09.11.2011 / 12:47

Дом, который должен быть разрушен

Фильм «Дом» — наше жесткое кино. Но не только потому, что в финале дом семьи Шамановых будет изрешечен пулями и взорван, а большая часть взрослых членов рода погибнет. Фильм жесткий еще и потому что показывает семью, живущую по жестоким, волчьим законам.

Причем, семья эта, казалось бы, патриархальная — посреди степи сегодня живут несколько поколений Шамановых. Один из четырех братьев работает на земле, растит хлеб. Да и другие мужчины и женщины трудолюбивы: все постоянно заняты, потому и стол ломится, и припасов — не счесть. Из поколения в поколение здесь наживают, копят добро. Но не доброту.

Первые кадры фильма «Дом» — как эпиграф. Заскорузлый, с полоской бинта палец лежит на спусковом крючке, в оптическом прицеле — степь. Это двое братьев Шамановых вышли ночью, чтобы защитить дом от серых хищников. Идет охота на волков.

Однако братья — не вместе. Если брат постарше, Сергей, очень доволен, что волка удалось подстрелить, и наутро, воодушевленный, начинает сдирать с него шкуру, то Шаманова-младшего буквально воротит от радости Сергея. И разговор после охоты в степи, на сеновале, добавляет контраста в образы братьев. Сергей страстно мечтает о том, чтобы вырваться отсюда, уехать в Москву к старшему брату… «Ага, был один брат бандит, а теперь будет два», — язвительно отвечает ему младший. Он, конечно, тоже хотел бы покинуть отчий дом, но — не в бандиты идти.

В несколько утренних сцен укладывается почти полный рассказ о том, как построены отношения в семье Шамановых — как и что заведено здесь, что такое хорошо — что такое плохо. Первый удар по зубам от отца, Григория Шаманова (его играет Богдан Ступка), получает Сергей — за то, что грубо и грязно ругает младшего. Следом такой же удар — Дмитрию: при тебе брат брата матом кроет, а ты молчишь?! Чуть позже отец еще объясняет сыну: я становлюсь старым, скоро тебе домом править; я всю жизнь стремился держать всех в кулаке, и если что не так — сразу в морду. А ты — сможешь? Дмитрий ничего не отвечает на этот вопрос. Нет, он вроде не такой как отец, но… Узнав, что жена Валентина критиковала его в присутствии детей, Дмитрий тут вкатывает ей пощечину, потом другую… Отцовская школа, Шамановская.

Тема охоты вновь начинает звучать, когда в кадре появляется старший сын Шамановых — Виктор. Герой Сергея Гармаша совсем не сентиментален, но глядя на степь из вагонного окна, он едва сдерживает слезы. Это — его родина, его детство и молодость, здесь его дом, в котором Виктор не был четверть века. И едет он сюда — прощаться. Потому что как ни таится, как ни шифруется — понимает, что погоня его все равно настигнет. Ведь очень могущественный человек, который «поднялся на самый верх», не хочет, чтобы Виктор оставался в живых — слишком много дурного знает о нем Шаманов. И когда сестра Тамара спросит Виктора о преследователях: это — бандиты? Тот ответит: нет, эти люди гораздо серьезней.

От таких, которые гораздо серьезней, чем бандиты — разве убежишь, скроешься? У Виктора нет, возможно, и надежды на это, хотя попытки он предпринимает. И при этом держится достаточно спокойно, понимая: это расплата. Когда-то он был волком (младший брат спрашивает за столом: а правда, что ты на зоне человека загрыз?), а теперь объявлена охота на него, Виктора Шаманова.

То, что роли просто переменились с точностью до наоборот, сценарист и режиссер Олег Погодин подчеркивает сценами в степи. До нелепости чужими в степном раздолье под палящим солнцем выглядят идущие от поезда к дому — Виктор и трое его приближенных в черных костюмах с чемоданами-кейсами полными оружия. Почти также выглядят их преследователи: в таких же костюмах, на черных машинах.

Но расплата, которая настигает Виктора, настигает и почти всю семью Шамановых. Почему?

Виктор не просто старший сын в семье, он — буквально старший, главный. Он и ведет себя как глава: вступается за сестру Наталью, поручает «вывести» на телевидение 12-летнюю племянницу, жестоко избивает Сергея, чтобы пресечь его стремление в бандиты. Дом на Викторе держится — отец напоминает об этом всем домочадцам: на деньги Виктора учились в вузах обе сестры; лечили его, Григория, инфаркт и перестроен дом тоже на деньги Виктора.

Хотя и не был Виктор дома 25 лет, но он — часть его, им не разделиться никак. Вот потому такой решительный и трезво оценивающий обстановку бандит-бизнесмен не может уйти во время (отвести от дома беду-погоню!) Он все тянет, все находит для себя поводы задержаться еще чуть-чуть, еще…

В сцене жестокой драки двух братьев ночью в степи вновь появляется волк. Он хватает куски приманки-мяса, которые братья только что разбросали. Этот эпизод как бы предваряет расстрел дома и семьи Шамановых: там, в финале, будет также беспощадно драться со своим братом отец, Григорий Шаманов. А в это время погоня, идущая за Виктором, будет окружать дом, стрелять в Сергея.

Во дворе дома вцепятся в дерущихся (вроде бы — разнимать) почти все взрослые рода Шамановых. И только когда очереди начнут косить всех, муж и жена, отец и мать протянут руки друг к другу, чтобы соединиться… Но — поздно, не дотянутся.

Что терять Виктору после того, как полегла во дворе его семья? Он идет в степь и понимая, что расплата оказалась даже более страшной, чем он предполагал, в отчаянии палит в степь, в землю… В ту степь, на которую день назад он смотрел из окна вагон со слезами: родина…

Ему остается принять последнюю чашу жестокости: в него выстрелит Светлана, женщина, из-за которой он получил свой первый тюремный срок. Она за столько лет не простила, не смягчилась, она готова мстить ему и за потерянного в молодости ребенка и за свою жизнь, которая явно не сложилась. Женщина не знает, что Виктор отсидел первый срок не за себя, что виноватым тогда был брат Дмитрий. Светлана ничего не знает об этом, но месть ее теряет в этом случае всякий смысл.

За свой дом и семью все Шамановы — от неумного, но азартного Сергея до парализованного деда — готовы жизнь отдать. Но это не спасает дом и всех в нем собравшихся. Однако остаются в живых дети, которые уехали купаться на реку; самый младший из сыновей, сбежавший в училище на рассвете; дочь Наталья — она в это время вызволяла из петли своего мужа. Им жить дальше, и может быть — строить жизнь по иным законам, не по волчьим.

…Сегодня в отечественном прокате не так много фильмов, посмотрев которые можно искать взаимосвязи и причины событий, раздумывать над образами и символикой… «Дом» Олега Погодина — именно такой.

Фото с сайта kinru.ru

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 863 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Кино, Олег Погодин, Семья, Сергей Гармаш, фильм

Другие новости рубрики:

 Комментарии  0