15.11.2012 / 13:45

Чем абстрактное искусство отличается от «каляк-маляк»

«Чувствуется сильная энергетика», «Эта картина держит, не отпускает» — примерно такими мыслями делились посетители выставки «Российская абстракция: лирика и геометрия», которая открылась в музее изобразительных искусств накануне. Впервые в тюменском музее демонстрируют полотно Казимира Малевича.

Почему стоит прийти на эту выставку, рассказала ее куратор, искусствовед Татьяна Сергейчук. Здесь можно найти картины художников из Новосибирска, Липецка, Омска, Санкт-Петербурга, Москвы и, конечно же, Тюмени.

Выставку можно условно разделить на три блока: основатели абстракции (Василий Кандинский, Казимир Малевич и его ученики), отечественные художники (работы из фондов музеев — в основном, 70-90-е гг), тюменские художники (Борис Паромов, Алексей Чугунов, Юрий Юдин, Александр Новик и другие). Работы художников можно отнести к лирической либо геометрической абстракции.

Тюменскому музею принадлежит одна из работ Василия Кандинского, но на этой выставке ее нет — она «уехала» в Италию. Зато на выставку по одной картине Малевича и Кандинского предоставил Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Также в экспозицию вошли живописные работы Родченко, Розанова, Поповой из Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

«Василий Кандинский — художник, который открыл миру абстракцию, — комментирует куратор выставки Татьяна Сергейчук. — В работе «Серый овал» (1910) мы видим плоскость, которая дает понять, что мы смотрим издалека, возможно, из Космоса, на планету, где происходят бурные события. Здесь есть корабли, элементы ландшафтов, можно угадать описания городов — это, так назваемый, лирический пейзаж. Абстракция Кандинского строилась на линии, точке, цветовом соотношении, большую роль играет пятно. Основой его композиции стал цвет, не случайно в это же время возникло понятие «цветомузыка».



То здесь, то там на открытии искусствоведы делились со страждущими, как стоит воспринимать абстракцию, рассказывали, чем абстрактные картины художников отличаются от детских «каляк-маляк». «В Тюмени зрители очень сложно воспринимают абстрактное искусство, поэтому мы хотели создать проект, на примере которого можно было бы объяснить, что фраза „И я так могу“ — все-таки некорректная. Хотелось бы развенчать и мысль „А не ребенок ли это делал“. Это выставка проводится не только для того, чтобы показать лучшие работы, но и объяснить широкому кругу зрителей, что собой представляет абстракция, сделать ее ближе к зрителям», — объяснила Татьяна Сергейчук.

«Что вы видите на этой картине, какие чувства она у вас вызывает?» — вопрошала группу девушек, по-видимому, студенток, их преподавательница. «Сложно вербализовать ощущения, выразить одно искусство другим видом искусства», — отвечали девушки. Тогда свои картины охарактеризовал сам художник Александр Новик: «Вот здесь напряжение, тревога; а здесь — спокойствие, гармония. Вы согласны?». Студентки кивали. Своим восприятием работ Новика поделилась одна из дам: через некоторое время просмотра картина распадается на несколько плоскостей, планов, становится объемной. Что интересно, по ее мнению, абстракция Александра Сергеевича более объемна, чем некоторые реалистические картины других художников.

Не забыли организаторы выставки про тех, кому может быть скучно просто смотреть на картины. Прогуливаясь по залам, мы видим несколько интерактивных зон: это и информационные киоски, где мы больше узнаем о художниках; экран, на котором транслируется фильм; свето-музыкальная инстралляция под «Поэму огня» Скрябина; кабинки, где нам демонстрируют оптические иллюзии под музыку-шум. Кроме того, есть целый зал, где на стены проецируются абстрактные ролики под музыку северных народов.

Выставка «Российская абстракция: лирика и геометрия» будет работать в музее ИЗО (Орджоникидзе, 47) до конца января. Фотосъемка на выставке запрещена. Время работы — с 10:00 до 18:00. Понедельник — выходной день. Дополнительная информация — по телефону: 46-17-66, 46-45-62.

