18.12.2008 / 11:46

«Неземной» Борис Паромов - в тюменском Музее изобразительных искусств

16 декабря в 16-00 в Музее изобразительных искусств состоялось открытие юбилейной выставки тюменского художника, члена Союза художников России, Бориса Паромова под названием «Россия земная и небесная».

К сожалению, из-за проблем со здоровьем художник не смог присутствовать на открытии своей выставки и посетителям не удалось встретиться и пообщаться с ним, но зримо он присутствовал в своих полотнах. Его жена, искусствовед Наталья Паромова провела посетителей по четырем залам музея, в которых расположились картины художника, поведала о творческом пути своего мужа и глубоком духовном смысле полотен. Борис Паромов знаком жителям города серией городских пейзажей «Тюмень уходящая», но мало кто знает, что художник не пейзажист, что взялся за написание пейзажей по той простой причине, что город меняется. Хотелось запечатлеть то, что уходит от нас, чтобы осталась память, а память – это основа человеческой личности.

В экспозиции представлено 170 работ из собрания самого Паромова и Фонда музея, дающих представление о личности и творческом пути Бориса Паромова за 40 лет. Нельзя не отметить тот факт, что в 1970-е годы Паромов был одним из лидеров «молодежного движения» в нашем тюменском отделении Союза художников. В то время молодые художники стали отходить от традиций «сурового стиля» соцреализма, заявляли о своих личных интересах и ценностях, ориентировались на мировую культуру. На фоне этого в Москве прошли выставки «Молодость России», где Паромов принимал участие, а при Союзе художников было положено начало Молодежному объединению.

Не просто складывалась судьба художника в искусстве. В своих произведениях он философски размышляет о жизни, о России, о сложной эпохе и о своей судьбе. Очень интересно отображение военной темы и темы Родины, России. Запомнился своей необыкновенной стилистикой исполнения и сильной идеей триптих «Возмездие», где три части произведения – величественный и своим же величием пугающий «Пролог», «Нашествие» с мотивом распятой женщины, которая есть свет, жизнь среди монотонного строя солдат и само «Возмездие» – дают нам одну цельную картину. Художник раскрыл образ выражения фашизма, его величие, его чудовищное мужество, губительную силу и как финал гибель. Образ прекрасной женщины распятой на кресте, даже неподозревающей о том, что она цель уничтожения, находит свое продолжение в картине «Россия». Помимо полотен, выполненных в военной тематике, исторических композиций и картин, посвященных Тюмени, на выставке можно увидеть картины о язычестве, такие как «Перун», «Ярило», «Сон России», «Лада», и о христианстве. Христианство, пожалуй, занимает особое место в живописи Паромова. Во многих полотнах прослеживается четкая линия, связанная с Христом. Христос изображается по-разному: как воин, разгоняющий мечом тучи, как идеал человека. Неизменным остается то, что образ Христа – это возрождение жизни. Часто художник обращается к ностальгической теме детства: «Первый спутник», «Северное детство», «Валенки: черные, белые, серые», «Новые ботинки».

Лично у меня особый интерес вызвал последний зал, в котором были представлены полотна, запечатлевшие думы о жизни в целом. Первое, что бросилось мне в глаза – это картина «Мое поколение», на которой был изображен молодой человек, прикованный к инвалидному креслу, и смотрящий куда-то в дымящуюся даль. Для Паромова характерно драматическое мироощущение. Здесь автор с горечью говорит о поколении духовных инвалидов, которые не сделали ничего великого, их жизнь не самопожертвование как жизнь их отцов. Также Паромов воспроизводит себя на фоне космоса, стоит отметить, что в его творчестве часто фигурирует «космическая» тема. Пусть кто-то и придерживается теории, что род людской произошел от обезьян, а все же Борис Паромов считают, что человек – существо неземного происхождения, а именно, космического. Чего только не найти, не увидеть на полотне «Я»: античная статуя женщины, символ мудрости – сплетение двух змей, созвездие большой медведицы – намек на то, что человек имеет космическое происхождение…

Не осталась без внимания «Невеста» — картина, украшенная красивой узорчатой рамой, пугающая и завораживающая одновременно. На ней изображена смерть в свадебном платье и со свечой в костлявой руке. Наталья Паромова сказала, что молодые относятся к этой картине более спокойно, чем старшее поколение. Смерть может быть пугающей, может быть и желанной. По словам искусствоведа, смерть – это тоже таинство, как и зарождение жизни. В небольшом количестве на выставке присутствуют лирические работы и абстрактные композиции.

Хочется обратить внимание на то, что Борис Паромов не только превосходно владеет кистью и красками, он – личность многогранная. Помимо того, что он оформляет книги Станислава Ломакина, доцента кафедры философии ТГНГУ, члена Союза писателей России, он также публикует свои рассказы в литературно-художественном студенческо-преподавательском альманахе ТГНГУ «Арион», составителем и редактором которого является Ломакин. Если прочитать философские рассказы-рассуждения тюменского художника, то можно не просто узнать о нем больше, но и лучше понять философию его творчества. Также Станислав Ломакин рассказал про русскую идею как систему, состоящую из таких элементов как Бог, государство, народ, и, несомненно, присутствующую в работах Паромова.

Искусствовед Наталья Паромова поблагодарила всех, кто пришел на открытие выставки, и выразила надежду, что каждый еще раз придет в музей уже в тишине посмотреть на работы художника.

Инна Пахомова

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 1598 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Тюмень, Выставки

Другие новости рубрики:

 Комментарии  0