25.11.2010 / 11:31

Номинант нобелевской премии представил свою книгу в ТюмГУ

Встреча с Еремеем Даниловичем Айпиным — литератором, номинантом нобелевской премии, председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера состоялась 22 ноября в ТюмГУ в рамках Тюменского книжного фестиваля.

Одна из задач фестиваля — говорить о книгах, ставших событием культурной жизни. Одним из последних таких событий стала выпущенная издательством «Амфора» в серии «Будущие нобелевские лауреаты» книга Еремея Айпина «Божья матерь в кровавых снегах». В основу романа положен исторический факт — Казымское восстание 1933–1934 года, бунт хантов и ненцев против политики советской власти. Трагическое событие, по поводу которого у историков не сложилось единого мнения.

«Сейчас здесь встретились два пространства севера: Северная столица (издательство „Амфора“) и север Тюменской области (в произведениях Еремея Даниловича). Север — это исторический феномен. И говорим мы об этом совершенно не случайно, потому что последнее время север осознаётся как шанс в историческом развитии человечества, которое во многом утратило свои перспективы», — заметила во вступительном слове заведующая кафедрой издательского дела, инициатор фестиваля Наталья Дворцова.

Это мнение подтвердил и сам Еремей Данилович, присутствовавший на презентации. «Больше 10 лет назад, в 1996 году, в штате Огайо выпустили мою книгу и пригласили на презентацию. Там один писатель сказал мне: „Мы завидуем вам, тем, кто живет в России: у нас, американцев, один бог — доллар, материальные ценности, и Россия — единственная часть планеты, где дух всегда был первичнее, главнее, чем материальные ценности“. Первый книжный фестиваль — это знак укрепления духовной жизни, потому что первая и главная задача писателя, художника в широком смысле слова, конечно же — укрепление духа в наше непростое время, когда очень большое количество людей стали поклоняться материальным ценностям».

Одним из специальных гостей презентации стал бывший начальник отделения ФСБ по ХМАО, полковник в отставке Александр Петрушин. Как выяснилось, он был «крестным отцом» романа: документальной основой произведения выступило реальное уголовное дело в восьми томах, которое до сих пор хранится в архивах регионального отделения ФСБ по Тюменской области. Зная Еремея Айпина как большого писателя, Александр Анатольевич познакомил его с этим делом.

Как рассказал Александр Анатольевич, казымские события начались в 1932 году и даже чуть раньше, когда на реке Казым, на традиционных путях каслания оленей, был построена культбаза. Культбаза была построена по экономическим причинам: события происходили в трагический для нашей страны период — период коллективизации и массовой ссылки людей на север. «Людей ограбили и согнали туда, а чем же им там заниматься, ведь тогда нефти не было, так что валютные поступления составляли пушнина и рыба. Народ был поставлен на грань физического вымирания, это отчаяние было, и коренные народы не могли понять — за что же их так». Коренные жители высказывали недовольство, и в 1932 году по настоянию руководителя культбазы Шершнева четырех наиболее активных местных жителей, как говорят чекистские документы, «оперативно изъяли». И расстреляли без суда и следствия, что было совершенно невозможно и непонятно для представителей северных народов: убийство людей для них было немыслимо. Дальнейшие события привели к ритуальному убийству хантами представителей прибывшей к ним советской делегации и жесткому подавлению зарождающегося восстания.

«В результате казымских событий была ликвидирована вся авторитетная часть народа, вся, около 150 шаманов были ликвидированы. Расстреляны без суда и следствия. Лишили народ самой толковой, самой, может быть, духовной части. И вот этот образ Божьей Матери построен на том, что ей надо сохранить народ. Вот в чем стон произведения Еремея Даниловича. Любым способом: путем соглашений, унижений — но сохранить» — подытожил Александр Петушин.

В заключение презентации о романе как художественном явлении высказалась Наталья Дворцова. Она отметила, что «„Божья матери в кровавых снегах“ — это классический роман-трагедия. Что, в принципе, редко бывает, особенно в наше постмодернистское время с его тотальной иронией, где трагедия, в сущности, невозможна. Роман Еремея Айпина — о том, как преодолевается историческая трагедия. И оказывается, что историческая трагедия тридцатых годов не преодолена ни хантами, ни русскими. Мы живем внутри этой трагедии, она живет в нас, потому в романе идет речь о кризисе идентичности как хантыйского, так и русского народа».

Фото с сайта mk.ru

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 1299 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Книга года, Тюмень, Литература, История, Книги

Другие новости рубрики:

 Комментарии  0