Посмотреть все фотографии
20
Автор: Procop
Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 3768 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Искусство, Выставки, Музеи, Живопись, Тюмень

Другие новости рубрики:

 Комментарии  17  Читать на форуме  
murena
0
murena   15.11.2012 / 14:53   #    Ответить   
некоторые картины очень красивые (Кандинский) но вот красные палочки с квадратиками шляпа та ещё конечно..) 
тест на понимание искусства  http://reverent.org/ru/bremenskie_hudozhniki.html
мне вот под номером 11 понравилась картина - ответил что художник нарисовал , оказалась нет - БОРОВ!
так получилось что картины животных мне больше нравятся картин людей :D

и вот ещё замечательный тест http://reverent.org/ru/pollock_or_birds.html
http://reverent.org/ru/an_artist_or_an_ape.html - у кого будет 100% результат?
-*T*-
3
-*T*-   15.11.2012 / 15:01   #    Ответить   
Отличается богатым воображением смотрящего.
Томми
0
Томми   15.11.2012 / 15:03   #    Ответить   
67 процентов )
Vest
2
Vest   15.11.2012 / 15:36   #    Ответить   
Аверченко А.Т. / Крыса на подносе
(многа букафф)

Скрытый текст:
- Хотите пойти на выставку нового искусства? - сказали мне.
- Хочу, - сказал я. Пошли.
I
- Это вот и есть выставка нового искусства? - спросил я.
- Эта самая.
- Хорошая.
Услышав это слово, два молодых человека, долговязых, с прекрасной розовой сыпью на лице и изящными деревянными ложками в петлицах, подошли ко мне и жадно спросили:
- Серьезно, вам наша выставка нравится?
- Сказать вам откровенно?
- Да!
- Я в восторге.
Тут же я испытал невыразимо приятное ощущение прикосновения двух потных рук к моей руке и глубоко волнующее чувство от созерцания небольшого куска рогожи, на котором была нарисована пятиногая голубая свинья.
- Ваша свинья? - осведомился я.
- Моего товарища. Нравится?
- Чрезвычайно. В особенности эта пятая нога. Она придает животному такой мужественный вид. А где глаз?
- Глаза нет.
- И верно. На кой черт действительно свинье глаз? Пятая нога есть
- и довольно. Не правда ли?
Молодые люди, с чудесного тона розовой сыпью на лбу и щеках, недоверчиво поглядели на мое простодушное лицо, сразу же успокоились, и один из них спросил:
- Может, купите?
- Свинью? С удовольствием. Сколько стоит?
- Пятьдесят...
Было видно, что дальнейшее слово поставило левого молодого человека в затруднение, ибо он сам не знал, чего пятьдесят: рублей или копеек? Однако, заглянув еще раз в мое благожелательное лицо, улыбнулся и смело сказал:
- Пятьдесят ко... рублей. Даже, вернее, шестьдесят рублей.
- Недорого. Я думаю, если повесить в гостиной, в простенке, будет очень недурно.
- Серьезно, хотите повесить в гостиной? - удивился правый молодой человек.
- Да ведь картина же. Как же ее не повесить!
- Положим, верно. Действительно картина. А хотите видеть мою картину "Сумерки насущного"?
- Хочу.
- Пожалуйте. Она вот здесь висит. Видите ли, картина моего товарища "Свинья как таковая" написана в старой манере, красками; а я, видите ли, красок не признаю; краски связывают.
- Еще как, - подхватил я. - Ничто так не связывает человека, как краски. Никакого от них толку, а связывают. Я знал одного человека, которого краски так связали, что он должен был в другой город переехать...
- То есть как?
- Да очень просто. Мильдяевым его звали. Где же ваша картина?
- А вот висит. Оригинально, не правда ли?
II
Нужно отдать справедливость юному маэстро с розовой сыпью - красок он избегнул самым положительным образом: на стене висел металлический черный поднос, посредине которого была прикреплена каким-то клейким веществом небольшая дохлая крыса. По бокам ее меланхолически красовались две конфетные бумажки и четыре обгорелые спички, расположенные очень приятного вида зигзагом.
