирает свою силу. Смогут ли нации удержать новое объединение на плаву?..

Слева от коммунистического рая расположился еще один праздник — русская свадьба. Художник Людмила Горлова занимается изучением русской жизни, в том числе и национальных традиций. На видеоинсталляции под названием «Happy End» герои бесконечно женятся под битловскую песню «Yesterday» в исполнении небольшого свадебного оркестра. А для финального поцелуя музыканты играют туш, который в советское время был уместен для вручения почетного переходящего знамени на крупном заводе.

Известно, что черным квадратом Малевич хотел поставить точку в разделении классического и современного искусства. Георгий Пузенков воспринял этот вызов серьезно и поставил свою точку.

Рядом с молодоженами, на соседней плазме, фейверком взлетают в темное ночное небо белый хлеб вареная колбаса (работа «Весна» Дмитрия Булныгина»). Здесь в игривой манере представлены два любимых русских развлечения — фейерверк и застолье — главные элементы русского праздника.

Напротив вареной колбасы — полукопченая. Фудографию с изображенными красной колбасой и черным хлебом представила арт-группа «Синие носы» Человек, увлеченный искусством, может сразу узнать очертания работ Казимира Малевича и других супрематистов. На вопрос: «может ли стать современным художником каждый?» «Синие носы» отвечают однозначное «да».

В другом зале представлен еще один отголосок супрематизма. Известно, что черным квадратом Малевич хотел поставить точку в разделении классического и современного искусства. Георгий Пузенков воспринял этот вызов серьезно и поставил свою точку. «Big black pixel» (большая черная точка) — так называется его работа. Точка поставлена, правда в свете современных технологий начала двухтысячных, которые сегодня уже считаются устаревшими.

Работы фотографа Игоря Мухина, наверное, самые традиционные на открывшейся «2.0». Мухин — летописец уличной жизни Москвы. Выпускники, глаза которых наполнены уверенностью в счастливом будущем, обнимающаяся пара на эскалаторе, митинги и собрания 90-х, любовь, очарование, предвкушение праздника.



Молоточек с магнитом, скрепленные проволокой очки, блесна и катушка для лески тоже могут стать музейными экспонатами. Всё зависит от воображения художника. Владимира Архипова сегодня можно назвать главным «лайфхакером» современного искусства. Его серия работ под названием «Самодельная Россия» представляет собой летопись русской изобретательности. Например, молоточек с магнитом, автором которого является некий Евгений Петренко. Жена Евгения преподает живопись, по роду деятельности ей приходится забивать кнопки в мольберт и терпеть неудачные попадания молотка по рукам. Чтобы облегчить ей жизнь Евгений придумал вставить магнит в молоток, благодаря которому женщина может забивать кнопку одним ударом.



Еще одна часть экспозиции посвящена фотопортретам мастера перфоманса Владислава Мамышева-Монро. Его творчество может показаться наивным, если не знать личную историю художника, недавнюю трагическую гибель и открытое письмо, опубликованное его другом Троицким. Представленные в музее работы Владислав сделал по заказу Русского музея к своей персональной выставке в 1997 году. Серия «Русские вопросы» призвана ответить на извечные вопросы в контексте русских народных сказок, где главным героем фотографий является сам автор.

Приближаясь к 2000-ым, работы становятся выразительнее и интерактивнее. Сегодня сделать свое высказывание может каждый. Стоит только выбрать один из десятков штекеров и воткнуть в разъем, чтобы на экране возник кадр с изогнувшимися в причудливых позах людьми — это авторы инсталляции «КоМутация» Владислав Ефимов и Аристарх Чернышов.



Третий зал выставки «2.0» не самый приятный. Здесь душераздирающе кричат целых три интерактивных копии жены художника Дмитрия Булныгина. Прекратить крик можно на пару секунд, нажав кнопкой мыши на каждую из жен, которая тут же начнет заниматься домашними делами. Полной тишины добиться практически невозможно, разве что беспрерывно кликая на каждый образ. И это, поверьте, сводит с ума.



Войдя в последний зал, зритель становится частью 3D кино, которое смотрят посетители кинотеатра — поролоновые скульптуры. Автор работы, Сергей Шеховцов, один из первых решил отказаться от гипса и бронзы в пользу легкого поролона. На зрителях — ремни, словно приковывающие их к месту, нераскрашенный поролон создает ощущение, что люди застыли. Общество потребления больше не позволит им пошевелиться, а только бесконечно смотреть двадцать шестой, и, наверняка, не последний сезон «Симпсонов».



Несмотря на то, что в тюменскую «2.0» не вошли такие крупные экспонаты как пробивающий стену мотоцикл Шеховцова или черный айфон Чернышева и Шульгина, закрученный в вавилонскую башню из приложений и другие арт-обекты проекта. Выставка удивляет, провоцирует, и вместе с тем ёё нельзя назвать непонятной. По словам Юрия Юркина, современное искусство играет с контекстами, и, в отличие от классической живописи, преподносит нам идею и предлагает подумать над ней». Столичное искусство дошло до регионов, а значит, эволюция продолжается.

Посмотреть все фотографии
27
Автор: Procop
Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 2353 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Искусство, Тюмень, Музеи, выставки

Другие новости рубрики:

 Комментарии  2  Читать на форуме  
Rubi
0
Rubi   06.10.2014 / 12:11   #    Ответить   
не увидела цену за билет?есть такая информация?
kkefirova
0
kkefirova   10.10.2014 / 13:58   #    Ответить   
Rubi, дети, студенты, пенсионеры - бесплатно. Взрослый - 60 рублей