10.11.2012 / 15:05

«Три товарища»: банально о вечном

Творческая команда Александра Баргмана и Тюменского драматического театра представила новый спектакль «Три товарища» по одноименному роману Ремарка.

Режиссер не побоялся мелодраматичности, для него было важно рассказать о чувствах людей, оказавшихся лишними в переломную эпоху. Создатели спектакля также видят в этой эпохе связь с современным временем, когда личностное начало подавляется всевозможными тенденциями, глобальными переменами и процессами.

Казалось бы, это интересная идея, исследовать проблемы потерянного поколения в конкретной исторической эпохе. Человек оказывается оторванным от реальности, от общества, впадает в отчаяние и вступает в «клуб неудачников», так окрестил трех товарищей Гаузер (Валентин Ващенко). Действительно, было бы интересно узнать, как люди XX века справлялись с такими внутренними проблемами, которые мы переживаем вплоть до сегодняшнего дня.

На мой взгляд, поставленная творческой группой задача, не была решена. Вместо индивидуального подхода к такому непростому материалу (инсценировать пришлось целый роман), просматривается набор банальных сценических приемов, которые тиражируются в театре напропалую: белая комната для влюбленных Роберта (Николай Аузин) и Патриции (Евгения Какзакова) и их друзья во фраках Готфрид (Сергей Осинцев) и Отто (Александр Тихонов).

Сценография (Анвар Гумаров), где преобладали капоты машин, металлические бочки и костюмы героев, для которых был привлечен консультант по стилю (Сергей Данишевский), должна была стать частью приема контраста в спектакле. Но ход оказался несостоятельным, на мой взгляд, потому что не вывел на осмысление состояния, в котором оказались главные герои. Для зрителей, с которыми я пообщалась, все двигалось в ином мыслительном ключе: одни — признали правдивой любовь между Робертом и Патрицией, другие — подумали, что жизни героев вообще оказались бессмысленными.

На самом деле все просто: люди страдают от того, что их судьбы сломаны насилием, болезнями, деньгами, соблазнами. Жизнь полна отчаяния, тогда-то вопрос о вечных духовных ценностях как никогда актуален. Три товарища Отто, Готфрид и Роберт живут по другим законам, они ценят любовь, радуются жизни. Неумолимое время бессильно перед их рьяным задором и веселым нравом.

Весь спектакль можно назвать воспоминанием: перед нами пожилой господин Роберт Локамп (Геннадий Баширов), который начинает вспоминать свой тридцатый день рождения, и вот на сцене уже молодой Роберт. Мне понравилось, как исполнил эту роль Николай Аузин, в одном его герое неустанно жило стремление обрести в жизни свой смысл, он искренне разочаровывался, недоумевал, сомневался. Остается только порадоваться, что он нашел свой смысл, полюбил Патрицию и осознал ценность настоящей дружбы.

Варвара Сополева
Фото: vk.com/tyumen_teatr

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 3356 | верcия для печати
Читайте новости по темам: премьера, Театр драмы, Тюмень, Спектакли, Рецензия

Другие новости рубрики:

 Комментарии  17  Читать на форуме  
Вова Антишутер
3
Вова Антишутер   10.11.2012 / 15:30   #    Ответить   
Не пойду смотреть этот спектакль, пока не прочитаю рецензию Холтоффа о нём.
dde
2
dde   10.11.2012 / 16:13   #    Ответить   
иногда достаточно прочитать книгу.
Котей
6
Котей   10.11.2012 / 16:21   #    Ответить   
Из всего Э.М. Ремарка именно "Три товарища" стали первой прочитанной его книгой ещё в юности. Впечатлило так, что потом прочёл практически все его романы. В театр, пожалуй, не пойду. Не люблю книжное восприятие взбалтывать "визуальным излишествами". У меня - свой Ремарк. У режиссёров - свой. Мне мой дороже... Вот как-то так.
Holtoff
3
Holtoff   10.11.2012 / 16:32   #    Ответить   
Я не уверен, что Роберт дожил бы до старости, чтобы рассказывать о своем 30 дне рождения. Скорее всего, замерз бы где-нибудь под Сталинградом.
К.Лара
2
К.Лара   11.11.2012 / 01:56   #    Ответить   
Ни разу в театре не была Была конечно, но на спектакли никто меня не водил(((
бандерснатч
5
бандерснатч   11.11.2012 / 02:49   #    Ответить   
Ремарк, как всегда - крут. Я на спектакле даже проплакался. Но над текстом, как это с Ремарком было у меня уже не раз, а не над постановкой и игрой актеров. Просто сам роман убийственно хорош. Игра мне понравилась у одного актера - того, чей персонаж вешается во втором отделении. Великолепно играет. Остальным не верю, громкость крика не равна тяжести переживаний.
Holtoff
1
Holtoff   11.11.2012 / 08:11   #    Ответить   
Вова Антишутер, вот Бандеру можешь верить.
Поручик
4
Поручик   11.11.2012 / 10:33   #    Ответить   
бандерснатч пишет:Сообщение громкость крика не равна тяжести переживаний.