- Чудесное произведение, - похвалил я, полюбовавшись в кулак. - Сколько в этом настроения!.. "Сумерки насущного"... Да-а... Не скажи вы мне, как называется ваша картина, я бы сам догадался: э, мол, знаю! Это не что иное, как "Сумерки насущного"! Крысу сами поймали?
- Сам.
- Чудесное животное. Жаль, что дохлое. Можно погладить?
- Пожалуйста.
Я со вздохом погладил мертвое животное и заметил:
- А как жаль, что подобное произведение непрочно... Какой-нибудь там Веласкес или Рембрандт живет сотни лет, а этот шедевр в два-три дня, гляди, и испортится.
- Да, - согласился художник, заботливо поглядывая на крысу. - Она уже, кажется, разлагается. А всего только два дня и провисела. Не купите ли?
- Да уж и не знаю, - нерешительно взглянул я на левого. - Куда бы ее повесить? В столовую, что ли?
- Вешайте в столовую, - согласился художник. - Вроде этакого натюрморта.
- А что, если крысу освежать каждые два-три дня? Эту выбрасывать, а новую ловить и вешать на поднос?
- Не хотелось бы, - поморщился художник. - Это нарушает самоопределение артиста. Ну, да что с вами делать! Значит, покупаете?
- Куплю. Сколько хотите?
- Да что же с вас взять? Четыреста... - Он вздрогнул, опасливо поглядел на меня и со вздохом докончил: - Четыреста... копеек.
- Возьму. А теперь мне хотелось бы приобрести что-нибудь попрочнее. Что-нибудь этакое... неорганическое.
- "Американец в Москве" - не возьмете ли? Моя работа.
Он потащил меня к какой-то доске, на которой были набиты три жестяные трубки, коробка от консервов, ножницы и осколок зеркала.
- Вот скульптурная группа: "Американец в Москве". По-моему, эта вещица мне удалась.
- А еще бы! Вещь, около которой можно за-ржать от восторга. Действительно, эти приезжающие в Москву американцы, они тово... Однако вы не без темперамента... Изобразить американца вроде трех трубочек...
- Нет, трубочки - это Москва! Американца, собственно, нет; но есть, так сказать, следы его пребывания...
- Ах, вот что. Тонкая вещь. Масса воздуха. Колоритная штукенция. Почем?
- Семьсот. Это вам для кабинета подойдет.
- Семьсот... Чего?
- Ну, этих самых, не важно. Лишь бы наличными.
III
Я так был тронут участием и доброжелательным ко мне отношением двух экспансивных, экзальтированных молодых людей, что мне захотелось хоть чем-нибудь отблагодарить их.
- Господа! Мне бы хотелось принять вас у себя и почествовать как представителей нового чудесного искусства, открывающего нам, опустившимся, обрюзгшим, необозримые светлые дали, которые...
- Пойдемте, - согласились оба молодых человека с ложками в петлицах и миловидной розовой сыпью на лицах. - Мы с удовольствием. Нас уже давно не чествовали.
- Что вы говорите! Ну и народ пошел. Нет, я не такой. Я обнажаю перед вами свою бедную мыслями голову, склоняю ее перед вами и звонко, прямо, открыто говорю: "Добро пожаловать!"
- Я с вами на извозчике поеду, - попросился левый. - А то, знаете, мелких что-то нет.
- Пожалуйста! Так, с ложечкой в петлице и поедете?
- Конечно. Пусть ожиревшие филистеры и гнилые ипохондрики смеются
- мы выявляем себя, как находим нужным.
- Очень просто, - согласился я. - Всякий живет как хочет. Вот и я, например. У меня вам кое-что покажется немного оригинальным, да ведь вы же не из этих самых... филистеров и буржуев!
- О, нет. Оригинальностью нас не удивишь.
- То-то и оно.
IV
Приехали ко мне. У меня уже кое-кто: человек десять - двенадцать моих друзей, приехавших познакомиться поближе с провозвестниками нового искусства.
- Знакомьтесь, господа. Это все народ старозаветный, закоренелый, вы с ними особенно не считайтесь, а что касается вас, молодых, гибких пионеров, то я попросил бы вас подчиниться моим домашним правилам и уставам. Раздевайтесь, пожалуйста.
