20.11.2012 / 13:26

«Наследники». Россия как большая деревня с вечными проблемами

Спустя четыре года нагремевший фильм «Наследники» тюменского режиссера Константина Одегова снова приехал в Тюмень. Увидеть картину и обсудить ее вместе с создателями ленты в этот раз удалось всем тем, кто пришел в назначенное время в Малый зал Тюменского драматического театра.

Когда покажут фильм в следующий раз, пока неизвестно, но тем, кто так и не посмотрел картину, есть о чем сожалеть, потому что лента рассказывает о нас с вами, о жителях Сибири и России.

О том, что же такое Сибирь в мире сложилось простое и всем понятное представление: это где медведь по улицам ходит, где есть нефть и была ссылка. Но мы, живущие здесь, видим все с другой стороны. Вместе с тем, в ленте Одегова тоже есть пьяные, что играют на балалайках, медведь, который шастает по улицам, иногда даже в спецовке работника нефтяной промышленности, ханты, скользящие на оленьей упряжке, но на качестве и глубине картины это никак не отразилось. Более того, все вышеперечисленное, по признанию самого режиссера, есть не что иное, как аллегория, каждый элемент которой чрезвычайно символичен. Такие признаки Сибири, выбранные режиссером и художественно выведенные им, для зрителя думающего, а более того, живущего здесь, это не только символ, но и определенная доля иронии, которой в ленте хоть отбавляй. Однако перейдем к сюжету.

Книга тюменского писателя Сергея Козлова «Мальчик без шпаги» стала основой для фильма. Несмотря на то, что некоторые моменты картины значительно отличались от своего литературного оригинала, по признанию писателя, лента от этого не проиграла. «Кино и литература — это совершенно разные виды искусства, в которых действуют свои законы. Сделать фильм, полностью отражающий литературное произведение, очень сложно, практически невозможно», — отмечает писатель. Однако Константин Одегов на это заметил, что Сергей Козлов пишет в особой манере и его произведения подходят для экранизации.

Действие фильма разворачивается в Увате, где мальчик по имени Тимофей из неблагополучной семьи вынужден сам зарабатывать на жизнь. Каждые выходные он выезжает далеко за пределы села и продает рыбу. В одной из таких вылазок он знакомится с вором Мишкой и становится его помощником, продавая краденые вещи. Но однажды в руки юного Тимофея попадает пуговица с мундира цесаревича Алексея Романова. Мишке нужно продать пуговицу, но он отдает ее Тимофею. Как оказалось впоследствии, пуговица правильно нашла своего хозяина и очень ему помогла. Позже писатель отмечал, что показанное в фильме — правда, кроме, конечно пуговицы.

Сюжет картины очень простой, несмотря на то, что он имеет свои внутренние сплетения и микросюжеты. Однако от этого лента только выигрывает, и более того, показывает мастерство ее создателей. Несмотря на свою сюжетную линейность и простоту, фильм вскрывает множество социальных проблем не только связанных с провинциальностью Сибири, но и России в целом. Детская преступность, неизбежная криминальная судьба многих россиян, заброшенность, алкоголизм, разборки, огромная дистанция между богатыми и бедными, коррупция и пр.

Небольшой территории села и истории одного мальчишки достаточно, чтобы обнаружить эти и многие другие проблемы общества, заставить зрителя задуматься. Хотя лента снята 4–5 лет назад, актуальности своей она не теряет. Тому доказательством может служить реакция зрителей, смотревших фильм. Многие из них нервничали, часто реагировали очень бурно, но признавались -то, что было показано, уж слишком похоже на повседневную жизнь.

Что касается актерского состава, то выбран он очень удачно. Константит Одегов неоднократно отмечал, что работать приходилось в трудных условиях, зачастую в 37-градусный мороз, и платить актерам приходилось мизерный гонорар, но несмотря на это все справились со своей задачей. В картине приняли участие знаменитые актеры театра и кино, некоторые из них хорошо знакомы зрителям тюменских театров.

Роль Тимофея была блестяще сыграна, более того, внешняя схожесть актера Павла Юрченко и цесаревича Алексея не оставила зрителей равнодушными. Именно этот факт после просмотра фильма долго обсуждался. Константин Одегов отметил, что выбор актера, как и многие другие моменты создания картины были как будто решены кем-то свыше и полны мистики. Так режиссер признавался, что книга «Мальчик со шпагой» совершенно случайно попала к нему в руки, а когда фильм был на грани закрытия, неожиданно нашлись деньги на его досъемку и пр.

Фильм отличается особой «живостью» и «естественностью». В картине использовано минимум спецэффектов, натянутых фраз и придуманных ситуаций. По жанру «Наследники» балансируют на грани отличного остросоциального кино и документального фильма. Панорамные съемки Тобольска, зарисовки деревенских домов и улиц трогают зрителя своей «знакомостью». С одной стороны, это изображение провинции, с другой, это еще раз доказывает, что Россия — одна большая деревня с вечными проблемами. Выход писатель, а, следовательно, и режиссер видит в духовном наследии России, преемственности духовных традиций и моральных устоев, что станут «пуговицей, на которую можно будет застегнуться». Недаром, что благодаря своей глубине и остроте картину по достоинству оценили на ряде кинофестивалей, она получила лестные отзывы от столичных критиков.

Беседа, состоявшаяся после просмотра ленты, оказалась очень горячей и неоднозначной. Несмотря на то, что лента понравилась всем, некоторые моменты, как например шастающий медведь, кому-то показался лишним, кого-то сильно затронули сцены жестокости. Но в целом, все остались довольны, что вылилось в множество личных признаний, горячие аплодисменты и цветы, адресованные Константину Одегову, Сергею Козлову и актеру Анатолию Бузинскому. Режиссер отметил, что совместные проекты с Сергеем Козловым будут продолжаться, а значит, вполне возможно, что Тюмень вновь увидит кино о знакомом и самом важном.

Марина Рыбьякова

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 1160 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Тюмень, Кино, Константин Одегов

Другие новости рубрики:

 Комментарии  0