25.11.2012 / 10:40

Разгадать загадку личности Калигулы предлагает «Ангажемент»

В молодежном театре «Ангажемент» ведутся репетиции спектакля «Калигула» по пьесе Альбера Камю. Перед премьерой, которая состоится 8 декабря, проводятся показы для театральной общественности и прессы. Заместитель директора театра Лариса Гордиенко надеется, что спектакль привлечет высокоинтеллектуальную аудиторию.

Постановку уже успела оценить Марина Жабровец (завкафедры режиссуры ТГАКИиСТ), по ее словам, затронутая проблема вседозволенности особенно актуальна для молодежи. Кроме того, ее потряс Денис Юдин, который работал над созданием главного персонажа.

Режиссер Антон Милочкин признался, что заранее не определился с развитием действия, а надеялся основательно поработать над материалом с творческим коллективом. В постановке встретится много разных режиссерских приемов, пластическое решение мизансцен (к работе привлечена директор «Мимикрии» Любовь Лешукова). Художник Александр Зыбин позаботился о том, чтобы главный герой предстал в разных обличиях: в шкуре зверя, в светлых и темных одеждах.

Калигула не просто тиран и не просто сумасшедший, он герой, который открывает, что «предел человеческой личности» только в божестве. «Был ли Калигула богом?» — таким вопросом задался режиссер. Мне бы хотелось поразмышлять, что эта тема открывает для зрителя, которому близки и понятны цели и желания этого героя.

Цезарь, окруженный свитой, римским народом, целым миром, внезапно открывает новые возможности в познании себя (умирает возлюбленная Гая). К чему нести бремя ответственности ради иллюзорного всеобщего блага? Зачем восстанавливать справедливость, если ее истинное лицо навсегда скрыто от человека? Гай Цезарь принимает несколько последовательных решений, которые рушат империю. Все, кто неугоден, убиты, знать лишена привилегий и богатств, самое главное — все вынуждены подчиняться. Калигула не скрывает, что истинное удовольствие для него — заставить страдать другого, потому что на самом деле только в этом состоянии открывается истина.

Поэт Сципион (Виталий Мигунов) все еще врет себе и окружающим, что в смирении с естественным порядком вещей рождается счастье, а для Калигулы поэзия — это «меч». Цезония (Екатерина Душина) остается верна императору — ею управляет любовь — и даже по-настоящему понимает его. Другие же не могут возразить из-за малодушия или страха. Из всех приближенных найдется только один оппонент — Керея (Макси Рогоза). Многих зрителей потряс диалог между императором и этим героем. Мне же было невыносимо признать, что в этой истории даже счастье тихой мирной жизни, на котором так упорно стоит Керея, разрушается праведными муками Гая Цезаря.

Калигулу порождает не злость, а настоящий праведный гнев перед жестокостью жизни, перед людьми, которые неспособны к решительным действиям. Он мечтает увидеть, как народ восстанет, наполнится живительной силой несогласия. Такая цель оказывается непосильной для императора: внутреннее напряжение, которое сметает все границы дозволенного, усиливает тоску и одиночество. Поразительно то, что Калигула наслаждается даже тем, что истязает себя. В разгадывании этой личности можно пойти и дальше, но нас ждет неизбежный финал: «В историю, Калигула, в историю!». Актеры разберут пьедестал, на котором император воплощал свои страшные фантазии.

В моем сознании эта пьеса осталась в рамках проблемы самоопределения личности. Я пришла к выводу, что нет никаких границ в поисках себя. Истинное стремление намного шире привычного понимания жизни: любви, счастья, государства и даже поэзии. Было приятно познакомиться с героем, который смог разрушить наскучившую обыденность на моих глазах.

Варвара Сополева

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 2026 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Ангажемент, премьера, Театр, Тюмень

Другие новости рубрики:

 Комментарии  0