22.03.2012 / 12:41

Императрицы, светские львицы, провинциальные дворянки и крестьянки

Выставка «Милый образ твой» открылась накануне в Тюмени в музее изобразительных искусств. Посетителям предложили познакомиться с живописными полотнами выдающихся художников XVIII–XIX веков из фондов музея.

Экспозиция начинается с портретов императриц и светских львиц, затем мы можем увидеть полотна, на которых изображены провинциальные дворянки и крестьянки. Эти образы сочетают в себе привлекательную внешность и богатое внутреннее содержание. Женщина всегда служила вдохновением для художников. Трудно назвать автора, у которого бы не было хоть одной картины с женским образом.

В петровское время свое развитие получает портрет. Женщина покинула терем, танцует европейские танцы, примеряет роскошные наряды. «Владимир Боровиковский — первый русский художник, чьи работы стали известны в Европе. Его называли женским художником, хотя у него было много мужских портретов. Но именно он в полной мере раскрыл особенность женской натры», — говорит искусствовед Наталья Паромова. Портретист уходит от парадности и официальности, ему важно передать нежность и непосредственность. Рассказывая о портрете дочери кронштадского матроса Скобеева, Паромова обращает внимание на то, как автор пишет лик девушки, он как будто легок и воздушен, далее, ниже лица, живопись становится более плотной. «Боровиковский был родоначальником сентиментализма в российской живописи. Сентиментальность не к лицу мужчине, в женских портретах она вполне уместна», — добавляет научная сотрудница музея. Этот портретист стремится передать чувства и переживания изображаемых.

Следующий портрет Боровиковского — жена министра финансов Федора Голубцова Милания. Картина написана, когда ее муж получил свою должность. Это иная работа, здесь нет мечтательности, легкости. Перед нами зрелая суховатая дама с сомкнутыми губами, строгим взглядом. Художник мастерски пишет все детали ее костюма, глубокая передача цвета. Второй зал представляет портреты салонные. Обычно дам изображали на фоне эффектных колон, декораций. Такие картины украшали гостиные, дамские будуары. Многие работы вызывают литературные ассоциации.

В центре зала — «Портрет крестьянки в русском костюме». Имя художника неизвестно. Портрет отсылает к эстетике Алексея Венецианова, который первым показал жизнь в деревне не с точки зрения социальных аспектов, как это делают передвижники, а как поэзию быта. Образы крестьянок сентиментальны, поэтичны. В дополнение к картине предложена коллекция костюмов: нарядный сарафан с золотым и жемчужным шитьем, татарские и чувашские сарафаны.

Далее расположены работы передвижников. Характерны работы Григория Мясоедова. Именно ему в свое время пришла идея организации Товарищества передвижников, он стал автором первого устава. Первоначально картина называлась «Бабушка и внучка» (утвердившееся название «Урок пряжи»). Бабушка — образ мудрости, тишины, ласки, а девочке, имеющей скучающий вид, не хочется прясть.

Выставка продлится до середины мая. В ее рамках пройдут встречи с известными женщинами Тюмени: бизнес-леди, поэтессами, художницами и даже матерью-героиней. Кроме того, специалисты музея приготовили тематическую экскурсию для школьников 1–4 классов «Императрицы, графини и не только», а для старшеклассников экскурсию «Царицы муз» с чтением стихов поэтов Серебряного века. Следите за новостями.

Инна Пахомова

Посмотреть все фотографии
13
Автор: BERSERKer
Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 2300 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Тюмень, Выставки, Музеи, Живопись

Другие новости рубрики:

 Комментарии  0