22.07.2009 / 16:56

Тюмень прошлого века в красочном наряде

Говоря о Тюмени начала 20 века, все мы невольно представляем черно-белые открытки с видами центральных улиц или одноэтажек в современном Заречном микрорайоне. Но совсем недавно у всех желающих появилась возможность посмотреть на старую Тюмень взглядом тех людей, которые жили в ней около века назад, а именно увидеть город прошлого века в цвете. На сайте проекта «Российская империя в цвете» выложены современные фотографии объектов, которые фотографировал Прокудин-Горский, человек, придумавший фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра — красный, зеленый и синий. Соответственно, при совмещении трех различных изображений появилась возможность получить полноценную цветную фотографию.

О том, как работал Прокудин-Горский, пишет в своем дневнике Игорь Лебедев, ЖЖ-пользователь kot_begemott, он же выкладывает и работы фотографа:

«Прокудин-Горский в 1909 году получает аудиенцию у царя Николая II. Царь приглашает Прокудина-Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом.

Затем царь поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу были выданы два специальных разрешения, В первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секретности, и фотографировать даже стратегически важные объекты.

Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина-Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать „в любом месте и в любое время“. Для путешествия фотографу выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили: там развернули прекрасно оснащенную лабораторию, включая темную комнату, чтобы проявление фотопластинок можно было осуществлять даже в пути. В вагоне поместился сам фотограф и его ассистенты, в том числе его 22-летний сын Дмитрий. Имелась горячая и холодная вода, ледник… Для работы на Мариинской системе каналов предоставили специальное судно и небольшой шлюп с мотором.

В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский провел обзор одиннадцати регионов Российской Империи. Император настойчиво требовал, чтобы Прокудина-Горского обеспечивали всем необходимым, и даже выразил желание следовать с ним в одну из будущих поездок. Кроме фотографирования, Прокудин-Госрский прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу.

Первый официальный просмотр царем фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала произошёл в марте 1910 года; последняя выставка фотографий была открыта в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца.

В революцию Прокудину-Горскому удалось уехать, и он ухитрился увезти с собой 20 ящиков фотопластинок, всего около тысячи снимков — за исключением изъятых у него фотографий стратегически важных объектов и фото царской семьи (он сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича). Цветные фотоснимки царской семьи, возможно, остались где-то в наших архивах. Оборудование и проектор забрать не удалось.

В эмиграции цель Прокудина-Горского — раскрыть пользу цветной фотографии для просвещения и науки — осталась неизменной. В Англии он запатентовал разработку оптической системы для кинокамеры. Для её испытаний он в 1922 году перебрался в Ниццу, где вместе с братьями Люмьер открыл фотолабораторию.

В 1948 году, уже после его смерти, его сын в Париже продал эти пластинки американской библиотеке Конгресса. Превратить их в обычные цветные снимки оказалось очень трудно из-за того, что большая часть из них имели нетривиальное пространственное расхождение между тремя цветными версиями. Так они и лежали тихо до недавнего времени. И вдруг какому-то библиотечному чиновнику пришло в голову: так их же надо отсканировать, загрузить в Adobe Photoshop и там совместить контуры трех цветных вариантов. Так и сделали, и поразились: мир, давно сгинувший, и известный только по плохим черно-белым снимкам, вдруг восстал во всех своих цветах…»

Весь текст, а также фотографии можно найти в записи Игоря Лебедева. Взгляните, возможно, вы тоже удивитесь тому, как мало изменилась Тюмень за столетие, и как похожи были наши предшественники на нас с вами.



Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 1198 | верcия для печати
Читайте новости по темам: История, Фотография, Тюмень

Другие новости рубрики:

 Комментарии  0