13.03.2013 / 10:30

«Старший сын»: задушевный разговор со зрителем

Тюменцам представили «Старшего сына» Вампилова в постановке выпускницы СпбГАТИ Евгении Никитиной.

Впервые в моем опыте авторская мысль воплотилась так легко, что уровень доверия к актерам зашкалил. Для постановки была выбрана сцена на пятом — спектакль в камерном пространстве становится особенно трогательным.

Сценический язык терпит любую тему и идею. В театре приживается все: пропаганда и высокая философская мысль, острые злободневные проблемы и вечные вопросы. Александр Вампилов пришел в советский театр со своими «загадками» (разбор его пьес был сложен для режиссеров и они придумали такую формулировку). Перед нами парадокс — бытовая ситуация в один миг становится универсальной. Никакой сатиры или откровенного осуждения героев Вампилова не встретишь, только правдивое изображение, плавно перерастающее в задушевный разговор благодаря блистательной работе режиссера.

Особое внимание к деталям не дает зрителю усомниться в правдивости этой истории (разумеется, речь идет о возможности вымысла обрасти правдоподобием). В первую очередь впечатляет художественное оформление (Алексей Паненков). Атмосфера показалась знакомой, потому что в доме моей бабушки тоже были занавески, которые крепились зубчатыми клипсами. У дедушки в комнате стояли коричневые обшарпанные чемоданы. Белые двери с железными ручками, мелькающие во время действия, тоже кажутся родными, хотя бы потому, что хрущевки еще сохранили свой первозданный вид с этими дверьми и крашеными полами. Кроме того в спектакле звучат песни далеких (а может не таких уж и далеких) 50-х годов.

Сергей Кутьмин в роли Андрея Григорьевича Сарафанова, в очередной раз произвел глубокое впечатление своей актерской игрой. Кажется, в нашем театре есть специалист по счастью (Сергею Прокопьевичу в своих актерских монологах приходится рассуждать о хрупкости человеческого счастья): из его ролей складывается некая универсальная формула разочарований старшего поколения. И наконец — нельзя не отметить, с какой внимательностью творческий коллектив отнесся к материалу, а именно к психологии героев и их внутренней жизни. Мы можем оценить кропотливую работу над человеческими чувствами и мыслями.

Сомнение в правдивости наведывается только раз из-за неожиданного сюжетного поворота. Но и тут в силу вступает закон волшебного слова «вдруг» (любимое пушкинское слово), которое каждому художнику позволяет творить то, что вздумается. Молодые люди, похожие на дворовую шпану, опоздали на электричку и принялись искать место для ночлега. Кто ж знал, что им придется решать бесконечные споры семьи Сарафановых! Кто ж знал, что главный герой Володя (Сергей Калинин) найдет в Новомыльниково не только ночлег, но и гору чужих проблем! Все началось с вранья, которое так удачно походило на правду и отвечало чувствам героя (Владимир Бусыгин не знал своего отца, поэтому обманывать Сарафановых у него получалось очень естественно). Показалось, что слова «Андрей Григорьевич — мой отец» сами собой напросились, как только Володя занял место за столом для семейных посиделок.

Все закрутилось и завертелось. Трогательный старик-музыкант, которого давно оставила жена; его дети, которые не могут найти общий язык, вмиг стали родными для старшего сына. Ведь человек не просто так становится одиноким: в череде случайных событий можно навсегда потерять дорогу к близким людям. Старший сын готов все изменить в семье Сарафановых, потому что не видит ничего преступного в том, что люди отдалились друг от друга. Его друг Сильва (Николай Юдин) считает по-другому: «У людей толстая кожа, надо их напугать или разжалобить». Он не один такой в этой истории, есть еще сосед и Летчик Кудимов. Им совершено чуждо сопереживание и чуткость по отношению к другим людям. Режиссер обойдется с ними чрезвычайно мягко — стук колес и мелькающие огни в электропоезде.

Сарафановы, напротив, не могут оставить свой дом и старика-отца, тем более, после того, как в семье появился старший сын. Да и чуткость по отношению друг к другу заслуживает восхищения: дети уже полгода не говорят отцу о том, что знают о его увольнении из оркестра. Что же они предпримут, когда узнают, что Володя их обманул?

Финал спектакля, на мой взгляд, вышел далеко за рамки самого произведения. Режиссер Евгения Никитина, не дождавшись ухода зрителей, пламенно расцеловала Сергея Прокопьевича. На что он, как истинный актер, шутливо по-отцовски возмутился: «Нарушили все театральные принципы! Браконьеры…" Сами понимаете, что семью Сарафановых в этой истории ждет счастливый конец.

Варвара Сополева
Фото: Андрей Павлычев

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация
Просмотров: 1619 | верcия для печати
Читайте новости по темам: премьера, Спектакли, Тюмень, Театр драмы

Другие новости рубрики:

 Комментарии  1  Читать на форуме  
Tessa
0
Tessa   14.03.2013 / 12:37   #    Ответить   
Рекомендую к просмотру всем!!! Впечатления от спектакля невероятные!!!) давно такого не было)