- Да мы уж пальто сняли.
- Нет, чего там пальто. Вы совсем раздевайтесь.
Молодые люди робко переглянулись:
- А зачем же?
- Чествовать вас будем.
- Так можно ведь так... не раздеваясь.
- Вот оригиналы-то! Как же так, не раздеваясь, можно вымазать ваше тело малиновым вареньем?
- Почему же... вареньем? Зачем?
- Да уж так у меня полагается. У каждого, как говорится, свое. Вы бросите на поднос дохлую крысу, пару карамельных бумажек и говорите: это картина. Хорошо! Я согласен! Это картина. Я у вас даже купил ее. "Американца в Москве" тоже купил. Это ваш способ. А у меня свой способ чествовать молодые, многообещающие таланты: я обмазываю их малиновым вареньем, посыпаю конфетти и, наклеив на щеки два куска бумаги от мух, усаживаю чествуемых на почетное место. Есть вы будете особый салат, приготовленный из кусочков обоев, изрубленных зубных щеток и теплого вазелина. Не правда ли, оригинально? Запивать будете свинцовой примочкой. Итак, будьте добры, разденьтесь. Эй, люди! Приготовлено ли варенье и конфетти?
- Да нет! Мы не хотим... Вы не имеете права...
- Почему?!
- Да что же это за бессмыслица такая: взять живого человека, обмазать малиновым вареньем, обсыпать конфетти! Да еще накормить обоями с вазелином... Разве можно так? Мы не хотим. Мы думали, что вы нас просто кормить будете, а вы... мажете. Зубные щетки рубленые даете... Это даже похоже на издевательство!.. Так нельзя. Мы жаловаться будем.
- Как жаловаться? - яростно заревел я. - Как жаловаться? А я жаловался кому-нибудь, когда вы мне продавали пятиногих синих свиней и кусочки жести на деревянной доске? Я отказывался?! Вы говорили: мы самоопределяемся. Хорошо! Самоопределяйтесь. Вы мне говорили - я вас слушал. Теперь моя очередь... Что?! Нет уж, знаете... Я поступал по-вашему, я хотел понять вас - теперь понимайте и вы меня. Эй, люди! Разденьте их! Мажь их, у кого там варенье. Держите голову им, а я буду накладывать в рот салат... Стой, брат, не вырвешься. Я тебе покажу сумерки насущного! Вы самоопределяетесь - я тоже хочу самоопределиться...
V
Молодые люди стояли рядышком передо мной на коленях, усердно кланялись мне в ноги и, плача, говорили:
- Дяденька, простите нас. Ей-богу, мы больше никогда не будем.
- Чего не будете?
- Этого... делать... Таких картин делать...
- А зачем делали?
- Да мы, дяденька, просто думали: публика глупая, хотели шум сделать, разговоры вызвать.
- А зачем ты вот, тот, левый, зачем крысу на поднос повесил?
- Хотел как чуднее сделать.
- Ты так глуп, что у тебя на что-нибудь особенное, интересное даже фантазии не хватило. Ведь ты глуп, братец?
- Глуп, дяденька. Известно, откуда у нас ум?!
- Отпустите нас, дяденька. Мы к маме пойдем.
- Ну ладно. Целуйте мне руку и извиняйтесь.
- Зачем же руку целовать?
- Раздену и вареньем вымажу! Ну?!
- Вася, целуй ты первый... А потом я.
- Ну, бог с вами... Ступайте.
VI
Провозвестники будущего искусства встали с колен, отряхнули брюки, вынули из петлиц ложки и, сунув их в карман, робко, гуськом вышли в переднюю.
В передней, натягивая пальто, испуганно шептались:
- Влетели в историю! А я сначала думал, что он такой же дурак, как и другие.
- Нет, с мозгами парень. Я было испугался, когда он на меня надвигаться стал. Вдруг, думаю, подносом по голове хватит!
- Слава Богу, дешево отделались.
- Это его твоя крыса разозлила. Придумал ты действительно: дохлую крысу на поднос повесил!
- Ну, ничего. Уж хоть ты на меня не кричи. Я крысу выброшу, а на пустое место стеариновый огарок на носке башмака приклею. Оно и прочнее. Пойдем, Вася, пойдем, пока не догнали.
Ушли, объятые страхом...




