23.11.2010 / 13:13

Шаламов на тюменской сцене: рассказы о любви

«Колымские рассказы» Варлама Шаламова получили новую интерпретацию. В прочтении тюменского режиссера Натальи Шургановой истории о жизни репрессированных приобрели лирический оттенок.

Премьера спектакля состоялась 22 ноября во дворце искусств «Пионер», до этого «Эскизы» показали вне конкурсной программы конкурса «Тюменский звездопад». По словам режиссера, второй показ всегда хуже первого. Действительно, без технических накладок не обошлось, однако к работе актеров ни у хореографов, ни у зрителей претензий не было.

Спектакль оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, работа, как выразились студенты-зрители, очень стильная. Впрочем, этому уже не удивляются те, кто видел предыдущие хореографические постановки Шургановой. Каждая деталь, каждое движение здесь уместно и четко выверено. Выдержана и «тюремная» эстетика: сцена практически оголена, танцоры одеты в черное белье, перевязанное веревками и пальто простого покроя. А песни Елены Фроловой на стихи самого Шаламова, перемежающиеся произведениями Паганини, Бориса Гребенщикова, звуками автоматной очереди и мусульманской молитвы, сплетаются воедино и составляют единый музыкальный фон. С другой стороны, в некоторых сценах четкие, профессионально отточенные движения танцоров кажутся чересчур красивыми для такого материала.

Несмотря на то, что в интервью корреспонденту Nashgorod.ru Наталья Шурганова заявляла, что история на сцене будет унисекс, спектакль все же явно тяготеет к женскому началу. Трогательные, лиричные дуэты, неуловимые жесты, свойственные только женщинам — все это делает постановку неповторимой, отличной от исходного литературного материала. Режиссер и не отрицает того, что на сцене нет традиционных «Колымских рассказов»: «Мы не инсценировали Шаламова, мы работали по его мотивам». В то же время, напоминает она, если взять не рассказы, а лирику Шаламова, то будет понятно, почему спектакль пронизан любовными историями.

Коллеги упрекнули Шурганову в отсутствии жизнелюбия: весь спектакль проходит на одной, довольно мрачной ноте. Однако с этим можно не согласиться. Возможно, яркие детали из обычной жизни и сделали бы спектакль более зрелищным, но этим слишком часто балуют современную публику. Увидеть историю без прикрас и не пытаться сделать ее лицеприятнее, чтобы заинтересовать зрителя — это смелое и ответственное режиссерское решение.

Отметим, что это первая самостоятельная режиссерская работа Натальи Шургановой. До этого она выступала лишь в качестве хореографа-постановщика в Тюмени и других городах России. «С точки зрения театрально-танцевального искусства Тюмень — не совсем развитый город, надо формировать публику», — заявила режиссер. Будем считать, что начало положено.

Надежда Корнеева

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 978 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Хореография, Тюмень, Театр, Спектакли, Шурганова

Другие новости рубрики:

 Комментарии  0