Соревнование в базарном оре и подмена кривляниями эмоций вот что всегда отвращало меня от посещений театров.Жена вытаскивала на две постановки в Тюменском Драматическом - гори они огнём :sad: .
добро
0
добро   11.11.2012 / 11:18   #    Ответить   
Читал я Ремарка: время жить и время умирать, эдакая книженция о том как плохо было фашистским зольдатенам на восточном фронте, и о томи как нехорошие советские самолеты бомбили мирных и несчастных фройлян в германии, и о том как плохие неблагодарные подлые русские партизаны убили хорошего фашиста. Очень красочно описаны гниющие трупы и прочие ужасы войны. Не то что бы мне Ремарк не понравился... просто он жестокий и злой.
Котей
5
Котей   11.11.2012 / 12:46   #    Ответить   
добро пишет:... Не то что бы мне Ремарк не понравился... просто он жестокий и злой.


Впервые сталкиваюсь с подобным мнением о Ремарке. Прочтите "Возлюби ближнего своего" или "Ночь в Лиссабоне". Уверен, ваше мнение изменится. Вообще-то, Ремарк - гуманист, каких поискать ещё...
бандерснатч
2
бандерснатч   11.11.2012 / 13:45   #    Ответить   
Котей пишет:Сообщение 
добро пишет:... Не то что бы мне Ремарк не понравился... просто он жестокий и злой.


Впервые сталкиваюсь с подобным мнением о Ремарке. Прочтите "Возлюби ближнего своего" или "Ночь в Лиссабоне". Уверен, ваше мнение изменится. Вообще-то, Ремарк - гуманист, каких поискать ещё...

Именно так. Это как с "Герникой" Пикассо, который ответил фашистам на вопрос про картину: "Вы это сделали?" - "Нет. Это сделали ВЫ". Зеркало не виновато, что в него смотрятся злодеи.
Holtoff
0
Holtoff   11.11.2012 / 16:28   #    Ответить   
добро пишет:Сообщение Читал я Ремарка: время жить и время умирать, эдакая книженция о том как плохо было фашистским зольдатенам на восточном фронте, и о томи как нехорошие советские самолеты бомбили мирных и несчастных фройлян в германии, и о том как плохие неблагодарные подлые русские партизаны убили хорошего фашиста. Очень красочно описаны гниющие трупы и прочие ужасы войны. Не то что бы мне Ремарк не понравился... просто он жестокий и злой.

Ну так то книга совсем не про это...
Читал Ремарка с детства (он был любимым писателем отца). Три товарища прочитал лет в 13. Потом - все другие романы.
По настоящему понял, о чем он вообще писал, только после того, как побывал на войне. И то не с первого месяца.
И все же любимым до сих пор остается "Черный обелиск". В своей голове (ВСГ) считаю его вершиной творчества Эриха Марии.
будь_готов
0
будь_готов   11.11.2012 / 16:50   #    Ответить   
Вова Антишутер пишет:Сообщение Не пойду смотреть этот спектакль, пока не прочитаю рецензию Холтоффа о нём.

Только сейчас дошло, почему надо ждать рецензию Холтоффа. ;)
Holtoff
0
Holtoff   11.11.2012 / 17:33   #    Ответить   
будь_готов пишет:Сообщение 
Вова Антишутер пишет:Сообщение Не пойду смотреть этот спектакль, пока не прочитаю рецензию Холтоффа о нём.

Только сейчас дошло, почему надо ждать рецензию Холтоффа. ;)


Я думаю, что он это написал только потому, что знает, что по первому верхнему образованию я филолог, стало быть, могу анализировать литературные произведения :-[ :facepalm:
будь_готов
0
будь_готов   11.11.2012 / 17:37   #    Ответить   
знают двое - знает свинья.
Я никому не расскажу.
Holtoff
0
Holtoff   11.11.2012 / 18:06   #    Ответить   
будь_готов пишет:Сообщение знают двое - знает свинья.

Партайгеноссе Мюллер? Была у него такая поговорка.
добро
0
добро   11.11.2012 / 21:49   #    Ответить   
Holtoff пишет:Сообщение Ну так то книга совсем не про это...

Знаю что не про это, мне нравственно трудно читать такие книги, видимо великий гуманизм рождается на крови.