13.11.2010 / 11:12

Чеховская скрипка отзвучала на тюменской сцене

Умирать не страшно, страшно осознать перед финалом, что жизнь прожита не так. Эта простая истина может прозвучать как откровение и вновь потрясти, будто открытая заново, если будет произнесена, выражена, сыграна искренне и талантливо.

Именно так рассказали на открытии фестиваля «Золотая маска» в Тюмени известную по Чехову историю жизни гробовщика Якова актеры Московского ТЮЗа в спектакле «Скрипка Ротшильда» (режиссер Кама Гинкас, художник Сергей Бархин).

Существует определение, что ад — это место, где все уже поздно. Поздно любить, каяться, наслаждаться, менять свою жизнь. Именно в таком аду оказался главный герой спектакля — гробовщик Яков по прозвищу Бронза (народный артист России Валерий Баринов). Бронза прожил жизнь, подсчитывая убытки, и только после смерти жены ему открывается горькая истина: все могло быть иначе! Я нигде не был, а если был, то не обратил внимания — признается сам себе гробовщик.

Его жизнь в маленьком захолустном городке могла быть иной — ведь рядом течет река, на берегу которой растет ива, где они с женой когда-то пели песни и качали младенца. А на том берегу рос лес, летали стаи гусей… И полвека рядом с Яковом была его жена — тихая, работящая, заботливая. За всю жизнь я ни разу ее не приголубил, — сокрушается Яков, похоронив свою Марфу (заслуженная артистка России Арина Нестерова).

Зачем так много было в жизни злобы, ведь от нее главные убытки человеку? Только сейчас, между похоронами жены и собственной смертью, задается Бронза этим вопросом. И в качестве ответа… дарит свою любимую скрипку еврею Ротшильду (народный артист России Игорь Ясулович). Тому человеку, которого Яков давно ненавидел, обижал, гнал.

Скрипки на сцене нет — вместо нее весь спектакль актеры пользуются пилой-«ножовкой». Ведь для гробовщика скрипка — это инструмент для извлечения прибыли (за исполнение музыки на праздниках). Но именно пила-скрипка подчеркивает: и в жизни, где только подсчитывают убытки, все не так однозначно и безнадежно. Яков талантливо играл на скрипке. Особенно хорошо ему удавались народные песни. И в минуты, когда Бронзе было худо, — помогала скрипка, просто лежащая рядом.

Скрипка Якова, доставшаяся изгою Ротшильду — это свидетельство, что душа в человеке не умирает. Даже тогда, когда человек долго живет в ненависти и равнодушии. В любой миг человек может очнуться, как от небытия — и открыть другому человеку свою доброту. Именно поэтому «Скрипка Ротшильда» — спектакль, оставляющий надежду и свет. И еще, конечно, потому что создатели спектакля сохранили в нем чеховскую иронию.

Драматичную историю жизни Бронзы актеры не только играют, но и рассказывают — говорят то от имени своего героя, то о нем же — в третьем лице. Это не только бережное отношение к тексту классика, но часто — и комический прием.

Особый чеховский комизм — на грани горькой иронии и фарса — чувствуется весь спектакль. Он то усиливается — сцены с фельдшером (актер Алексей Дубровский), травля Ротшильда собаками — то ослабевает (монологи Якова). Но не дают истории уйти в трагизм, надрыв. И это тоже добавляет постановке света, доброты и надежды.

Фото с сайта moscowtyz.ru

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 861 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Спектакли, Тюмень, Фестиваль, Театр драмы

Другие новости рубрики:

 Комментарии  0