23.10.2009 / 11:23

Возрождение искусства меццо-тинто: мастер-класс в Тюмени

Блеск медных пластин, необычные для неискушенного взгляда инструменты — шаберы, гранильники, тонкий слой черной краски и умелые руки — все это атрибуты старинной и ныне возрождаемой, одной из наиболее сложных графических техник под названием «меццо-тинто». 22 октября в Музее изобразительных искусств желающие могли прикоснуться к таинству рождения произведения искусства на мастер-классе художницы из Екатеринбурга Ольги Житенёвой.

Известная уральская художница рассказала присутствующим о том, что уже около 5 лет творческое объединение художников-графиков из Екатеринбурга «PrintaVera» специализируется на этом виде графики. Толчком к работе именно в этом направлении послужило желание студентов Ольги создать дипломную работу в редкой и оригинальной технике, которой и стала меццо-тинто. По её словам, настоящее умение работать в технике меццо-тинто к ней пришло не сразу, а лишь после десятка выполненных работ.

Ольга на примерах показала этапы создания художественного произведения. В качестве основы обычно используется полированная медная либо латунная дощечка, поскольку они позволяют сделать наибольшее количество оттисков. Художница рассказала, что, когда она начинала заниматься меццо-тинто, достать пластинки из этих материалов было проблематично, поэтому она использовала цинковые дощечки, которые нравились ей своей мягкостью, но в то же время позволяли сделать лишь несколько оттисков, тогда как медь и латунь — это около 40 качественных оттисков.

Первый этап работы — мастер берет в руки гранильник и начинает качать его по поверхности дощечки, тем самым делая её зернистой. Инструмент находится под углом около 60 градусов к плоскости дощечки и работает в 24–50 различных направлениях. Если мы напечатаем с такой пластины, то получим бархатистый черный тон.

Следующий этап — один из самых важных, ведь именно сейчас замысел художника воплощается в жизнь — это работа остро отточенной гладилкой или шабером от черного к белому тону, когда шероховатая поверхность постепенно сглаживается или выскребается. Чтобы достичь самого светлого тона, надо отполировать поверхность до зеркального блеска. Ольга показала одну из своих законченных работ и эскиз к ней и отметила, что существует несколько методов переноса эскизного изображения на медную пластинку, но она делает это с помощью кальки.

По словам художницы, эти этапы являются самыми долгими и трудозатратными. Так, за год мастер может создать всего 2–3 больших картины, поэтому техника меццо-тинто является одной из самых кропотливых и трудоемких.

Далее Ольга показала, как на пластину наносится краска — обчыно используется французская. Её покрывают тонким слоем, излишки краски удаляются круговыми движениями с помощью газетной бумаги и, на последнем этапе, тыльной стороной ладони.

Затем пластина кладется под пресс, покрывается офортной бумагой и прокатывается. На бумаге остается отпечаток — это и есть результат долгих месяцев работы.

Конечно, получасовой мастер-класс не дает возможности до конца узнать все тонкости меццо-тинто, которые можно постигнуть, только сделав несколько работ самостоятельно, но дает понимание того, что даже небольшая работа требует нескольких недель вдохновения, усидчивости и упорного труда художника. Хотелось бы, чтобы именно это могли оценить в нашем обществе, где люди привыкли видеть вокруг яркие краски реклам и анимированные спецэффекты.

Ирина Шарова

Посмотреть все фотографии
10
Автор: Procop
Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 1616 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Музеи, Творчество, Тюмень

Другие новости рубрики:

 Комментарии  0