20.03.2012 / 14:10

«Над кукушкиным гнездом» по-тюменски

В эти выходные Тюменский драматический театр представил новую постановку по нашумевшему произведению Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом», которое с легкостью перебралось из XX века в XXI, не перестав быть актуальным. Новый спектакль нашего театра носит название «А этот выпал из гнезда»

В 1962 году американский писатель Кен Кизи написал роман, который стал культовым для поколения хиппи и битников — «Над кукушкиным гнездом». Самая известная его экранизация — фильм Милоша Формана, который был выпущен в 1975 году. Роман неоднократно добирался до театральных подмостков, в том числе и в нашем городе.

Новый спектакль нашего театра носит название «А этот выпал из гнезда» и отсылает нас к считалке, которая неоднократно звучит во время представления «В целой стае три гуся…/ Летят в разные края,/ Кто из дому, кто в дом,/ Кто над кукушкиным гнездом…». «Над кукушкиным гнездом» — это и языковая игра. В английском языке слово «cuckoo» обозначает не только «кукушка», но и «сумасшедший». А спектакль о том, кто сумеет стать «больше», выше «кукушкиного гнезда» — системы, построенной в психбольнице, которую держит под контролем старшая сестра — мисс Рэтчед.

Начинается представление с внутреннего монолога от лица одного из самых колоритных обитателей больницы — глухонемого индейца Бромдена (играет Александр Тихонов). Он вспоминает землю, которая принадлежала его племени по праву; природу, которая его окружала; рассуждает о злых людях, которые имеют над ним власть в больнице. Идет обычная жизнь, пациенты играют в карты, и тут появляется новенький — Макмерфи. По замыслу автора ему около 35 лет, в тюменском варианте Мак выглядит моложе — его играет Николай Аузин. Он исполняет роль великолепно, но в интерпретации нашего актера больше проявляется юношеский максимализм, нежелание играть по общепринятым правилам, а не внутреннее бунтарство. Но это лучший кандидат на роль Макмерфи из труппы Тюменского драмтеатра и, пожалуй, один из самых брутальных актеров. Николаю хорошо удаются эдакие мужланы, как маркиз Д’Орсиньи в «Мольере». И Макмерфи отлично вписывается в этот ряд.

Еще одна значимая фигура в этом произведении — старшая сестра мисс Рэтчед, которую в спектакле играет Марина Слепнева. На мой взгляд, ей не хватило жесткости, стервозности, силы. Мне не удалось заставить себя поверить, что эта милая молодая женщина тиранит всю психиатрическую больницу. Может быть, роль здесь сыграло сравнение с киноверсией романа Милоша Формана, где старшая медсестра выглядит взрослее и действительно вызывает отторжение своим бездушием.

Отдельного внимания заслуживает сценография спектакля. Авансцена — это прямоугольный мини-бассейн, воду в котором я вначале приняла за пластик. Сюда плюхается Макмерфи во время групповой терапии и несколько десятков минут ходит в мокрых брюках. Это подчеркивает его внутреннюю свободу, живость, в отличие от главной медсестры, словно закованной в строгие, графичные наряды с высокими шляпами и перчатками. Ей противопоставлены и другие герои спектакля, пациенты больницы: на них надеты светлые хлопковые костюмы, они разгуливают по сцене босиком — и этим очень похожи на хиппи.

Над сценой возвышается стеклянный экран, на котором время от времени появляется черно-белое видеоизображение старшей сестры с непроницаемым лицом — интерпретация «Большого Брата», наблюдающего за пациентами.

Еще одна значимая часть сценографии, символическое «ружье», которое должно выстрелить — это внушительных размеров металлический куб, электрощит всей больницы. Поднять его — вот безрассудный поступок, который попытался совершить Макмерфи, и не смог. «Никто бы не смог», — успокоил его один из пациентов. «Но я хотя бы попытался», — ответил ему Мак. Эта фраза — одна из главных в спектакле, посыл о том, что никогда нельзя сдаваться, позволять давить на себя — нужно бороться.

И, действительно, Макмерфи удается осуществить невозможное, то, что не смогло сделать лечение, которое длилось годами — поселить в пациентах веру в себя, свои силы, в то, что они могут противостоять окружающему миру. Мисс Рэтчед же тонкими манипуляциями, выбирая слабые места пациентов, воздействует на них, заставляет чувствовать себя ущербными, виноватыми.

Нельзя не уделить внимания индейцу Бромдену — это своеобразное alter ego главного героя. Он, как и Макмерфи, борется с системой, только протестует внутренне, притворяясь глухим и немым — дистанцируется от происходящего в больнице. Он говорит Макмерфи: «Ты большой, а я маленький. Раньше я был большим, а теперь нет», но главный герой помогает ему вернуть веру в свою силу, решимость совершать поступки. «Надо смеяться, особенно, когда тебе совсем не смешно», — поучает индейца Макмерфи, когда их отправляют на электрошоковую терапию.

И решимость, вера в себя нового пациента все-таки помогает прорвать оковы больничных правил и устоявшегося порядка. Поняв, что внутреннюю борьбу, она проиграла, старшая сестра обращается к физической расправе — лоботомии. Но ее победа в физическом плане — это капитуляция духовная. Макмерфи сумел нарушить равновесие, передать другим пациентам дух свободы, решимость, что их поступки могут изменить действительность.

Этот роман был актуален в 60-е годы, когда он был создан, но темы, которые он поднимает, понятны нам и сегодня. Психиатрическая больница с тотальным контролем старшей медсестры — это государство в миниатюре, где есть управляющая верхушка, и есть «кролики» — так Макмерфи называет пациентов. Каждый сам выбирает — быть робким, бессловесным созданием, но благодаря этому выжить, или быть хищником, бороться за свободу, и в итоге погибнуть. И что правильнее — не очевидно, не зря ведь зрители обменивались мнениями: «Спектакль вроде хороший, актеры играют просто отлично, на высшем уровне, но что хотели сказать — непонятно. Обычно ведь в представлениях есть мораль». Мораль, конечно, есть, но она лежит не на поверхности, а глубже. Копнете?

Ирина Шарова

Посмотреть все фотографии
37
Автор: Procop
Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 2632 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Спектакли, премьера, Тюмень, Театр

Другие новости рубрики:

 Комментарии  0