Журнал Сюжеты
14.08.2015 / 15:51

«Иррациональный человек» рационального Вуди Аллена

Ксения Медведеважурналист

В России в прокат вышел новый фильм Вуди Аллена «Иррациональный человек». История преподавателя философии, который одновременно крутит роман и с коллегой, и со студенткой, не так проста, как могло бы показаться на первый, брошенный на трейлер, взгляд. Ведь в какой-то момент главный герой — к слову, большой любитель Достоевского — решает вопрос «тварь я дрожащая или право имею?».

Небольшой университетский городок взбудоражен: все ждут переезда профессора философии Эйба Лукаса (Хоакин Феникс), известного не столько своими книгами, сколько сложной судьбой и не менее сложным характером. При этом параллельно ходит несколько версий о том, почему профессор стал нелюдимым циником — то ли его жена сбежала с лучшим другом, то ли лучший друг подорвался на мине. Приехав, Эйб Лукас не спешит опровергать слухи и разрушать загадочный флер вокруг своей персоны. Нет, профессор отнюдь не играет «интеллектуального страдальца» на публику, он действительно таков. И «русская рулетка» на глазах у шокированных студентов — это не пустой жест: в тот момент герой вполне готов был умереть.

К немолодому, слегка обрюзгшему, непростому, но умному и харизматичному профессору тянет дам. Преподавательница Рита Ричард (Паркер Поузи), мечтающая сбежать от мужа в Европу, еще до приезда Лукаса в городок решила, что именно он будет идеальным спутником. По инициативе Риты, между ними возникает роман. Именно коллеге Эйб Лукас первой признается, что не может писать, не может дышать из-за кризиса. Одновременно с этим у профессора складываются близкие отношения со студенткой Джилл Поллард (Эмма Стоун), которые он до поры, до времени пытался держать в рамках дружбы.


Разумеется, это только начало истории. У Вуди Аллена хватило бы таланта, чтобы довести ситуацию с любовным треугольником до абсурда, и вышла бы вполне сносная комедия. Однако жанр фильма заявлен как «драма». Во время одной из встреч Эйб Лукас и Джилл подслушали разговор о том, что женщина может лишиться детей из-за того, что рассматривающий дело судья — приятель адвоката. Тогда профессору приходит в голову мысль об идеальном преступлении: он не знаком с жертвой, не связан с его клиентами — кто его заподозрит? «Вот в этот момент головоломка моей жизни и сложилась», — говорит Эйб о принятии решения об убийстве судьи.

Вдохновляет Эйба, внезапно вновь ощутившего вкус к жизни, любимый Достоевский. Не случайно, составляя план, он делает пометки на страницах «Преступления и наказания». Профессор философии ни на минуту не сомневается, что он «право имеет», а «тварь дрожащая» — скорее судья. Собственно, с того момента, как «иррациональный человек» начинает весьма рационально готовиться к убийству, фильм становится куда увлекательнее.

У «Иррационального человека» много общего с таким шедевром Вуди Аллена как «Матч-пойнт». Взять хотя бы отсылки к Достоевскому. При этом новый фильм проигрывает, как минимум, сюжетно. К тому же, в нем мало того, чего обычно ждешь от фильмов Вуди Аллена — абсурда, остроумных диалогов. Местами фильм даже немного нудноват. Однако некоторые ходы и, самое главное, кульминация, подтверждающая, что все на первый взгляд случайное неслучайно, заслуживают аплодисментов. Вот это тот Вуди, которого мы любим: если в сюжете возник красный фонарик, то он обязательно «выстрелит».

Если говорить об актерском составе, то в первую очередь хочется выделить новую музу режиссера Эмму Стоун, которая до этого снялась у него в «Магии лунного света». Для всех фильмов Вуди Аллена характерно то, что ты буквально видишь режиссера за одним или несколькими из героев. Вот смотришь «Жасмин», слушаешь ее очередной монолог и легко представить на месте Кейт Бланшетт старого невротика-интеллектуала в очках. В «Иррациональном человеке» фирменных монологов режиссера практически нет, но если кто-то и Вуди Аллен из главных героев, то только рыжеволосая студентка Джилл со «склонностью все драматизировать».



Не сказать, чтобы режиссер предложил новой любимице какую-то очень интересную, сложную роль, но с тем, что есть, Эмма Стоун справляется мастерски. Она в нужные моменты широко распахивает глаза, но не переигрывает в эмоциях своей героини, органична во слегка безумной вселенной Вуди Аллена и вызывает симпатию несмотря на то, что изменяет положительному бойфренду со странным профессором.

Как ни странно, разочаровавшийся в жизни умник Эйб Лукас Вуди Аллена не напоминает вовсе. Может, это другой подвид «интеллектуала-страдальца»? Строго говоря, главный герой вообще не вызывает особых эмоций даже при всем том, что по сюжету он нелюдимый харизматик, эдакий доктор Хаус от философии. И тут претензии вовсе не к актеру Хоакину Фениксу, а к прописанной в сценарии роли.



Может, все дело в том, что в отличие от большинства героев Вуди Аллена Эйбу Лукасу не свойственна рефлексия? Эйб не жалеет о решении совершить убийство. Даже женщина, которая из-за судьи может лишиться детей, уходит на второй план, главное для профессора — вновь обретенная радость жизни.

К несомненным плюсам «Иррациональный человек» можно отнести красивую картинку — уютный городок, морские пейзажи, парк аттракционов, а также приятную музыку. Этот фильм вообще милый и легкий настолько, насколько может быть милым и легким фильм, герой которого вдохновлен «Преступлением и наказанием». И в этом весь Вуди Аллен — рациональный человек, снимающий иррациональные фильмы.

Добавим, что предпремьерный показ прошел в кинотеатре «Киномакс».

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 20204 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Рецензия, Кино, Тюмень

Другие новости рубрики:

 Комментарии  0