26.08.2009 / 15:10

Тюменские музыканты — будущее российской культуры

Приближается школьная пора, многие дети уже накупили тетрадок и учебников, и наслаждаются последними свободными деньками. Но есть те, кто продолжает учиться и на каникулах. Будущие музыканты репетиций не прекращают, и чем ближе новый учебный год, тем усерднее они готовятся к занятиям.

Детская музыкальная школа имени Знаменского — одна из самых почтенных в Тюмени. Ребята приходят сюда совсем маленькими. Чтобы воспитать талант, к каждому ребенку необходимо найти свой подход. Рассказывает преподаватель школы Наталья Алексеевна Блинова:

«Полгода назад я вела уроки музыкальной грамоты. Малыши Вова и Миша пытались осваивать нотные премудрости, а я для облегчения их задачи придумывала рифмы: „Если нота белая — эта нота целая“, или „Переделав много дела, до — на лавочку присела, а на ней торчит наклейка — дополнительная линейка“.

И вот весна — время экзаменов, и я неожиданно встречаюсь с этими малышами в центральном здании школы на улице Республики. Теперь они ученики преподавателя Брониковой Д. Ю. по классу баян.

Первый выход на сцену, а они уже сами называют программу: „Петушок“, „Бай — Бай“, „Как над горкой“. Педагог ставит на колени инструмент, надевает ремни, а ноги с трудом дотягивают до подставки на полу; но равномерно движется мех, и звучит музыка. Правда, между звуками появляются неожиданные паузы, но возможно, что это смущает мама, сидящая с камерой напротив. После выступления — чётко отработанный поклон. Этот ритуал ему пригодится больше всего в жизни.

Спешу подняться наверх, в зал, где будут сдавать выпускной экзамен юные дирижёры, демонстрируя искусство управления хором. Вокально-хоровое отделение сравнительно молодое в школах города, но интерес к нему растёт. Вероятно, это духовная потребность народа в результате ущербности современной музыкальной массовой культуры.

Здесь в школе два достаточно больших хоровых коллектива разнопланового характера. В хоре Василькович С. Ю. академическая манера пения. Три выпускника сдают экзамен, дирижируя по одному произведению, но в совершенно разных стилях. Всё, что я услышала, звучало чисто, легко, а главное, с каким энтузиазмом поют хористы для своих товарищей — дирижёров!

На сцену выходит другой коллектив (руководитель Логачева Г. Л.) Здесь иная, более открытая манера пения, и многие учащиеся практикуются в эстрадных программах.

Надо отметить ответственность, с которой отнеслись коллективы к экзаменационному выступлению — концертная форма, четкая дисциплинированность. А я снова отмечаю, какой навык общения, ответственности и управления приобретают дети, находясь в этих обстоятельствах.

Мой рабочий день на исходе, но я сознаю, что ничего не слышно о традиционных ведущих инструментах музыкальной школы — скрипке и фортепиано. И уже на лестничной площадке преподаватель Василенко Н. Ф. делится своей радостью от участия в шестом открытом Уральском конкурсе юных пианистов имени С. С. Прокофьева. Конкурс проходил в первые дни мая в Екатеринбурге. Педагог уже дважды принимала участие в нем со своим недавним воспитанником Андреем Кугаевским, ставшим лауреатом. На этот раз триумфальным было возвращение домой её девятилетней ученицы Ани Зубковой. На конкурс съехалось более ста юных пианистов. География обширна: от Байкала до Санкт-Петербурга, Украина и Казахстан. Аня выступала в младшей группе из 38 участников. За 2 тура она набрала самое большое количество баллов — 138.

В программе девочки были произведения Баха, Моцарта, Мошковского, требующие высокой профессиональной подготовки, а обязательные „Мимолетности“ Прокофьева — ещё и определенного психологического навыка. И, наверное, самое убеждающее её выступление на гала-концерте — завораживающее исполнение „Вальса“ Рахманинова. По словам педагога, оно не было таким блестящим даже на зимнем конкурсе „Щелкунчик“ в Москве. Здесь, в Екатеринбурге зал взорвался аплодисментами. Кричали „Браво“ и „Спасибо“ педагогу за работу. Надо отметить, что администрация Октябрьского района города учредила специальную номинацию „Открытия таланта“. И это для Ани Зубковой».

Музыкальная школа — это маленький мир, где детей учат понимать искусство, воспитывать в себе творческое отношение к жизни. Конкурсы — это хорошо, но, по мнению педагога, городскому отделу культуры нужно найти возможности не только выявлять таланты, но и дать возможность маленьким труженикам в искусстве продемонстрировать свои достижения перед ровесниками, что помогло бы поднять детскую культуру на уровень выше. А для таких звёзд, как Аня, нужна и материальная поддержка. Она уже слава города.


Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 1364 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Образование, Учителя, Тюмень, Музыка, Школы

Другие новости рубрики:

 Комментарии  0