Добавлено спустя 1 минуту 59 секунд:  

murena пишет:Сообщение http://reverent.org/ru/an_artist_or_an_ape.html - у
кого будет 100% результат?

Ваш результат: 100% :-[
Deeper
0
Deeper   15.11.2012 / 15:42   #    Ответить   
искусство признают те кто его понимает, но с абстракциями думаю все притворяются.
Живой
0
Живой   15.11.2012 / 20:20   #    Ответить   
мне из бреда больше сюрреализм по духу, сие не догоняю кроме квадрата малевича
бандерснатч
0
бандерснатч   16.11.2012 / 00:43   #    Ответить   
Vest пишет:Сообщение Аверченко А.Т. / Крыса на подносе

Аверченко, конечно, умен, но ЭТОТ текст - дурость. Тем паче, что не автору сатирической истории его писать. :death:
homer
0
homer   16.11.2012 / 01:10   #    Ответить   
Вот здесь напряжение, тревога; а здесь — спокойствие, гармония. Вы согласны?». Студентки кивали

А сами думали - это за херня :))
на вопрос: Чем абстрактное искусство отличается от «каляк-маляк»
так и не ответ ели :))
ank
0
ank   16.11.2012 / 01:36   #    Ответить   
Художник в задумчивости сел на свою палитру, повертелся на сидении, потом снял штаны с испачканным задом, глянул: "Бааа, шедевр.". Вырезал и на подрамник. :death:
Vest
0
Vest   16.11.2012 / 09:56   #    Ответить   
бандерснатч пишет:Сообщение Аверченко, конечно, умен, но ЭТОТ текст - дурость. Тем паче, что не
автору сатирической истории его писать.
да не, нормальный текст. показывает сколько к тем, кто этим дышат и живут, примазывается говна . чисто по мотивам "народ дурак, схавает"...
добро
0
добро   16.11.2012 / 10:46   #    Ответить   
что такое каляка-маляка?
renton
0
renton   16.11.2012 / 15:36   #    Ответить   
линк по теме, полный любви и обожания.
и под статьей еще парочка, в частности фигурирует дама в одежде, обвешанной плюшевыми вагинами (как арт-объект) . Текст на английском, вкратце автору надоели каляки-маляки, выдаваемые за искусство



и лишь один седой и старый
отчетливо сказал говно ©



любую идею можно довести не то что до абсурда, до маразма.
Ujin Genie
1
Ujin Genie   16.11.2012 / 15:47   #    Ответить   
на мой взгляд - ни чем. не признаю в этом искусства :ric:
renton
1
renton   16.11.2012 / 15:48   #    Ответить   
и, кстати, отличается ценой. если ценник нулевой это каляка маляка, а убедите кого-нибудь купить вашу каляку за пол-миллиона, тут же, в момент, она станет искусством. Парадокс.
Ujin Genie
1
Ujin Genie   16.11.2012 / 15:51   #    Ответить   
тест показл, что крео кошки Кис-Касо мне больше по душе, а если нет разницы

Скрытый текст:
то её нет :death:
do4a
0
do4a   19.11.2012 / 14:42   #    Ответить   
Ценители матьвашу собрались!!! 
Шакал
0
Шакал   19.11.2012 / 14:50   #    Ответить   
Ценой? не ?!!