Posted 29 ноября 2019,, 14:59

Published 29 ноября 2019,, 14:59

Modified 20 октября 2022,, 03:36

Updated 20 октября 2022,, 03:36

Домашний арест. Для кого он?

Домашний арест — повезло ли?

29 ноября 2019, 14:59
Фото: Наш город / 1Mi
Домашний арест. Для кого он?
Домашний арест экс-начальника УМВД по Тюменской области Юрия Алтынова поднял острую тему домашних арестов. Обязательно ли быть генералом, чтобы попасть под домашний арест?

Домашний арест экс-начальника УМВД по Тюменской области Юрия Алтынова поднял острую тему домашних арестов. Обязательно ли быть генералом, чтобы попасть под домашний арест?

21 ноября Ленинский районный суд Тюмени отправил под домашний арест Юрия Алтынова. Примечательно, то, что обычно дружные следствие и обвинение разошлись во взглядах: следователь просил поместить Алтынова в СИЗО, а прокуратура, напротив — настаивала на домашнем аресте. Суд принял сторону прокуратуры, и с 21 ноября у большинства тюменцев домашний арест ассоциируется не с одноименным сериалом, а с Юрием Алтыновым.

Что такое домашний арест?

При избрании судом такой меры пресечения, обвиняемый или подозреваемый находится в полной или частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает. Но при этом накладывается ряд ограничений и за лицом осуществляется контроль. Как правило, ограничения связаны с запретом на выход за пределы указанной территории, общение с рядом лиц, за исключением защитника, близких родственников и следователя, использование средств связи и интернета также запрещено. В некоторых случаях, по письменному заявлению, следователь вправе смягчить условия содержания. Например, разрешить визит друзей или посещение врача. Ограничений по вызову скорой медицинской помощи и других экстренных служб нет. Но обязательно нужно уведомить следователя об их визите. Нарушением порядка содержания под домашним арестом может повлечь изменение на более строгую меру пресечения — заключение под стражу.

Кому его назначают?

Если верить новостям, то под домашний арест попадают предприниматели, политики и чиновники. Отчасти этот образ верный, в основном такую меру пресечения избирают лицам, подозреваемым в совершении экономических или коррупционных или иных преступлений, не связанных с насилием. Но и отрицать, что эту меру избирают известным людям тоже нельзя.

Наиболее известные россияне, испытавшие «прелести» домашнего ареста на себе это политик Алексей Навальный, режиссер Кирилл Серебрянников, журналист Иван Голунов. Из нынешних арестантов это политик Анастасия Шевченко, и заместитель губернатора Ростовской области Сергей Сидаш. Среди тюменцев, наиболее яркие примеры это журналистка Юлия Баталова, топ-менеджер тюменского Росгосстраха Александра Кутергина и замглавы Заводоуковска Римма Назарова.

Почему следователи предпочитают помещать обвиняемых в СИЗО?

В России домашний арест ввели с 1 июля 2002 года, однако популярности у судов и следователей не снискал. По статистике, приведенной судебным департаментом при Верховном Суде РФ российскими судами в 2016 г. было рассмотрено 6 907 ходатайств о применении меры пресечения в виде домашнего ареста, из них удовлетворено 6 101. Домашний арест назначается лишь в 4-5% случаев.

О причинах непопулярности меры пресечения мы поговорили со следователем Александром (имя изменено по просьбе собеседника).

«Проще работать с теми, кто находится в СИЗО. Зачастую у них нет связи, да и становятся они более сговорчивыми — за несколько дней готовы на все, лишь бы выйти. Домашний арест плох тем, что обвиняемый может спокойно пользоваться телефоном и интернетом — передал ли ему родственники компьютер — не проконтролируешь. Лично я никогда не ходатайствовал об этой мере пресечения, только работу себе усложнять. Вот сидит он дома и пишет сообщникам, что говорить следователям и какие улики уничтожить», — сказал Александр.

В пресс-службе УФСИН по Тюменской области подтвердили, что в нашем регионе домашний арест не самая популярная мера пресечения.

За 10 месяцев 2019 года у нас на учете проходили: исправительные работы более 1000 раз, обязательные работы свыше 2000 раз, а домашний арест — около 100 Наталья Батурина, старший инспектор УФСИН по Тюмеской области.

Не смотря на то, что домашний арест назначают крайне редко, особых трудностей для УФСИН она не вызывает, поскольку без причины датчики срабатывают нечасто.

Плюсы и минусы домашнего ареста

Домашний арест — вторая по «мягкости» мера пресечения после ограничения свободы в виде подписки о невыезде. Если в случае с подпиской, обвиняемый может ходить на работу и содержать себя, то в случае с домашним арестом он лишается такой возможности. И если у человека нет достаточных накоплений и родственников, готовых оказать поддержку, то радость от нахождения на относительной свободе может быстро закончиться от того, что банально заканчиваются продукты и деньги на их покупку. А следственные действия могут длиться очень продолжительное время, вплоть до нескольких лет.

Сложность вызывает и необходимость получения разрешения у следователя на выход из дома. Например, политик из Ростова-на-Дону Анастасия Шевченко, из-за отсутствия разрешения, не могла попасть в реанимацию к умирающей дочери.

При всех сложностях, такая мера пресечения гораздо более гуманна, чем помещение под стражу. Например, 74-х летнюю тюменскую пенсионерку Нину Трапш было бы куда справедливее поместить под домашний арест, нежели содержать ее в СИЗО.

Домашний арест в его нынешнем виде несовершенен по ряду причин: он не исключает вероятность того, что обвиняемый сможет пользоваться интернетом и звонками, принимать посетителей мешать следствию или давить на свидетелей. Но это должно стать поводом для усовершенствования системы, а не помещения в СИЗО людей, чья вина еще не доказана. Тем более, что условия содержания в СИЗО гораздо строже, чем в колонии общего режима. Даже в судах день в изоляторе приравнивают к полутора дням колонии.

"